Свежий взгляд

Яркие цвета, смелые образы, неожиданные композиционные решения — вот первое, что бросается в глаза на выставке «Краски Монголии», открывшейся в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева. Экспозиция, подготовленная художественной галереей LeArt, объединила творчество четырех интереснейших мастеров, которые и в творчестве и в жизни являются друзьями, но, несмотря на это, обладают непохожими друг на друга взглядами на искусство.

Абьябазар Чабраабал, Аюрзана Очирбол, Дармаа Батмунк и Очирбат Энхтайван — эта четверка молодых художников (самый старший родился в 1973 году) является наиболее заметной и признанной в современной Монголии. «Эти имена известны не только в Монголии, но и во всем мире, — рассказывает руководитель иркутской галереи LeArt, подготовившей выставку, Лина Ермонтович. — Например, Адьябазар Чадраабал — бывший директор Национальной монгольской галереи современного искусства в Улан-Баторе — является самым знаменитым монгольским художником, работы которого выставляются во всем мире. В 2011 году одна из его картин была продана на Лондонским аукционе за полтора миллиона фунтов стерлингов. Все приглашенные художники представляют собой новое поколение в монгольском изобразительном искусстве».

Действительно, яркость и свежесть взгляда — это первое, что приходит на ум при взгляде на эти работы. А еще невероятно свободный, не сдерживаемый никакими канонами взгляд на изобразительное искусство. Каждый из них, несмотря на уважительное отношение к собственным корням и традициям национальной культуры, смело вписывает их в мировой контекст современного искусства.

«В своих работах мы пытаемся изобразить историю кочевых монголов, традиции и наследие монгольской культуры, восточной философии, обычного образа жизни наших людей, пространство и время природы и окружающей среды», — говорит один из участников выставки «Краски Монголии» Абьябазар Чабраабал.

Частные галереи Иркутска уже несколько лет весьма пристально изучают творческий потенциал монгольских авторов, устраивая их выставки в Иркутске. Так, первый подобный опыт состоялся у галереи LeArt два года назад, когда в рамках празднования юбилея Иркутска в художественном музее им. В.П. Сукачева открылась выставка современного монгольского искусства. Кстати, она носила такое же название — «Краски Монголии» — и вызвала самый живой интерес у иркутской публики. Тогда зрителям были представлены живопись, графика и скульптура сразу 10 авторов. В этот раз галерея решила ограничиться лишь четырьмя художниками, работающими в живописи и скульптуре.

«В монгольских авторах меня поражает мощь, свобода, размах и смелость, с которой они творят, — рассказывает Лина Ермонтович. — Яркие краски, свободные сюжеты, раскрепощенность, уникальная авторская техника, у каждого из них есть свой собственный стиль. Почти каждый монгольский художник универсален, то есть одинаково легко работает и в графике, и в живописи, и в скульптуре, и в акварели. При этом они уверенно чувствуют себя как в реалистической манере, так и в концептуальном искусстве».

Выставка будет работать в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева до 20 октября.