АО «Труд» — 35 лет на благо России

В этом году Акционерному обществу «Труд» исполняется 35 лет. Предприятие создавалось на волне кооперативного движения и воли одного человека — Юрия Михайловича Тена — в далеком 1988 году. Тогда трудно было предположить, что «Труд» устоит в лихие 90-е, пройдет через дефолты и экономические передряги новой России и станет в ряд двадцати сильнейших дорожно-строительных организаций страны.

Сегодня «Труд» — это 8 филиалов в пяти регионах Сибири и Дальнего Востока. За 35 лет построено, реконструировано, отремонтировано более 3000 км дорог. В копилке общества такие значимые для экономики страны проекты, как строительство и реконструкция федеральных трасс: «Амур», «Лена», «Байкал», «Сибирь». Капитальный ремонт региональных дорог в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Иркутской, Амурской, Сахалинской областях, Якутии.

На предприятии создана мощная производственно-техническая база, которая насчитывает более тысячи единиц автоспецтехники и оборудования. Кроме того, есть собственная сырьевая база.

— АО «Труд» — это предприятие полного цикла в области строительства, реконструкции, капитальных ремонтов и содержанию автомобильных дорог, мостовых сооружений, взлетно-посадочных полос. В настоящее время 80% работ выполняются собственными силами: так мы гарантируем объемы и сроки производства, тем более, сейчас, когда государство взяло курс на увеличение межремонтных сроков и одновременно — ужесточение исполнения контрактных обязательств. Учитывая рыночную конъюнктуру, в 2018 году мы создали собственный Мостовой филиал. Искусственные сооружения зачастую идут в одном лоте по капитальному ремонту или строительству автомобильной дороги. Например, на нашем объекте строительства обхода Усолья-Сибирского в Иркутской области предусмотрено возведение шести транспортных развязок, пяти путепроводов, пяти мостов и двух надземных пешеходных переходов, — кратко подводит итог глобальной трансформации и развития предприятия генеральный директор АО «Труд» Сергей Томшин.

Сергей Томшин, генеральный директор АО «Труд»

На протяжении всей своей деятельности АО «Труд» системно подходит к разработке и внедрению инновационных технологий в дорожном строительстве, в том числе в условиях резко континентального климата и вечной мерзлоты.

— В этом смысле мы не теоретики, а практики. Работаем с геосинтетическими материалами; тонкослойными покрытиями, которые позволяют продлить жизнь дорог без серьезного ремонта; апробировали устройство теплоизоляционных слоев из пеноплекса для сохранения вечной мерзлоты. У нас наработаны серьезные компетенции в применении технологии устройства основания дорожных одежд методом холодного ресайклинга. В целом, технология приводит к увеличению срока эксплуатации проектируемой дорожной одежды и является экономически выгодным решением. Однако наиболее эффективной для регионов Сибири и Дальнего Востока (относятся к I дорожно-климатической зоне) считаем применение теплых асфальтобетонных смесей. Их производство более экологично, они медленнее остывают, что позволяет повысить дальность транспортировки, продлить строительный сезон, — подчеркивает первый заместитель генерального директора — главный инженер Юрий Кибирев.

Наконец, главная составляющая успеха — это коллектив, его костяк — проверенные годами профессиональные специалисты. Принципиальная позиция Акционерного общества «Труд» — регистрировать предприятия в регионах присутствия. Кадровая политика компании строится на принципах преемственности и наставничества. За четверть века практическую школу на объектах «Труда» прошли более 2,5 тысяч бойцов Байкальского студенческого строительного отряда. В свое время у истоков возрождения стройотрядовского движения в Иркутской области стоял Юрий Михайлович Тен.

— В АО «Труд» работает свыше 1700 человек, и более 60% из них молодежь. Мы стараемся собственными силами восполнять дефицит кадров. Тесно сотрудничаем с профильными вузами и училищами, центрами занятости. На базе предприятия создан Учебно-производственный центр подготовки и переподготовки специалистов. Многие годы успешно практикуется целевая подготовка молодых специалистов за счет предприятия. Специфика нашей деятельности такова, что большие объемы работ проводятся вахтовым методом. Как работодатель, делаем все возможное, чтобы создать хорошие бытовые условия — насколько это возможно на строительной площадке. Все жилые городки включают комфортные вагончики для проживания с wi-fi, бани, спортивные сооружения. Рабочие обеспечены хорошим питанием и медицинским обслуживанием. Много лет подряд наша компания носит звание лучшего работодателя по условиям охраны труда и безопасности, — рассказывает Сергей Томшин.

