«Театр должен быть живой»

Сегодня театр — больше, чем искусство. Это не только создание спектаклей, музыки, декораций, костюмов, но и располагающая к творчеству атмосфера в коллективе, и порядок в многочисленных театральных цехах, и грамотный пиар. Это магнит, точка притяжения, без которой, попав сюда однажды, не только служители Мельпомены, но и многие поколения зрителей уже просто не мыслят своей жизни. Какова роль во всем этом такой персоны как директор? В чем его миссия? Поговорим с директором одного из любимейших зрителями Приангарья театров — Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского — Татьяной Мезенцевой.

— Татьяна Никифоровна, прямо так сразу и спрошу — какова роль директора в театре?

— Если ответить коротко, то директор несет всю полноту ответственности за театр. От подготовки предстоящей постановки до ремонта гримерок — руководитель должен быть в курсе всего, что происходит в его учреждении. Он обеспечивает рабочие процессы и принимает важные решения, от которых зависит успех коллектива. Но, безусловно, этим решениям предшествует совместная работа всех подразделений театра. Это художественное руководство и творческие цеха, которые отвечают за выбор репертуара и воплощение спектаклей на сцене. Это и административная часть, которая занимается финансовыми, юридическими вопросами, работой со зрителями. Это и хозяйственный блок, который обеспечивает функционирование нашего здания и комфорт всех находящихся в нем людей. При всей значимости должности директора, театр существует только при работе всей команды.

— По долгу службы и по велению души директор обязан давать театру бесконечные импульсы для развития. Где вы черпаете энергию для того, чтобы неустанно генерировать идеи, обновлять репертуар, приглашать интересных персон на постановки?

Татьяна Мезенцева
Татьяна Мезенцева, директор Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского 

— В абсолютно любой профессии, чтобы развиваться и расти, нельзя замыкаться и отрезать себя от внешнего мира. Нужно всегда быть очень чутким и внимательным к новым для себя вещам, многое замечать, видеть, искать. В театральной сфере крайне важно оставаться в контакте с профессиональным сообществом: следить за творчеством композиторов и драматургов, интересоваться популярными направлениями и тенденциями, читать критику и отзывы зрителей. А самое важное — общаться с коллегами. Поэтому мы всегда стараемся участвовать в фестивалях, форумах, конференциях. Многие задумки приходит в голову именно во время общения. Например, решение поставить у нас «Декабристов» пришло в разговоре с режиссером Филиппом Разенковым, с которым мы встретились на праздновании юбилея Свердловского театра музыкальной комедии. Тогда я впервые увидела этот спектакль и подумала: «Это же наша тема! Иркутская!» А в беседе с Филиппом эта мысль стала осязаемой.

Еще пример, недавно на фестивале «Музыкальное сердце театра» в Новосибирске мы вновь встретились с автором пьесы, на которой основаны «Декабристы», Кариной Шабелян, и договорились о том, что сделаем с ней новый спектакль. Будет создано либретто, написана музыка. Да, мы, конечно, возвращаемся к сотрудничеству со специалистами, с которыми уже успешно работали. Ирина Ляховская, балетмейстер, которая создала хореографию спектакля «Бесприданница», скоро приедет к нам на постановку балета «Кармен».

— Чем вы руководствуетесь, когда берете тот или иной постановочный материал? О чем в первую очередь думаете? О творческом результате, коммерческом успехе?

— В первую очередь мы думаем, какое место будущий спектакль займет в нашем репертуаре. Как он соответствует нашим творческим потребностям и возможностям: интересен ли нам художественно этот материал, есть ли артисты на роли, увлечет ли их работа в нем. Ведь когда исполнителям нравится материал, то и играют они с удовольствием. В результате получается сильный, эмоциональный, атмосферный спектакль. А на хороший спектакль и публика с радостью идет.

— Слышала, у вас появился какой-то новый интересный проект для молодежи.

