В отсутствие зрителя
Пандемия обрушилась в марте, как снег на голову, и спутала все планы абсолютного большинства учреждений культуры Иркутской области. Директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева вспоминает, что еще утром 19 марта на сцене показали сказку, а вечерний спектакль уже пришлось отменять. Мало того, что оборвалась возможность зарабатывать, так еще и деньги за проданные билеты пришлось возвращать. В Иркутске любят театры, и билеты на спектакли здесь раскупают, как правило, на месяцы вперед… Театрам Приангарья вообще пришлось труднее других. И несмотря на то что самоизоляция для людей моложе 65 лет закончилась, а репетиции возобновились, коллективы до сих пор не могут показать свои спектакли зрителям.
В конце марта остались без посетителей и другие учреждения культуры. Несколько только открывшихся крупных выставок Иркутскому художественному музею пришлось показывать уже виртуально, а выставочный план срочно перекраивать. Другие музеи оказались в таком же положении.
Срочно в онлайн
В изменившихся условиях учреждениям культуры срочно пришлось искать новые способы связи со своей публикой. Главной площадкой, естественно, стал интернет, а именно социальные сети и сайты. «Мы, разумеется, и раньше использовали эти инструменты взаимодействия с публикой. Но если до периода самоизоляции наша информационная политика состояла в том, чтобы мотивировать зрителя прийти в музей, то в этот период мы, наоборот, постарались сделать так, чтобы, оставаясь дома, наши зрители не чувствовали себя обделенными и могли, насколько это возможно, удовлетворить свои потребности в общении с искусством», — рассказывает директор Иркутского областного художественного музея Наталья Сысоева.
Так, Художественный музей им. В.П. Сукачева в период самоизоляции открыл свой ютуб-канал, где начал выкладывать видеоэкскурсии по выставкам, рассказывать о наиболее ценных произведениях из своей коллекции, снимать мастер-классы музейной изостудии, чтобы дети и взрослые могли учиться рисовать и заниматься творчеством в домашних условиях. Еженедельные радиопередачи «Прогулки по музею», рассказывающие о жизни учреждения, его выставках и коллекциях, тоже получили новую аудиторию за счет подкаста, который размещается на различных платформах в интернете.
Чтобы не потерять связь со зрителями, театры начали устраивать показы своих спектаклей и концертов в онлайне. Иркутский музыкальный театр им. Н. М. Загурского запустил целые онлайн-марафоны, сначала показав в записи свои балеты, а затем музыкальные спектакли для детей и взрослых, а также музыкальные концерты фестивалей «Джаз на Байкале» и «Звезды на Байкале», прошедших в прошлые годы.
Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова разработал целую серию онлайн-проектов о внутритеатральной жизни. В коротких видео артисты травили «Байки из ложи», рассказывали о своих увлечениях в роликах «Лето нашей драмы», читали любимые стихи в цикле «Поэзия в изоляции», делились секретами своего мастерства, устраивая прямые эфиры в «Инстаграме».
В апреле-мае театр кукол «Аистенок» свой онлайн-репертуар сверстал так, чтобы доступ к спектаклям открывался для зрителей в режиме обычной работы театра: вечерние спектакли для взрослых в будние дни были доступны с 18.00 до 23.00, а аостановки для детей — в выходные с 10.00 до 14.00. Все показы шли на ютуб-канале учреждения.
За время карантина были и объединяющие всех темы, главной из которых стал 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Как мы помним, все массовые мероприятия, включая Парад Победы, были отменены, так что патриотическое наполнение праздника в основном легло на плечи учреждений культуры. Многочисленные онлайн-выставки, викторины, флешмобы, конкурсы, чтение стихов и исполнение военных песен заполнили страницы социальных сетей в первой декаде мая. Наиболее мощным проектом стал концерт Иркутской областной филармонии, организованный в пустом дворце спорта «Труд». Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии с участием камерного хора представил программу «Классика против коронавируса», которая транслировалась на местных телеканалах, сайтах и радиостанциях. Концерт был организован издательским домом «Комсомольская правда», компанией Asia Show, концертным департаментом Asia Musiс и телекомпанией ТиВиСи HD при поддержке главы региона и общественной палаты города Иркутска.
Кстати, в декабре директора музыкального театра им. Н. М. Загурского и Иркутской областной филармонии получили награды (диплом с подписью президента и памятную медаль) от Российского оргкомитета «Победа» за онлайн-мероприятия и акции, посвященные 75-летию Победы. Торжественная церемония состоялась в правительстве Иркутской области, её провел главный федеральный инспектор региона Андрей Абрусевич.
Еще одной яркой объединяющей акцией ковидной весны стали онлайн-проекты, выражающие благодарность и поддержку врачам, борющимся с коронавирусной инфекцией. Многочисленные публикации с хештэгами #спасибодоктор #врачимысвами можно с легкостью найти в официальных аккаунтах культурных институций Приангарья.
