От проекта к воплощению
Заказчики традиционно отдают предпочтение традиционному дереву в качестве основного строительного материала, хотя выбор материалов и технологий в современном строительстве более чем разнообразен.
Почувствовать заказчика
Перед тем, кто купил участок под индивидуальную застройку, сразу же встает главный вопрос — какой проект дома выбрать, чтобы мечта действительно стала явью. Проектировщики напоминают, что современное малоэтажное строительство предоставляет массу возможностей для того, чтобы дом в итоге соответствовал всем требованиям заказчика. Надо только сформулировать свои пожелания и найти профессионального архитектора.
— Культура работы с проектировщиками в Иркутске растет, — рассказывает SR главный архитектор ООО «СИПИ», член правления ИРО ООО «Союз архитекторов России» Андрей Красильников. — Этому часто способствует предыдущий неудачный опыт заказчика в возведении зданий, когда после завершения строительства начинаются проблемы, например, с перекрытиями. Влияет и общее повышение грамотности потребителей». Люди понимают, что этап профессионального проектирования позволяет решить такие важнейшие вопросы, как соблюдение строительных норм и технологических требований, учет особенностей почвы, инсоляции, инженерное насыщение объектов и многое-многое другое.
При этом, как добавляет член правления ИРО ООО «Союз архитекторов России», главный архитектор ООО «Персональная архитектурная мастерская «Аллегро», доцент кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ Инна Дружинина, работа с проектировщиками позволяет и лучше отразить ту самую индивидуальность дома, воплотив в нем характер и самобытность заказчика. «Для проектировщиков самое главное — быть открытыми для тех, кто планирует свой дом. Наши приоритеты при проектировании — это общение с заказчиками, конкретизация цели и задач, изучение ситуации, контекста, возможностей для поиска основных особенностей и придание индивидуальности объекту, акцент на выбор рационального решения, эстетику сооружения», — поясняет она.
Продемонстрировать это утверждение на выставке-презентации эксперту было несложно: среди более 200 проектов компании Инна Дружинина выбрала два, демонстрирующих, как на этапе проектирования может кардинально измениться первоначальный запрос заказчика. И все потому, что архитектору удается почувствовать все потребности владельца и предложить ему вариант, наиболее соответствующий им. Так, заказ на проектирование бани на тесном земельном участке (где также должны были расположиться жилой дом и многоместный гараж) перерос в итоге в строительство полноценного гостевого дома, где, кроме собственно бани и душевых, были предусмотрены также гостиная, кухня, терраса, спальные комнаты для гостей.
Но еще более интересен пример, когда запрос на возведение дома на уже готовом фундаменте 4,5х12 метров перерос в проект загородной многоуровневой усадьбы, максимально вписывающейся как в окружающий природный ландшафт (дом планируется в распадке сопок порта Байкал, на крутом берегу озера, в окружении леса), так и соответствующий роду деятельности заказчика (для священнослужителя предусмотрена и особая конфигурация основного дома, образующая крест, и отведение специальных помещений для приема прихожан).
— Когда мы начинали проектировать этот дом, то рисовали более традиционную архитектуру. Но стоило съездить на место, как у меня родился этот образ, я поняла, что на этом фантастически красивом месте должна быть именно такая архитектура. Современная, с открытием на запад и юг, чтобы ловить солнце, чтобы открываться солнцу, — рассказывает Инна Дружинина.
Деревянные дома — вне времени и моды
Инна Дружинина подчеркивает: проектирование этого дома заняло много времени: усадьба «рисовалась» как под себя, что было высоко отмечено и заказчиком проекта, и независимыми экспертами (например, на фестивале «Зодчество Сибири»). Но, отталкиваясь от поставленных задач, архитекторы готовы выполнять заказы и в максимально короткие сроки. Андрей Красильников вспоминает: когда попросили подготовить проект Храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, был поставлен срок — завтра. «И через ночь появился тот образ, который понравился и епархии, и заказчику. Дальше в течение небольшого времени мы сделали и рабочую документацию. Как правило, когда интересно работать с объектом, когда у заказчика горят глаза, то и дом получается легко и быстро», — замечает он.
Цена на проект дома может разниться в сотни и даже тысячи рублей за квадратный метр: в зависимости от профессионализма архитектора, а также от квадратуры объекта. «Цена договорная и напрямую зависит от квадратного метра, — поясняет Андрей Красильников. — Как правило, один квадрат стоит 1 тыс. рублей. А дальше уже идет градация. Если объект достаточно большой, то цена может упасть. Если же маленький — то изменений не будет, потому что работы здесь необходимо выполнить ровно в тех же объемах».
При этом, по наблюдению эксперта, заказчики по-прежнему отдают предпочтение традиционному дереву в качестве основного строительного материала, хотя выбор материалов и технологий в современном строительстве более чем разнообразен. «Так, еще в 2003 году нами был спроектирован (а в 2004 году построен) дом из кругляка. Запланированный изначально как дом для пожилой семьи, он впоследствии был переориентирован на мини-гостиницу. Располагается он в пади Крестовая в Листвянке», — рассказал Андрей Красильников.