— Да, в сентябре мы запустили новый культурно-образовательный проект «Театр+». Он предназначен для молодых людей, которые являются участниками федеральной программы «Пушкинская карта». Нашими партнерами в этой инициативе стали Музей декабристов, Иркутский художественный музей им. В. П. Сукачева, Библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского, Культурный центр Александра Вампилова, Библиотека им. И. Ю. Уткина. В чем суть проекта. Мы предлагаем ребятам сходить на экскурсию в музей или прослушать образовательную лекцию в библиотеке о временной эпохе, исторической личности и персонаже из предлагаемой постановки, а затем прийти к нам в театр на тематический спектакль. В рамках проекта мы предлагаем посмотреть мюзиклы «Декабристы», «Бесприданница», «Мертвые души», оперу «Старший сын» и пластический спектакль «Мой Есенин». Уже сейчас можно сказать, что проект «Театр+» по-настоящему интересен ребятам. И мы очень благодарны нашим коллегам за отклик и поддержку. Вместе мы запустили замечательный проект, который открывает для молодежи новые смыслы и взаимосвязи между историей, литературой и театральным искусством.

— Проект отличный. Но часто вижу, что многие молодые люди, приходя на спектакли, смотрят не на сцену, а в свои телефоны. Можно и нужно ли их как-то от этих гаджетов отвлекать?

— Из-за нескончаемого потока информации и перемещения жизни в соцсети, у современной молодежи появилась, скажем так, особенность восприятия — им сложно долго удерживать внимание на чем-то, концентрироваться, надолго погружаться в происходящее. Но я считаю, что это поправимо. Нужно только более осознанно подходить к полезности контента, который они потребляют, и стараться чаще читать книги, ходить на концерты, смотреть хорошее кино и спектакли, а затем осмысливать увиденное, обсуждать. Считаю, что программа «Пушкинская карта» как раз направлена на то, чтобы юному поколению в этом помочь. Для них поход в театр становится сродни новому эмоциональному эксперименту, за который еще и платить в сущности самим не нужно — государство уже оплатило билет. Так почему бы и не сходить, думает молодежь. К нам сейчас порой приходят ребята, которые ни разу ещё не были в театре. Они неуверенно переступают порог и робко спрашивают, где у нас гардероб. Только знакомятся с театром. Но я считаю, что это уже большой шаг: для них — к своему развитию, для нас — к расширению аудитории.

— Еще вопрос о зрителях. Дают ли они вам ту волшебную энергию, о которой часто говорят в интервью и на концертах известные певцы и актеры? Подстраиваетесь ли под вкусы зрителей или стараетесь «вести публику за собой»?

— В Иркутске очень интеллигентная, эрудированная, любящая театр публика. Зрители всегда тепло принимают наших артистов, следят за их творческим ростом, новыми ролями. А это самое главное для исполнителей — чувствовать и понимать, что их талант, их труд замечают, ценят. Это вдохновляет развиваться, вкладываться ещё больше. Хотя в большинстве своем наши артисты очень скромные люди, такой отклик очень приятен. Многие поклонники театра активно с нами общаются, делятся своими впечатлениями, размышлениями, замечаниями. Для нас очень важна эта обратная связь, взаимодействие. В этом сезоне у нас, кстати, появился свой волонтерский корпус, состоящий из студентов иркутских вузов — наших молодых зрителей. Они очень нам помогают на разных культурных мероприятиях, во вновь открывшемся «Театральном музее», рассказывают своим сверстникам о любимом театре, тем самым привлекая новую аудиторию.

Подстраиваемся ли мы под вкусы зрителей? Знаете, вкусы у всех разные, и мы хотим, чтобы каждый человек мог найти в нашем репертуаре спектакль по сердцу, по настроению, которое царит в душе в этот момент. Поэтому мы скорее ориентируемся на разнообразие — жанров, стилей, тем, а не на какой-то конкретный запрос.

— Существует ли в вашем коллективе так называемая «химия» — сотрудничество и содружество разных людей, которое помогает создавать успешный творческий контент? Или в этом задействованы какие-то более земные механизмы?

