Музей. Искусство. Город
Иркутск во времени
Юбилей Иркутска уже нашел отражение во многих культурных акциях и музейных инициативах. Так, в этом году состоялись персональные выставки «Иркутск Александра Шелтунова» и «Мой Иркутск» Игоря Смирнова, основной темой которых стало выражение любви к родному городу. Однако первой и самой крупной пока выставкой, посвященной юбилейной дате, стала экспозиция «Город во времени», созданная музеем в конце 2020 года в содружестве с иркутскими региональными отделениями Союза художников и Союза архитекторов России. «К теме родного города обращаются практически все иркутские живописцы и графики. А поскольку городской пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения становятся городские улицы и здания, в своем творчестве художники всё время создают собирательный «портрет города», который складывается из изображений его заповедных уголков, ярких достопримечательностей, характерных памятников архитектуры, исторических и бытовых сцен. Каждый из мастеров создает свою эстетическую парадигму времени, отражая свойственные ему черты и приметы», — говорит Наталья Сысоева, директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачёва и председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России.
Благодаря богатейшему музейному собранию, включающему произведения дореволюционного и советского периодов, на выставке удалось широко представить живописные и графические циклы, отражающие историю развития города начиная с XVIII века. А сотрудничество с Союзом художников помогло показать сегодняшний Иркутск в интерпретации современных художников. Таким образом, перед зрителями предстала масштабная ретроспектива, отражающая специфику художественной жизни региона.
Впервые на одной площадке с художниками выступили архитекторы, которые показали свое видение настоящего и будущего Иркутска. Выставка стала площадкой традиционного архитектурного фестиваля «Зодчество в Сибири». «Иркутск — жемчужина сибирской архитектуры, в котором сохранились уникальные образцы деревянного зодчества, старейшие каменные здания, строения в стиле монументального классицизма и советского конструктивизма. Смешение стилей и эпох как нельзя лучше доказывает способность Иркутска меняться, быть одновременно древним и молодым, впитывать все новое, сохраняя при этом лучшие исторические архитектурные ансамбли», — отметил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Продолжением масштабного выставочного проекта стало издание внушительного художественного каталога «Иркутск. Город во времени», который уже признан «Лучшим изданием об искусстве» на областном конкурсе «Лучшая книга года — 2020», проведенном Библиотекой имени И.И. Молчанова-Сибирского. Показательно, что в шорт-лист номинации «Лучшее издание об искусстве» попали издания только Иркутского художественного музея. Жюри не смогло выделить из пяти книг единственно достойную, поэтому дипломы победителей были вручены сразу за два издания: «Иркутск. Город во времени» и «Художники — участники Великой Отечественной войны». Оба каталога посвящены знаковым датам и являются уникальными для Иркутска — первый издан к 360-летию города, второй — к 75-летию Великой Победы. А всего за 2020 год музей выпустил 8 изданий, что является абсолютным рекордом среди всех учреждений культуры Иркутской области.
— Издательская деятельность сегодня является одним из ведущих направлений в научной работе музея, — говорит директор Иркутского художественного музея Наталья Сысоева. — Мы ведем планомерную работу в этой области и, помимо отдельных каталогов крупных выставок, работаем над двумя серийными издательскими проектами: «Владельческие коллекции в собрании музея» и «Иркутские художники», которые рассказывают о самых ярких мастерах изобразительного искусства и коллекционерах. Благодаря совместной работе музея и Иркутского отделения Союза художников России появилась еще одна выставочно-издательская программа. В ее рамках уже вышли каталоги «Художники Иркутской области», «Мастер и мастерская», «Священное море Сибири» и «Иркутск. Город во времени».