Лучшее подтверждение этих слов тот факт, что практически все директора филиалов в АО «Труд» прошли путь от студенческой скамьи до руководящих должностей вместе с предприятием.

«Лена» Большой Невер — Якутск

С 2014 года силами Соловьевского филиала АО «Труд» на федеральной автомобильной дороге А-360 «Лена» Большой Невер — Якутск (заказчик ФКУ ДСД «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК») реконструировано и построено более 100 километров трассы. Все объекты разные, но объединяет их многое: сложные рельефы, грандиозные выемки, вечная мерзлота, возведение мостовых сооружений. В этом году филиал завершил реконструкцию участка км 38 — км 58 на год раньше срока по контракту. За четыре года здесь переработано 2 млн кубических метров земли, по сути, создан новый рельеф дороги, построено четыре моста. Завершение всего комплекса работ с вводом 18,44 км участка автомобильной дороги запланировано на ноябрь текущего года.

Андрей Щеглов — директор Соловьевского филиала АО «Труд» начинал свою службу военным строителем на «Амуре» в 1996 году, в 1998 году перешел в «Труд». Лаборант, начальник лаборатории, специалист ПТО, начальник ПТО, главный инженер, заместитель директора филиала по производству, директор филиала — таков путь человека труда, в честь которого названа безымянная речка на км 403 автомобильной дороги Чита-Хабаровск. Будете проезжать, обратите внимание «Щегловка». Когда спрашиваешь Андрея Щеглова, какая дорога для него главнее, «Амур» или «Лена», отвечает, что в сердце навсегда — Чита-Хабаровск.

— Бездорожье полнейшее, из пункта «А» в пункт «Б» только на бульдозере или на сайгаке, люди до Жирекена добирались двое суток, а это всего 30 км. Зато сейчас пролетают расстояние за 20 минут. Когда меня спрашивают, что я чувствую, когда сдаю дорогу: радость и гордость за наших дорожников, которые делают шедевры, своим каждодневным трудом реально соединяют людей и судьбы.

Если спросить, о преимуществах работы в «Труде», то уверены на 100 процентов, все отметят хорошие бытовые условия и, непременно продолжат: «а как вкусно там кормят, как дома». Хорошая и вкусная еда — это фирменный знак компании.

Вера Николаевна Ефремова, заведующая производством Соловьевского филиала АО «Труд», профессиональный кулинар, с 23‑летним стажем. Всю жизнь проработала в кафе и ресторанах Читы. Но, пришел коронавирус, и многие не выдержали испытание эпидемией, закрылись. Вот так, волею судеб, решила переждать смутное время на вахте. И затянуло.

— Атмосфера у нас, как в Советском Союзе — открытая. Общаемся, все про всех знаем. Люди здесь доверчивые. Спокойно отдают свою зарплатную карточку и пин-код говорят, никогда никто двери не закрывает, улыбаются все, помогают друг другу. Живем, как одна семья, — улыбается Вера Николаевна.

Алексей Уваров, заместитель директора по строительству мостов Соловьевского филиала пришел в АО «Труд» в 2018 году прорабом, тогда филиал строил участок км 63 — км 93, с 10 мостами в придачу. Через полгода его назначили начальником участка, а с нового объекта предложили возглавить все мостовое направление. Говорит, что сомневался, но «когда тебе верят, то можно горы свернуть». В него поверили, а он поверил в себя и решил в 50 лет круто изменить свою жизнь, заняться спортом. «Подумали с ребятами, что своими руками можем спокойно сделать спортивный зал для занятия тяжелой атлетикой. И фактически из подручных материалов, в свободное от вахты время, соорудили зал, который сегодня является достопримечательностью и нашей гордостью. В него экскурсии водим, как в музей». Алексей Уваров дал себе слово вернуться в форму, убрать лишние килограммы и слово сдержал. «Мой личный рекорд 120 км жима от груди на два раза». Не поленились, посмотрели — 1-й разряд для мужчин в положении лежа. Когда смотришь на Алексея Владимировича, понимаешь, что он такой основательный. Отличник. Поэтому за мосты Соловьевского филиала можно быть спокойными, сделаны на совесть, простоят «сто лет».

