На рынке запенилось

В Сибири увеличились объёмы производства пива
В регионах Сибири растет производство пива. По данным Росстата, в прошлом году в целом по округу было произведено 130 млн дал пива, что на 5% больше, чем в 2022 году. Рост выпуска алкогольной продукции произошел, несмотря на рост себестоимости производства на 17%, подорожание на 30% упаковки и сырья. Эксперты объясняют динамику увеличением числа производителей и расширением рынка сбыта за счет новых регионов. В то же время они не исключают, что в 2024 году этот сегмент столкнется с новыми вызовами, в том числе ростом стоимости продукции и увеличением доли крепкого алкоголя в общей структуре потребления.

Крупные производители пива объявили о планах повысить отпускные цены на продукцию. Фото Андрея Бресонова

Объем производства пива в Сибири в 2023 году составил около 130 млн декалитров (дал), подсчитали в Росстате. Таким образом динамика в сравнении с предыдущим годом составила 5% (всего в 2022 году было произведено 123 млн дал). Производство пивных напитков достигло 14,4 млн дал. Наибольший объем выпуска пива приходится на Новосибирскую — 42,5 млн дал, Омскую области — 32,6 млн дал, Алтайский край — 17,4 млн дал, а также Томскую область — 16,3 млн дал. В меньшем объеме было произведено — в Республике Хакасия — 7,3 млн дал и Красноярском крае — 3,5 млн дал.

Рост выпуска алкогольной продукции связан с увеличением числа производителей и расширением рынка сбыта за счет новых регионов, считают в Росалкогольтабакконтроле. К примеру, пивоваренная компания «Балтика» 18 марта 2024 года сообщила о расширении присутствия в Кыргызстане. Также в ведомстве указали на активное замещение импортной продукции отечественными производителями. Еще одной причиной роста эксперты называют восстановление покупательной способности населения. При этом отмечается, что средняя цена в 2023 году практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом.

Тенденцию подтверждают розничные продажи пива и пивных напитков, которые по итогам прошлого года в СФО составили в натуральном выражении — 95,4 млн дал, что почти на 4% больше, чем в 2022‑м. Наибольшие объемы реализации этой категории алкогольных напитков зафиксированы в Новосибирской — 16,7 млн дал, Кемеровской — 16,2 млн дал, Иркутской областях — 15 млн дал и Красноярском крае — 14,9 млн дал. Доля продукции пивоварения в структуре потребления алкоголя в 2020‑м составила 38,1%.

По словам председателя общественной организации производителей и продавцов пивной и алкогольной продукции «ПИАП» Алексея Соловьева, в большей степени динамика производства обусловлена большими компаниями, которые наращивают выпуск пива. Небольшие производители столкнулись в прошлом году с проблемой маркировки пива и слабоалкогольных напитков в кегах, которая была введена с 1 апреля 2023 года. Игрокам рынка пришлось вложить десятки миллионов рублей в новое оборудование. На этом фоне себестоимость производства пива выросла более чем на 17%. Также в среднем на 30% подорожала упаковка и сырье.

Более того, из-за маркировки торговые сети отказались продавать разливное пиво. С 15 января 2024 года вступили в силу более строгие требования по транспортировке разливного пива магазинами, торговые сети обязали передавать в национальную систему маркировки «Честный знак» данные о подключении оборудования для розлива к системе, а также данные о продаже с помощью контрольно-кассовой техники.

«При этом оценивать влияние маркировки на показатели еще преждевременно. Мы продолжаем следить, в частности, как маркировка алюминиевой тары поведет себя в условиях реальных объемов производства», — прокомментировал, исполнительный директор Ассоциации производителей пива (АПП) Вячеслав Мамонтов.

Тем не менее в ассоциации ожидают сохранения положительной динамики производства и розничных продаж пива. Впрочем, эксперты не исключают, что в 2024 году этот сегмент столкнется с новыми вызовами, в том числе ростом стоимости пива и роста доли крепкого алкоголя в общей структуре потребления.

Так, в марте 2024 года крупные российские производители пива сообщили о намерении повысить отпускные цены на продукцию. Они уже уведомили об этом торговые сети. Сейчас ритейлеры проверяют обоснованность изменений, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Вячеслав Мамонтов отмечает, что в качестве стимулирования отрасли необходимо рассмотреть вопросы открытия новых легальных каналов продаж, фискальных мер поддержки и продолжения борьбы с нелегальным сегментом. «Важно, при этом, не допустить дополнительного административного давления на добросовестных представителей индустрии, повышения акцизов и других регуляторных рисков», — говорит он.

Лолита Белова