Труд, талант плюс щепотка магии
— Хотелось бы поговорить об успехе спектаклей у зрителя. Можно ли просчитать риски и как это сделать?
— Никто не может предугадать, будет ли спектакль успешен или его постигнет провал. Любая творческая команда, работая над постановкой, рассчитывает на теплый зрительский прием и признание профессионального сообщества. Но никто не застрахован от просчетов, ошибок и неудачных обстоятельств. Есть спектакли, которые зрители встречают восторженно, на «ура», а критики принимают холодно. Случается, и наоборот. Может сложиться и так, что готовящийся спектакль выходит не в лучшее для него время. Бывает, что сами художественные руководители театров отказывались от премьеры, считая, что спектакль изначально не удался. Творчество — тонкая материя, поэтому остается лишь придерживаться в работе собственной, субъективной «формулы успеха». Для меня это сочетание достойного музыкального материала, увлекательной истории и талантливой постановочной группы. Ну и, конечно, вложенный в постановку труд актеров, музыкантов, всех, кто причастен к выпуску спектакля. Плюс щепотка магии.
— Когда вы берете тот или иной материал для постановки, то уже знаете — для какой именно аудитории будет интересен этот спектакль? Каким образом вы изучаете интересы, запросы зрительской аудитории? Бывают ли универсальные работы, для всех возрастов и поколений?
— Естественно, планируя будущие премьеры, мы думаем, что будет интересно зрителям. Всегда следим, на какие спектакли охотнее всего ходят, о каких чаще всего говорят, на что есть запрос. Контакт с аудиторией помогает нам лучше понять, что стоит предложить. Например, в нашем репертуаре есть мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!». Светлый, сказочный, поучительный, на него ходят целыми семьями. Дети, родители, бабушки, дедушки — все проводят время вместе в театре. И это замечательно! Каждый показ — неизменный аншлаг. Многие люди приходят по несколько раз. Именно поэтому мы решили, что в репертуаре театра нужен ещё спектакль для семейного просмотра. Так родился мюзикл «Белый Клык» по знаменитой повести Джека Лондона. Классика, в которой раскрываются темы взросления, добра, человеческого тепла. И юные, и взрослые зрители переживают за судьбу маленького одинокого волчонка, проходят вместе с ним испытания, обретают счастье. Да, можно делить аудиторию по возрасту, интересам, географии, но это всё, конечно, условно. Например, «Алые паруса» более близки юным зрителям, публика почтенного возраста с удовольствием ходит на «Принцессу цирка». Но всех иркутян объединяет трепет к истории «Декабристов». На всех наших спектаклях вы встретите совершенно разных людей, ведь важно ещё и настроение, и сегодняшние потребности души.
— Что вообще нужно, какие составляющие важны, чтобы спектакль получился? Вот, например, очень успешны ваши мюзиклы «Декабристы», «Мертвые души» и «Алые паруса». В чем именно их магия?
— Каждый из названных спектаклей прекрасен по-своему. Затронутые в них темы разные, но их, безусловно, объединяет история. История, которая заменяет зрителям их собственную жизнь на протяжении почти трех часов. История, о которой еще долго думаешь, выходя из зала. Это интересные, сложные, даже неоднозначные в своих проявлениях герои. Ассоль — наивная мечтательница или девушка с сильным характером и несгибаемой верой? Декабристы — самоотверженные герои или преступники? Чичиков — бессовестный мошенник или жертва общества? Чувства этих персонажей нам понятны, даже если мы на них совсем не похожи. И об этом хочется думать, рассуждать! А ещё это запоминающаяся, по-настоящему шлягерная музыка. И, конечно же, режиссура, которая заставляет следить за поворотами сюжета и держит в напряжении до самого конца. К этим спектаклям хочется вернуться и прожить этот яркий эмоциональный опыт вновь.
— Многие руководители музыкальных театров сегодня одной из серьезных проблем считают отсутствие интересного современного материала, в том числе музыкального. Это так? Вы сталкиваетесь с этой проблемой?