Бревенчатый дом сам по себе воплощение традиций домостроения, но в это здание архитекторы вложили и другие традиционные элементы: небольшая открытая терраса, тамбур входа, свесы кровли и внутреннее убранство: сохранение натуральной текстуры дерева стен, печь, являющаяся одновременно и камином, и русской печью.
Среди привнесенных архитекторами новаторских решений — шатровое завершение кровли в месте смотровой площадки, с которой видно Байкал. «Мы еще и развернули площадку на местности, чтобы она располагалась над входом в здание», — рассказывает архитектор, добавляя, что красивейший вид и из гостиничного номера на втором этаже: благодаря его раскрытию на три стороны, из номера видно и сопки, которые здесь вплотную примыкают к дому, и сам Байкал».
Еще один проект СИПИ (также жилого дома из дерева, но уже с применением каркасных технологий) сегодня воплощен в поселке Тальцы, на красивейшем берегу Ангары. Главный архитектор проектов ООО «СИПИ» Владимир Горбенко вспоминает, что на участке требовалось расположить сам дом, дом сторожа, баню, беседку и пирс: «В результате родился двухэтажный дом с большими плоскостями кровель, большим остеклением общих комнат, спален. Он находится на крутом рельефе, и возвышение этого дома со стороны воды смотрится очень торжественно и красиво. У дома есть хорошая подпорная стенка, которая вырывает его из рельефа. Ощущение, что дом — как дворец на пьедестале».
Купольные дома — наше будущее?
Помимо традиционного малоэтажного строительства, все большее развитие приобретает и такая передовая технология, как геодезический купол. Этот вид строительства известен с давних времен, на уроках истории, да и сейчас, имея возможность путешествовать, мы можем наблюдать такие великие исторические постройки, как Римский пантеон, Храм Святой Софии, Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Все их объединяет применение купола как архитектурной формы.
В Иркутской области лучше всех вопросами сооружения купольных конструкций владеет компания ООО «Динамика» и ее директор Егор Глебов. Именно этой фирме было поручено возводить купол Иркутского планетария, сюда же стекаются заказы на проектирование и строительство жилых и коммерческих зданий на основе геосферы со всей России. Егор Глебов рассказывает, что предприятие работает уже более пяти лет, за это время были разработаны свыше 30 проектов, многие из них реализованы.
Преимущества купольных конструкций в полной мере ощутили на Камчатке, построенные дома есть в Приангарье, Забайкалье, Якутии и даже Калининграде. «У таких домов максимальная сейсмостойкость по шкале Рихтера — до 12 баллов, а за счет аэродинамической формы выдерживается мощный ураганный ветер, — рассказывает Егор Глебов, добавляя к преимуществам и легкую транспортировку, и сборку деталей. — При разрушении конструкции даже на 35%, она будет стоять за счет того, что основа не имеет тяжелых перекрытий и стропильной системы. Возведение купольного дома происходит быстро: на монтаж купола необходимо всего два человека. Краны и какая-либо другая тяжелая техника не нужны».
Среди других плюсов — неограниченность размеров (сейчас «Динамика» производит купола до 15 метров диаметром, но возможно увеличение и до 25 метров: испытания более мощной крепежной системы сейчас как раз проводятся — SR), особое распространение света и звука, лучший воздухообмен и энергоэффективность.
Немаловажный момент при выборе купольных конструкций — их стоимость. Егор Глебов подчеркивает, что купольный дом в среднем выходит дешевле своего традиционного собрата. «Примерно с диаметра 11-12 метров начинает работать эффект масштаба. Чем больше конструкция, тем она будет дешевле. Сэкономить позволит эта конструкция и на фундаменте. Благодаря тому, что это каркасное строение, оно очень легкое и требует облегченного фундамента», — говорит глава «Динамики». При этом переживать, что дом будет представлять собой внутри только открытое пространство, не стоит. Возможность использования современных строительных материалов, в том числе и модульного типа, позволяет сделать купольную конструкцию многоэтажной и уникальной.
Интерьер для всех органов чувств
Независимо от выбранного строительного материала и конструкции будущего дома, архитекторы советуют еще на этапе проектирования продумать и такой момент, как комфортность жилого помещения. Главный архитектор ООО «ДИТЭКО», основатель и руководитель «Дизайн студии КСИ» Андрей Матвеев подчеркивает: хороший дизайн интерьера — как хорошая обувь: ее не замечаешь. Мы заходим в помещение и воспринимаем его всеми органами чувств: визуально, тактильно, обонянием. Крайне важно и акустическое восприятие. Понятно, что в отдельно стоящих домах в лесу или в коттеджных поселках эта проблема не столь актуальна, как для квартир в многоэтажках. Ремонтные работы у соседей, топот детей или же эхо в собственных комнатах — явления в городском жилье, к сожалению, не редкие. Но тем интереснее становится задача для дизайнера, уверен Андрей Матвеев.