Личная история Московского музея современного искусства
Одним из важнейших направлений деятельности Иркутского художественного музея является сотрудничество с другими культурными и музейными институциями. Показательным примером этой работы в этом году стала выставка «Личная история» из собрания Московского музея современного искусства (MMOMA), открывшаяся 18 мая в рамках фестиваля современного искусства «Территория. Иркутск» при поддержке компании «ПОЛЮС». В выставочный проект вошли более 80 произведений, исследующих портретный жанр в изобразительном искусстве начиная с начала ХХ века и заканчивая сегодняшним днем. В экспозиции, разместившейся в Главном здании Иркутского художественного музея, представлены работы самых известных и значительных художников последнего столетия: Казимира Малевича, Александры Экстер, Зураба Церетели, Гриши Брускина, Андрея Бильжо, Леонида Пурыгина, Юрия Альберта, Владислава Мамышева-Монро, Наталии Турновой, Татьяны Ахметгалиевой и других художников. Кураторы ММОМА посчитали необходимым включить в экспозицию выставки несколько знаковых портретов из собрания Иркутского художественного музея.
«На выставке «Личная история» на примере классических образцов изобразительного искусства, а также новых медиа, зритель сможет проследить, как в середине ХХ — начале ХХI века трансформируется метод портретирования и как обретает новые смыслы облик человека в работах художников. Участие иркутского музея дает возможность взглянуть на «свои» и «чужие» экспонаты в новом свете», — отмечают кураторы экспозиции, сотрудники научного отдела ММОМА Катерина Зайцева и Владимир Прохоров.
«Для портрета в нашем сегодняшнем понимании требуется нечто большее, чем просто точное воспроизведение черт человеческого лица. Именно художник может вдохнуть в него жизнь посредством своего видения и мастерства. Индивидуальность манеры автора делает портрет не просто копией облика модели, но создает уникальный образ, обладающий чертами личности и подчас своей собственной судьбой».
«Личная история» вызвала большой интерес у иркутской публики — за два месяца работы выставки ее ежедневно ее посещали сотни человек, а на ее фоне проходили открытые дискуссии и круглые столы.
Город в лицах
Продолжая тему портретного жанра и 360-летия города, сотрудники музея и Иркутское отделение Союза художников готовят еще один крупный подарок горожанам и гостям Приангарья. Сейчас в музее готовится выставочный проект «Судьба моя Иркутск», который включит в себя портретную галерею людей, повлиявших на развитие города и сыгравших в его судьбе важную роль.
Благодаря богатейшей коллекции музея в экспозицию войдут портреты генерал-губернаторов, почетных граждан города Иркутска, купцов, меценатов, военачальников, политических ссыльных, представителей духовенства, деятелей культуры, науки и искусства.
«Главная цель экспозиции — связать образ конкретного человека с образом города, в котором он живет, — замечает Наталья Сысоева. — Ведь жители — это душа города. Не было бы их, не было бы и самого Иркутска. И, с другой стороны, сам город дал Сибири и России множество замечательных людей: политиков, военачальников, космонавтов, ученых, писателей и музыкантов, художников и архитекторов, сыгравших большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока и Америки. Всё это мы хотим показать на нашей выставке».
Кстати, одним из крупнейших общественных деятелей, внесшим неоценимый вклад в развитие Иркутска, был Владимир Платонович Сукачёв, занимавший пост городского головы в 1886–1898 гг. Именно он открыл первую в Сибири общедоступную художественную галерею, которая уже в ХХ веке положила начало Иркутскому художественному музею.
Такие люди, как Владимир Платонович Сукачёв, сделали колоссально много для развития образования и культуры в Иркутске, где в конце XIX века установилась крепкая традиция меценатства и благотворительности. Щедро давали деньги на культурное и социальное развитие общества представители самых известных в городе купеческих династий: Сибиряковых, Басниных, Дудоровских, Медведниковых, Кузнецовых, Трапезниковых. Многие купцы стремились запечатлеть на портретах своих родных и близких. Фамильные галереи стали обязательным атрибутом купеческих особняков, и благодаря этому интересу купечества к своей родословной происходило развитие портретного жанра в Иркутске.
Об этом и многом другом можно будет узнать на масштабной выставке «Судьба моя Иркутск», которую художественный музей готовит к юбилею города. Кстати, параллельно с подготовкой экспозиции в музее ведется работа над изданием одноименного каталога. «Создать коллективный портрет города, собранный из лиц горожан, сотканный, как холст, из нитей разных времен — такую задачу мы ставим перед собой», — говорит директор музея Наталья Сысоева.
Антон Кокин