Настасья Смольникова, и.о. начальника лаборатории Соловьевского филиала по профессии финансист-юрист, но уверенно говорит, что профессия лаборанта ей нравится больше. Прошла в Челябинске специализированные курсы и вот уже пять лет работает в АО «Труд». И с удовольствием говорит о своей работе: «С каждой машины мы берем 1 кг 900 грамм смеси, она отрабатывается на виброплощадке, потом идет под гидравлический пресс, где формируется образец — 101 мм. Затем проверяем водонасыщение и среднюю плотность образца. Например, если водонасыщение в пределах от 4-6, то смесь хорошая, даем ей зеленый свет, если выше — то брак, надо дорабатывать рецептуру. Отслеживаем и непосредственно укладку асфальта в полотно дороги. Во-первых, температура — 120 градусов. Ниже асфальт пойдет трещинами, выше — колейность появится. Так что работа наша ответственная и очень интересная. Самое главное, ты видишь результат своего труда».

Вера Ефремова, заведующая производством Соловьевского филиала АО «Труд»

Усть-Баргузинский филиал — связующее звено Республики Бурятия

Более десяти лет дорожные строители Усть-Баргузинского филиала компании АО «Труд» работают над реконструкцией уникальной трассы «Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян» (заказчик ГКУ «Бурятрегионавтодор»), которая проходит по Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Дорога протяженностью 726 километров является основной региональной артерией, которая связывает пять районов республики со столицей — Улан-Удэ. Масштабная реконструкция здесь началась в 2000 году по поручению Владимира Путина, и к настоящему моменту уже приведено в нормативное состояние более 300 километров дороги, вблизи населенных пунктов устроены освещение и автобусные остановки, возведен мост через реку Баргузин. Трудовских километров здесь 106 — после реконструкции и 82 километра — после ремонта дороги.

Леонид Осипенко — директор Усть-Баргузинского филиала с 2010 года. Перевели в Бурятию сразу после завершения строительства «Амура» Читы-Хабаровск. Свою трудовую биографию на филиалах «Труда» Леонид Леонидович начинал, после окончания Иркутского политеха, инженером-геодезистом в 2000 году. Первая серьезная работа — разработка выемки Алеурского хребта, ныне — перевал имени Юрия Тена. Первый асфальт на «Амуре» в районе Жирекена и сдача дороги до конечной стадии пришлась на плечи тогда главного инженера Жирекенского филиала Осипенко.

— Были молодыми, азартными, всему учились буквально на ходу. «Амур» — это колоссальный опыт, дорога жизни, дорога дружбы.

Сегодня Усть-Баргузинский филиал под руководством Леонида Осипенко работает на объекте Макаринино — Баргузин км 291 — км 316 региональной трассы «Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян».

Александр Зарубин пришел в Усть-Баргузинский филиал шесть лет назад водителем самосвала, сейчас четвертый сезон работает машинистом автогрейдера. Сам — местный, живет в селе Максимиха. Свою работу любит и уверен, что качество — это ответственность каждого на своем месте.

— Работа на филиале меня устраивает полностью. Никуда отсюда не уйду, если будут контракты. Всем всегда говорю — идите работать в «Труд». Мы делаем важное дело, когда сдаем дорогу, чувствую гордость за свой труд и радость. Люди говорят спасибо, а это дорого стоит, — вот такой знак качества от Александра Зарубина.

Наталья и Леонид Черные — родоначальники трудовой династии.

В 1997 году приехали они на заработки с Украины, думали на сезон, а получилось на всю жизнь. 26 лет верой и правдой служат общему делу: каждый на своем месте принимает участие в строительстве дорог. Начинали с Осинского филиала, потом был Иркутский, Асфальт-Центр, Труд — Байкал, Тулунский филиал и вот уже 8 лет работают на Усть-Баргузинском филиале. Наталья Александровна по хозяйству, а Леонид Иванович (Иваныч) — водителем автобуса.

— Папа с мамой работают постоянно, папа даже на межвахте не отдыхает, очень ответственный, не может свой автобус никому доверить. Мама, конечно, иногда себе позволяет уехать на выходные, — рассказывает Яна, младшая Черных (Данилова).

Так сложилась жизнь, что после Осинского филиала, когда Яне было лет семь, она осталась жить со старшей сестрой на Украине. Окончила там школу и финансово-экономический факультет университета.