— Думаю, что многие театры сейчас сталкиваются с подобной ситуацией. Хотя, с одной стороны, материала для спектаклей достаточно, есть много известных пьес и партитур — бери и ставь. Но, с другой стороны, каждый театр, на мой взгляд, хочет сделать что-то уникальное, что-то эксклюзивное. К этому можно прийти разными путями. Бывает, что театру могут предложить новый готовый материал. Или театр может сам заказать авторам написание либретто и музыки. В качестве основы создается оригинальная или адаптируется уже известная история. Затем к этому сюжету пишется музыка. У нас так случилось с современной опереттой «Брачное агентство». Нам очень понравилась работа писателя и поэта Алины Байбановой и композитора Александра Журбина. Это эксклюзивное произведение, которое ещё нигде не было представлено. Иркутяне первыми узнают, что за история скрывается за этим новым интригующим названием.
— А можете подробней рассказать о спектакле «Брачное агентство»? Кому адресована современная оперетта?
— Знаете, в каждом спектакле обязательно есть романтическая линия. В «Брачном агентстве» таких линий — множество. Любовь здесь — основная тема и идея. Этот спектакль просто пропитан любовью. Изначально его герои одиноки, каждый из них мечтает о светлом чувстве. Кто-то любовь ждет, кто-то ищет, а кто-то помогает ее находить другим. Так по сюжету главные героини, Стелла и Лена, открывают элитное брачное агентство. Для них это одновременно и бизнес, и благое дело. Вот только они не подозревают, что водоворот свиданий и любовных интриг закружит и их самих. «Брачное агентство» — история для всех, кого волнует одиночество, вопросы выбора партнера и отношений. Сегодня это действительно важно. В современном мире люди всё больше отдаляются друг от друга и начинают думать, что им никто не нужен. Но когда человек находит свою половинку, он совершенно по-другому начинает проживать свою жизнь. Он счастлив, он любит, он творит. Он излучает тепло и радость, а значит, и мир вокруг него преображается. Это очень позитивный, весёлый, лучезарный спектакль.
— Устаревают ли музыкальные направления и жанры? По моему ощущению, постепенно уходит со сцены классическая оперетта. Например, мои пожилые родственники и знакомые скучают по «Летучей мыши», «Сильве», «Марице», «Мистеру Икс». Оперетту потеснили мюзиклы?
— Да, действительно можно сказать, что оперетту потеснил мюзикл. Но я не верю, что этот жанр когда-то уйдет безвозвратно. Думаю, несмотря на сегодняшнее господство мюзикла, в какой-то момент мода на оперетту все же вернется. Прав Василий Заржецкий, режиссер «Брачного агентства», который говорит, что для возрождения интереса публики к оперетте постановщикам нужно просто искать новый взгляд. Но взгляд, безусловно, уважительный и элегантный, достойный этого великолепного жанра.
— Какие интересные премьеры ждут иркутян в ближайшем будущем?
— Как раз в начале следующего театрального сезона мы порадуем зрителей одной из самых известных классических оперетт. Не будем раскрывать название, хочется сохранить интригу. Но об этом спектакле я мечтаю уже много лет. Ещё готовим мюзикл, который придется по душе всем поклонникам фантастических комедий о путешествии во времени. Это будет ироничная история в духе фильма «Иван Васильевич меняет профессию», только речь пойдет об эпохе Петра I. Либретто и музыка так же написаны специально для Иркутского музыкального театра. Конечно, обсуждаются и другие постановки. Обязательно будут новые интересные спектакли на Малой сцене. Как раз осенью на этой площадке состоится премьера музыкальной сказки «Петя и волк», которая станет частью нового культурно-просветительского проекта для детей «Прокофьев+». Эта инициатива разработана совместно с АНО «Грани искусства». «Прокофьев+» стал победителем конкурса и будет реализован с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Как видите, планов у нас очень много!
Екатерина Санжиева