— Наверное, правильнее это назвать увлеченностью и профессионализмом. Любовью к театру, драйвом, творческим единением, чувством плеча. В процессе создания нового спектакля задействован каждый человек в театре. И именно чувство сопричастности, вовлеченности, совместного созидания дает энергию рождать идеи, разрешать конфликты, преодолевать усталость. Сотворчество приносит огромную радость. И это касается не только работы над спектаклем. Недавно мы открыли наш обновленный «Театральный музей» в рамках социально-просветительского проекта ZАГУРСКИЙ_DIGITAL. В разработке и реализации этой инициативы принимали участие многие сотрудники администрации нашего театра, а в создании выставочной экспозиции неоценимую помощь оказывали все наши театральные цеха и даже зрители! Это наша общая большая победа, над которой мы вместе трудились почти два года. Мы выиграли грант Президента Российской Федерации и грант министерства культуры Иркутской области, вложили собственные средства. Сделали ремонт, заменили выставочное оборудование, отреставрировали старые и представили новые экспонаты. Также в музее появились интерактивная доска и электронная интерактивная книга. Это уникальное образовательное пространство, которым мы очень гордимся.

— Какие спектакли, какие режиссеры, руководители театров для вас являются «маяком»? Что вас лично восхищает, цепляет в современном театральном искусстве?

— Я совершенно влюблена в театр имени Евгения Вахтангова, а его директора Кирилла Крока считаю уникальным руководителем. Когда я впервые попала в этот театр, на спектакль «Евгений Онегин», то не могла оторвать глаз от действия на сцене. Интересная режиссура, прекрасные актерские работы, завораживающее визуальное решение спектакля — это было что-то потрясающее! Во время моего обучения в Высшей школе деятелей сценического искусства им. Г. Г. Дадамяна Кирилл Крок читал нашему курсу лекции об эффективном управлении учреждением культуры, приглашал на экскурсии в театр Вахтангова. Он с удовольствием и гордостью рассказывал о своем театре, показывал сцену, техническое оборудование, театральные цеха. Кирилл Игоревич, без сомнений, выдающийся театральный менеджер нашего времени.

Из музыкальных театров я бы выделила Новосибирский музыкальный театр и Свердловский театр музыкальной комедии. Это потрясающие региональные театры, чьи постановки получают высшие профессиональные награды и гремят на всю страну! Всегда с огромным интересом слежу за их новыми работами и творческими открытиями.

— И в чем же секрет идеального театра?

— Очень важно, чтобы в работе у коллектива всегда была творческая подпитка. Артистам должно быть интересно работать с режиссером. Почему мы приглашаем разных специалистов из других городов? Кстати, многие театры делают так же. Посмотреть разные режиссерские работы, разные творческие подходы и стили — это любопытно и актерам, и зрителям. Бывает, что актеры подходят после премьеры спектакля и говорят: «А давайте этого режиссера еще к нам пригласим! Он классный!». Мы стараемся работать на результат. И наша задача — сделать хороший спектакль. Когда от этой работы все получают большое удовольствие — это ценно вдвойне. А ещё крайне важно относиться к театру, как к дому. Дому, где живет большая семья. Директор должен сделать так, чтобы в нем было всем комфортно и уютно. Чтобы театр был ухоженным, везде царили чистота и порядок. Коллективу должно быть приятно в этих стенах работать. Если будет иначе, то человек к своему ремеслу будет относиться без энтузиазма. А актерам, музыкантам, режиссерам внутренний огонь жизненно необходим.

— И если резюмировать: к чему вы стремитесь сегодня и ведете ваш коллектив?

— Хочется, чтобы наш репертуар пополнялся хорошими спектаклями, у артистов и художников была возможность самовыражаться, чтобы приезжали высококлассные специалисты, обновлялось и соответствовало современным требованиям оборудование. Мы стремимся к тому, чтобы театр достойно оценивало профессиональное сообщество и любили зрители. Коллектив ездил на гастроли, принимал участие в фестивалях и удостаивался наград. Важно, чтобы театр был живой.

Екатерина Санжиева