— Родителей бесконечно люблю и уважаю. Они нам с сестрой дали все — образование, помогли с жильем. Скучала бесконечно. И в 20 лет поняла, что хочу быть с ними рядом. Приехала и устроилась разнорабочей на базу в Мамонах Иркутского филиала. Но настоящей школой жизни для меня стал Тулунский филиал. Там я познакомилась с моим будущим мужем, продружили с ним лет пять. Он был моим братом, лучшим другом, всегда им восхищалась и говорила, повезет же Паша твоей жене, ну, вот — мне и повезло. В Усть-Баргузинский филиал в 2015 году мы приехали уже как одна семья. Паша через какое-то время стал главным инженером, я — учетчиком. Бесконечно его люблю, он добрый, отзывчивый, справедливый. Самый лучший, — не скрывает своей любви к мужу Яна.

Павел Олегович Данилов — главный инженер Усть‑Баргузинского филиала, полушутя-полусерьезно говорит, что особого выбора у него не было. По настоянию мамы — Ваулиной Елены Анатольевны (она 20 лет отдала предприятию, сначала работала в финансово-экономическом отделе главного офиса, потом главным специалистом отдела организации труда и заработной платы) поступил в Иркутский политех на факультет «Автомобильные дороги и аэродромы». Студентом подрабатывал дорожным рабочим в «Труде». Потом строил дорогу в Якутии, с 2015 года трудится в Усть-Баргузинском филиале. Незаметно пролетели уже 10 лет, как он работает в АО «Труд».

Наталья и Леонид Черные, Олег и Яна Даниловы. Семейное фото

Обход Усолья-Сибирского — стройка десятилетия в Иркутской области

Обход Усолья — Сибирского (заказчик ФКУ Упрдор «Прибайкалье») не только стройка десятилетия в Иркутской области, но один из 12 крупнейших обходов России, которые сегодня реализуются в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он вызывает восхищение и точно никого не оставляет равнодушным.

Новый участок трассы будет частью федеральной дороги Р-255 «Сибирь» и пройдет не только в обход города Усолье-Сибирское, но и в обход поселка Тельма. Общая его протяженность составит 42,7 км. На участке возведут три развязки и левоповоротных петли, пять путепроводов, мостовые сооружения через реки Тельминка, Картагон, Целота и Биликтуйка, будет смонтировано два надземных пешеходных перехода и четыре остановочных комплекса. В этом году Акционерное общество «Труд» фактически завершает на объекте асфальтирование основного полотна и возведение всех инженерных сооружений.

Директор Усольского филиала Александр Ромашко пришел в АО «Труд» 19 февраля 1997 года мастером, через несколько месяцев стал главным инженером Иркутского филиала, потом директором филиала. Наверное, он единственный, чья трудовая биография неразрывно связана с родной областью. Для Александра Ивановича обход Усолья — третий по счету. Первый — обход Иркутска, который был сдан 2010 году. Среди иркутян эту дорогу сравнивают по красоте со швейцарскими Альпами. Потом был обход Ново-Ленино Иркутска и параллельно трудовцы сдавали взлетку Международного аэропорта «Иркутск».

— История жуткая, 103 дня кошмара. Утром прилетели большие самолеты, мы кидаемся на полосу, спиливаем асфальт, прорезаем в бетоне штробы, асфальтируем двумя слоями, наносим разметку, устанавливаем фонари, сдаем комиссии — и так каждый день, — вспоминает Ромашко. Это называется работать в условиях действующего аэропорта, где просто нет права на ошибку, а форс-мажор — гарантированные седые волосы у всех участников процесса. Потом была ликвидация последнего гравийного разрыва в районе Тулуна на федеральной трассе «Сибирь» с переносом веток нефтепровода, ликвидация так называемого в народе «тещиного языка» на км 47— км 55 автомобильной дороги «Байкал».

В 2024 году обход Усолья-Сибирского (Иркутская область) введут в эксплуатацию. Новая объездная дорога позволит вывести транзитный транспорт за пределы населённых пунктов, будет отвечать всем современным требованиям безопасности, позволит увеличить пропускную способность с 15 до 30 тысяч автомобилей в сутки. И, конечно, практически на час сократит время в пути, например, из Тайшета до Иркутска, ведь «Труд» соединяет пространство и время!