Долгое возвращение
С наступлением лета и постепенным ослаблением карантинных ограничений учреждения культуры постепенно начали возвращаться из самоизоляции и осторожно встречаться с публикой. В соответствии с указом губернатора, массовые мероприятия по-прежнему запрещены, но музеи и библиотеки могут принимать посетителей по предварительной записи небольшими группами с соблюдением социальной дистанции и всех необходимых средств профилактики, включая санобработку и масочный режим. Музеи и библиотеки друг за другом начали открываться летом и к зиме практически вернулись к прежней жизни. Но если количество выставок удалось нарастить (в Иркутском художественном музее с сентября они открываются практически еженедельно на разных площадках), то статистика количества посетителей по итогам года всё же просела примерно на две трети. С одной стороны, неудивительно, ведь музей был закрыт около полугода. С другой — публика, видимо, всё же побаивается лишний раз выходить в свет, несмотря на то, что все санитарные нормы в работающих учреждениях культуры соблюдаются.
С 18 августа в Иркутской области разрешено работать кинотеатрам, но с ограничениями по заполняемости залов в 50%. А вот театрам пока такой возможности не дали.
Элегантный выход нашел театр кукол «Аистенок», который поставил спектакль-променад «В движении стихий» буквально на свежем воздухе. Зрители или, вернее сказать, участники этого необычного по форме спектакля «прогуливались» по острову Конный, слушая в наушниках голоса актеров и выполняя несложные действия. Получился этакий душевный разговор, даже с неким терапевтическим эффектом, настраивающий на позитивный лад. Благодаря реализации этого проекта «Аистёнок» стал единственным театром Иркутска, который смог осуществить непосредственную работу со зрителями в условиях борьбы с пандемией. С 15 августа по 20 октября на острове Конный было проведено 60 спектаклей, охват зрителей составил 1125 человек. В декабре театр занял 3-е место из более чем 100 претендентов в X Всероссийском конкурсе «Слово менеджерам культуры», став таким образом его призером.
С наступлением осени все театры так или иначе продолжили репетиции новых спектаклей. «Самое лучшее лекарство — это работа: чем больше работы, тем меньше времени на депрессию, — отмечает директор Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова Анатолий Стрельцов. — Поэтому театр в этот период старался работать как можно больше. Вся театральная жизнь, которая существовала в театре до пандемии, сохранилась, включая репетиции и всё остальное — единственное, чего не существует сейчас — это встречи артистов со зрителями».
Так, буквально перед самым новым годом Иркутский драмтеатр провел сдачу сразу двух спектаклей: детской новогодней сказки «Двенадцать месяцев» и музыкальной постановки «Рождественские встречи». В театре говорят, что даже если до окончания праздников открыться так и не разрешат, эти спектакли всё равно войдут в репертуар. Примерно такая же ситуация и у областного Театра юного зрителя им. Вампилова. Здесь готовили «Молодую гвардию» по повести Александра Фадеева еще к юбилею Победы, но премьеры не случилось до сих пор. Тем не менее театр продолжает репетировать этот материал.
А в музыкальном театре им. Н. М. Загурского перед новым годом успели сдать мюзикл «Декабристы» — тоже на пустой зал. Присутствовала лишь комиссия по приему спектакля. К слову, артисты были готовы к премьере еще в октябре, а теперь, ввиду неопределенности, на всякий случай предварительно наметили первые показы для зрителей на май 2021 года. Главный герой спектакля — князь Сергей Петрович Трубецкой, офицер, лидер восстания, не явившийся на Сенатскую площадь в роковой час. Он находится в сибирской ссылке и спустя годы пытается осмыслить события прошлого. В работе над спектаклем очень помогло сотрудничество с Музеем декабристов, говорят в театре, а в будущем учреждения планируют провести несколько совместных мероприятий в преддверии премьеры.
Как можно убедиться, культурные деятели не опустили руки в условиях, когда было непонятно, для кого работать, если двери для посетителей закрыты.
Так, например, Иркутский художественный музей воспользовался свободным временем, чтобы углубиться в научную и исследовательскую работу, а также усилил издательскую деятельность — таким образом, за пандемийный год учреждению удалось выпустить целых семь полноценных художественных изданий, посвященных крупным выставкам и иркутским художникам, а искусствоведы написали десятки научных статей для журналов и подготовили доклады для такого же количества конференций.
Все понимают, что эпидемия рано или поздно закончится, а вот искусство никуда не денется, и время, в которое им можно заниматься практически в любых условиях, не вернуть назад. Поэтому все с надеждой смотрят в будущее и продолжают работать и за своих сотрудников стоят горой. Кстати, ни одно из опрошенных учреждений не провело за этот период сокращения штата и не урезало зарплату своим сотрудникам. «Благодаря нашему министерству культуры и государству в целом уровень зарплат остался таким же, как и до пандемии. Вопрос о сокращении штата сотрудников никогда не стоял и надеюсь, что стоять не будет», — отмечает директор драмтеатра Анатолий Стрельцов, и с ним согласны все остальные руководители.
А тем временем губернатор Иркутской области Игорь Кобзев готов обсуждать вопрос открытия театров для зрителей. Об этом он сообщил во время пресс-конференции 21 декабря. «Этот вопрос поднимался неоднократно. В нем есть, в частности, психологическая составляющая. Готовы ли артисты выступать при полупустом зале? Многие артисты старше 60 лет. Смогут ли театры заменить их в спектаклях? Если театры готовы работать в таких условиях, то я жду их руководителей. Пусть обращаются, и мы обсудим этот вопрос», — подчеркнул Игорь Кобзев.
Антон Кокин