Общепит подогревается онлайн

В Сибири растет спрос на доставку готовых блюд
В регионах Сибири растет спрос на готовую еду. Так, по данным Сибирского ГУ Банка России, объемы продаж в денежном выражении в этом сегменте выросли по итогам 2023 года в сравнении с 2022-м почти на треть. Рост рынка эксперты объясняют потребностью населения экономить на ресторанах, заменой которых и является готовая еда. Рестораторы, в свою очередь, объясняют популярность еды на вынос удобством и увеличением доходов населения. За год количество заведений общепита в этом сегменте выросло в Сибири на 3%.

Высокая популярность готовой еды в целом обусловлена ростом сибирского общепита, выяснили эксперты. Фото Ивана Водопьянова

На рынке общепита прошлый год в Сибирском федеральном округе был примечателен возросшим спросом на готовые блюда. Объемы продаж в денежном выражении в этом сегменте в целом по округу выросли почти на треть, подсчитали в Сибирском ГУ Банка России. «Бурное развитие сибирского общепита мы наблюдаем последние два года. Например, еще в 2022-м сервисы доставки готовых блюд стали одними из самых быстрорастущих сегментов рынка электронной коммерции в округе. Сегодня Новосибирск в числе лидеров по количеству кафе и ресторанов, которые занимаются доставкой блюд. На 100 тысяч жителей у нас приходится 1724 таких заведения. Это третий показатель в стране среди городов-миллионников», — рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.

Высокая популярность готовой еды в целом обусловлена ростом сибирского общепита, указывают аналитики банка. С июля по декабрь прошлого года объем услуг кафе и ресторанов в округе в денежном выражении увеличился практически на 7%.

По данным онлайн-сервиса 2ГИС, в целом по Сибири за год к февралю 2024 года число заведений, осуществляющих доставку готовой еды (рестораны, кафе, столовые и др.), выросло на 3%. Наибольшая динамика отмечена в Барнауле (+7 за год, до 487 заведений), Кемерове (+6%, до 362), Красноярске (+3%, до 869), Омске (+2,8%, до 669), Томске (+2,6%, до 359 заведений). В Новосибирске количество практически не изменилось (всего 1 тыс. заведений), в Иркутске снизилось на 5,7% (до 544 заведений).

В январе 2024 года в Новосибирске число заказов готовой еды в «Яндекс лавке» выросло почти на 30% год к году. Количество покупателей готовой еды также выросло (на 43%). Среди самых популярных у горожан блюд — сэндвичи, драники, супы (например, борщ и том ям), а также вторые блюда, среди которых паста карбонара. «Мы видим большой потенциал у рынка доставки готовой еды в Сибири», — комментирует руководитель группы регионов готовой еды «Яндекс лавки» Алла Подгорная.

Часть экспертов полагает, что спрос на готовую еду растет из-за ее доступности и более низкого чека в сравнении с покупкой блюд в ресторане. «Тренд на повышение внимания потребителей к ценам приводит к тому, что готовой кулинарией из торговых сетей частично замещается доставка еды из ресторанов», — считает генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Доставка блюд для объектов общественного питания — не только источник роста, но и возможность поддержания лояльности клиентов, отмечают игроки рынка. По словам рестораторов, чек на готовую еду значительно дешевле, чем в ресторанах, что обусловлено потребительским спросом. Заведения для доставки формируют отдельное меню.

В то же время рестораторы указывают на устоявшийся тренд — после пандемии люди освоили цифровые сервисы и привыкли к удаленным заказам. «Тенденция началась еще в 2020 году — стимулом послужила пандемия. Как и многие другие цифровые технологии, наши клиенты освоили и доставку, оценив удобство», — говорит исполнительный директор Сибирской ассоциации гостеприимства (Красноярский край) Ирина Максимова. Она отмечает, что чаще всего этой услугой пользуется молодежь.

«Многим выгоднее этот час поработать, а не потратить его на дорогу до кафе или ресторана», — говорит председатель Ассоциации рестораторов и отельеров «Гильдия гостеприимства Кузбасса» Василий Бочкарев. По его оценке, в целом по округу доля ресторанов, использующих доставку готовых блюд, за прошлый год выросла до 80%. При этом 60% из них пользуются услугами агрегатора, 40% имеют собственную службу доставки.

Наибольшая доля доставки в заказах ресторанов в городах с населением от 500 тыс. При этом чаще всего доставку используют заведения, в которых средний чек составляет от 500 до 1,5 тыс. руб. Для этой категории особенно важно сохранить лояльность клиентов, поскольку они не могут привлекать их низкими ценами, как заведения эконом-сегмента или рестораны с высоким чеком.

Вполне вероятно, что в текущем году рынок готовой еды также вырастет на 30%, указывают игроки рынка. «Этот сегмент будет расти в ущерб офлайну. Ряд предприятий ждет закрытие, в том числе большие рестораны, которым придется переформатироваться в фабрики по производству и доставке готовой еды в силу снижения доходов населения и роста популярности доставки. В целом рестораны в скором времени станут в большей степени объектами развлечений, нежели местом для потребления пищи», — полагает Ирина Максимова.

Лолита Белова