Стимулы к повышению эффективности
— Валерий Владимирович, как известно, под запрет попало большое количество вагонов, находящихся в собственности российских операторов. ПГК — не исключение. Каким образом получилось заместить выбывший парк?
— В связи с решением Правительства РФ, мы были вынуждены утилизировать определенное количество вагонов. Однако наши грузоотправители практически не ощутили последствий изменений в законодательстве — за счет того, что мы смогли в короткий срок адаптироваться к работе в новых условиях.
Как известно, на рынке железнодорожных грузоперевозок работают сотни операторских компаний, располагающих собственным подвижным составом. В нынешней ситуации многие сочли возможным и выгодным передать вагоны под управление и оперирование крупным собственникам.
Такой подход оптимален для всех: мы привлекаем дополнительный парк, практически полностью компенсируя выбывшие вагоны, а собственники подвижного состава получают доход в виде арендной платы.
— Данные обстоятельства наверняка стали для компании хорошим стимулом к повышению эффективности использования подвижного состава.
— Безусловно, сейчас наша основная задача — повысить производительность. Мы не можем позволить себе нерациональное использование вагона.
Как известно, вагон — это главный актив, если хотите, «кормилец», и не только для оператора, но и для железной дороги и грузоотправителей.
Потому для всех участников рынка ж/д перевозок важно выработать новую культуру отношения к вагонам, позволяющую использовать их максимально эффективно и интенсивно.
Мы это делаем за счет повышения скорости перемещения вагона — сокращения оборота и простоев под грузовыми операциями на станциях погрузки-выгрузки.
— А как в целом чувствуют себя грузоотправители? Перевозки ведь можно назвать «лакмусовой бумажкой» изменений экономики. По каким грузам отмечаете положительную динамику, по каким снижение? С чем это связано?
— В 2016 году грузовая база, предъявляемая к перевозкам в нашем регионе, продолжала сокращаться на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Правда, с августа мы отмечаем некоторую стабилизацию.
На результаты работы филиала негативно повлияли несколько факторов. Первый — снижение переработки нефти, а также активное переключение нефтегрузов на трубопровод. Поскольку 60% в структуре перевозок Иркутского филиала приходится на нефтепродукты, мы ощутили сокращение рынка в данном сегменте. Тем не менее последние четыре месяца по наливным грузам мы работаем выше уровня прошлого года.
Кроме того, снижение объемов погрузки зафиксировано в сегменте перевозок угля. Основная причина — прекращение погрузки на станции Новая Чара, в связи с неподтвержденными данными геологоразведки в районе Апсатского угольного разреза.
Потери объемов филиал частично компенсирует за счет работы по долгосрочным сервисным контрактам.
В феврале ПГК выиграла тендер по перевозке нефтепродуктов компании «Роснефть» на пять лет, в рамках которого до 2021 года наш филиал будет обеспечивать вывоз продукции нефтехимии с Ангарской площадки АО «РН-Транс».
Перевозки угля мы усилили за счет сотрудничества с предприятиями холдинга «Востсибуголь».
Противовес негативным факторам создают также предприятия, которые отправляют из региона, в том числе и на экспорт, лесные и строительные грузы, цветные металлы, продукцию ЛПК.
За 11 месяцев 2016 года мы увидели положительную относительно прошлого года динамику в сегменте погрузки цветных металлов алюминиевыми заводами ОК РУСАЛ в Восточной Сибири (+8%). Бумага с целлюлозных комбинатов группы «Илим», расположенных в Братске и Усть-Илимске, «прибавила» почти 4%. Перевозки лесных грузов выросли на 17,4%, а по строительным грузам мы улучшили показатель на 49%.
В целом могу сказать, что основную свою задачу по удержанию рыночной доли погрузки на полигонах, где работает филиал, это Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги, мы выполняем. Наша доля остается на уровне 2015 года и составляет 14%.
— Ситуация в экономике стабилизируется, и это не может не радовать. «Дно», которое все так старались нащупать, видимо, наконец-то пройдено. Но вы не станете отрицать, что кризис, сопряженный со спадом производства и общим снижением объемов перевозок, заставил операторов проявить максимум лояльности к клиентам? Конкуренция усилилась, грузовладельцы стали более разборчивыми и требовательными?