На федеральной трассе Чита-Хабаровск АО «Труд» сегодня занимается содержанием 800 км дороги и в прошлом году выиграло сразу несколько контрактов по приведению дороги в нормативное состояние. В этом году два филиала компании — Амурский и Могочинский — сдали в эксплуатацию 64,5 км дороги после капитального ремонта. До 2025 года АО «Труд» планирует завершить основной объем ремонтных работ на Чите — Хабаровск.

Станислав Че, директор Могочинского филиала, пришел в «Труд» после службы в армии специалистом дорожного департамента. Быстро понял, что офисная работа не для него и в конце 2008 года уехала на Жирекен строить дорогу «Амур» Чита-Хабаровск по второй стадии. Ирония судьбы, сегодня он, в качестве уже директора филиала, занимается гарантийным обслуживанием и содержанием именно этих участков дороги.

— Все гарантийные сроки прошли, дорогой надо заниматься, чтобы содержать в нормативном состоянии. В каких-то местах мы ее спасаем — бермы, солнцезащитные экраны, а где-то деградация грунта продолжается. Сегодня, в основном, занимаемся следствием — ремонтом дорожной одежды, а причина — в основании. Нужно заново разрабатывать грунты, активнее заниматься водоотведением. А это — капитальные ремонты. Думаю, что «Амур» достоин оставаться самой красивой и самой востребованной дорогой России, которая скрепляет, как обручем, нашу страну с запада на восток.

Пономарев Даниил, инженер лаборант Могочинского филиала, в прошлом году окончил ИРНИТУ, факультет «Автомобильные дороги». «Планировал поступать на промышленно-гражданское строительство, но в деканате решили, что буду учиться на дорожном факультете. И нисколько об этом не жалею. В 2020 году проходил производственную практику на Могочинском филиале АО «Труд» помощником инженера-лаборанта, именно тогда полюбил профессию, появилось желание попробовать себя на линии». Для Даниила идет первая самостоятельная вахта в качестве инженера-лаборанта Могочинского филиала.

— Основная работа — это контроль качества материалов, которые идут в конструктивы: асфальта, асфальтобетонной и асфальтогранулобетонной смеси и многое другое. Дорожная одежда подбирается, исходя из множества критериев, которые прописаны в нормативной документации, учитывается категория дороги, интенсивность движения, климатическая зона. Мы проводим испытание смеси отдельно, а также берем образцы дорожной одежды из слоя. Смотрим воздушные пустоты, объем плотности, максимальную плотность, рассев и содержание битумного вяжущего. Контролируем, при укладке слоя, толщину, объемную плотность, коэффициент уплотнения.

Даниил уверен, что на вверенном ему участке ремонта асфальт отличный.

Хусанов Бахтиер, механик АБЗ и ДСК Могочинского филиала АО «Труд» приехал в Россию в 2003 году за разнообразием из Узбекистана, думал на сезон, а получилось на всю жизнь. И все это время он работает в Могочинском филиале. С 2016 года Бахтиер Усмонович — механик АБЗ и ДСК Могочинского филиала и родоначальник трудовой династии. В прошлом году Хусановы получили российское гражданство, купили участок земли и решили строиться и обживаться в России.

Уверен, что будет работать в «Труде» столько, сколько позволит здоровье, на все воля божья. А что касается профессиональных секретов: «Секретов нет, просто делаем свою работу». Но, при этом и температуру асфальтобетонной смеси может на глаз определить, и чужой звук в дробилке сразу услышит. Говорит, что техника стала намного лучше, технологии — современные, а значит и ответственности больше.

Яков Рябов, начальник ПТО Амурского филиала АО «Труд» окончил Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы». Он считает, что система наставничества в «Труде» позволяет молодому специалисту не растеряться в новой среде, быстрее набраться опыта, разобраться в нюансах. В «Труде» Яков встретил свою судьбу. Катя (супруга) работает специалистом отдела кадров на Амурском филиале. Творческая натура Якова не дает сидеть без дела. Сегодня в его личном портфолио два непрофильных образования (оба с красным дипломом) — преподаватель изобразительного искусства и руководитель организации дополнительного образования.

— Что в искусстве, что в работе моя философия — это понимать, знать к чему ты стремишься. Не мечты главное — цели.

Александр Потапов
Фото Инны Охотиной