Если надоевшие обои можно переклеить, а под холодный керамогранит положить теплые полы, то для устранения лишних шумов требуется кардинальное переустройство помещения, и над этим лучше работать как раз на уровне проекта. «Достижение акустического комфорта — это очень сложная наука. Не существует каких-либо программ, типовых приемов. Комфорт достигается исполнителем на уровне ощущений, все подбирается и настраивается индивидуально. Верный способ — по максимуму использовать звукоотражающие, рассеивающие и звукопоглощающие поверхности», — поясняет Андрей Матвеев. Иначе, применив, например, только звукоизоляцию, вы добьетесь того, что перестанут слышать посторонние шумы соседи, а вовсе не вы.
Для максимально приятного восприятия интерьера и другими органами чувств в помощь дизайнерам развернуты целые индустрии: фабрики мебели и предметов декора, производства отделочных материалов, текстильная промышленность и многое другое.
Следить за всеми новинками моды дизайнерам позволяет участие в международных выставках декора и дизайна, потребителям — знакомство с каталогами известных во всем мире производителей в салонах дилеров в регионе.
Директор, главный архитектор проектного бюро «Архитектурные решения» Ольга Жуйкова рассказывает: среди последних тенденций в дизайне интерьеров — использование сложных цветов, таких материалов в производстве мебели, как войлок, дерево, бетон. В сочетании с применением разнообразных материалов и новых технологий производители добиваются уникальных форм и дизайнерских решений: кресло делают из биопластмассы и дерева, подсвечник — из бетона и бронзы, для светильника используют керамическую опору и абажур, изготовленный при помощи 3D-печати. При этом сама мебель, по наблюдению архитектора, становится все более лаконичной и минималистичной. «Толщина столешницы всего полсантиметра, трехметровые шкафы с тонкими стенками без дополнительных укреплений не прогибаются и не ломаются. Полки словно висят в воздухе», — делится она. Интересно и то, что дизайнеры разрабатывают коллекции мебели таким образом, чтобы один и тот же предмет мог быть представлен в различных вариациях — например, в виде кресла, небольшой софы или трехместного дивана. Уходят в интерьерах и от модных когда-то кабинетов. Современные рабочие места более стильные и легкие, чем старые тяжелые и импозантные письменные столы.
К тому же функционально они сегодня рассчитаны максимум на ноутбук, поэтому рабочие места находятся не только в спальне или в холле, но и на большом кухонном столе или в районе дивана.
В отделке стен, рассказывает дизайнер строймаркета «Дока» Анна Шадрина, на первый план все больше выходят обои. Новейшие технологии производства, способы нанесения рисунка и фактуры делают этот отделочный материал уникальным по своим декоративным возможностям. Ни краски, ни декоративные штукатурки не способны соревноваться по эффектности с готовыми полотнами, которые надо лишь наклеить на тщательно подготовленные стены.
«Еще буквально несколько лет назад обои воспринимались как простой и недорогой способ смены интерьера. Сегодня это современный и сложный по производству материал. Рисунки для него ищут на специализированных выставках, где художники выставляют специально отрисованные для обоев принты. Собственные коллекции обоев создают известные дизайнерские дома», — говорит Анна Шадрина, добавляя, что в «Доке», например, представлены коллекции известных модельеров, под такими брендами как Roberto Cavali, Emiliana Parati, Valentin Yudashkin. В интерьерном салоне PALAZZO, представители которого также участвовали в выставке-презентации, — бренд всемирно известного американского дизайнера Реймонда Уэйтса, который более 20 лет работает над созданием уникальных покрытий для стен.
Среди общих тенденций разных коллекций — возвращение цветков средних форм на смену огромным, имитация натуральных материалов — льна, кирпича, камня, дерева. По оттенкам обои будут представлены в 2015 году в основном светлых, пастельных тонов, актуален в этом сезоне и синий цвет. По словам менеджера салона PALAZZO Евгения Хабдаева, особой популярностью пользуются коллекции элитных обоев от компании «КТ Exclusive» в стилистике дерева и камня. Благодаря их компоновке можно достигнуть и стилистики лофта для современного интерьера (например, изображение шикарного черно-белого мрамора дает полнейший эффект натурального камня), и перенести дух загородного дома в квартиру (особый уют навевают вид состаренных досок, как будто нагретых летним горячим солнцем).
Производители натуральных обоев используют сложные технологии и наносят, например, природные волокна, кристаллы Swarovski, блестящую каменную крошку, перламутр и металлические опилки. Объединяет текстильные и натуральные обои высокая цена и сложность наклеивания. Но все затраты и усилия, отмечают эксперты выставки-презентации, в итоге обернутся тем самым долгожданным результатом: комфортом вашего уютного родового гнезда.