— На рынке железнодорожных перевозок сохраняется довольно жесткая конкуренция собственников вагонов. Последние лет пять наблюдался профицит подвижного состава. Безусловно, это отражается на работе транспортных компаний. Сегодня у грузоотправителя есть выбор, и оператор должен предлагать больше, чем просто вагон. Поэтому ПГК делает особый акцент на сервисе.
Компания заинтересована в обратной связи со стороны клиентов. Отзывы и пожелания помогают нам стать лучше.
Потому в ПГК организован call-центр, куда поступают звонки, обращения. Все вопросы ставятся на контроль, менеджеры курируют ситуацию до полного решения той или иной проблемы.
Кроме того, чтобы успешно конкурировать, несомненно, нужно адресно подходить к каждому грузоотправителю. Многолетний опыт работы позволяет ПГК индивидуально выстраивать логистику, продумывать варианты снижения себестоимости перевозки. При этом мы не делим клиентов на больших и маленьких, для нас они все равны, несмотря на то, что основной объем грузов составляет продукция крупного бизнеса.
Еще одно немаловажное преимущество ПГК — это широкая филиальная сеть. Мы представлены в 14 регионах страны. Люди на местах обеспечивают выполнение всех функций, связанных с сопровождением услуг. Кроме того, в каждом филиале есть обособленные представители на всех ключевых железнодорожных станциях. В нашем филиале работает 14 подразделений на ВСЖД и ЗАБЖД.
Конечно, качество услуг, сроки подачи вагона зависят не только от оператора подвижного состава. Этот вопрос мы постоянно отрабатываем с железнодорожниками. Здесь очень важна консолидация и взаимодействие с РЖД в части рационального отношения к главному активу — вагонам.
— Вы говорите о профиците вагонов. Но не так давно в новостях мелькали сообщения о том, что на Кузбассе трудности с отгрузкой угля из-за нехватки полувагонов. Все-таки массовое списание подвижного состава вызвало локальный дефицит в некоторых сегментах перевозок?
— В сегменте полувагонов есть сезонные пики спроса. К тому же изменения в законодательстве в большой мере затронули именно этот востребованный на рынке тип подвижного состава. Как выходить из ситуации? Мы с вами снова возвращаемся к теме эффективности использования подвижного состава. Тем не менее, по прогнозам экспертов рынка, неудовлетворенный спрос по полувагонам, скорее всего, сохранится и в следующем году.
— Какие меры предпринимаете в рамках оптимизации внутренних издержек?
— В компании разработана комплексная программа оптимизации расходов. Она предусматривает сокращение расходов на содержание и ремонт вагонных активов, снижение непроизводительных рейсов, максимальное использование сдвоенных операций и другие меры. И результаты есть.
Только в Иркутском филиале по итогам прошлого года удалось оптимизировать порядка полумиллиарда рублей.
Также хочу отметить, что часто интересные решения рождаются в процессе активного общения с грузоотправителями. Мы регулярно встречаемся, обсуждаем ситуацию в отрасли, партнеры выходят на нас с самыми разными взаимовыгодными предложениями.
Так, например, грузоотправители в Ангарском районе используют цистерны нерабочего парка ПГК как емкости для хранения нефтепродуктов, полувагоны нерабочего парка мы передислоцировали в Краснокаменск Забайкальского края, где они будут использоваться для внутризаводских перевозок Приаргунского производственного горно-химического объединения.
Кроме того, мы видим потребность компаний в аутсорсинге непрофильных услуг — в частности содержания и обустройства подъездных путей, погрузо-разгрузочных работ, выполнения транспортно-логистических задач, и готовы с этим работать.
— Какими вам видятся перспективы 2017 года?
— Я думаю, 2017 год будет отмечен ростом железнодорожных грузоперевозок. Все предпосылки для этого есть. Возможно, рано говорить о десятках процентов, но увеличение на уровне 3-5% — вполне достижимая цель. Мы работаем в достаточно развитом промышленном регионе. В Иркутской области сосредоточено немало крупных предприятий, с которыми мы сотрудничаем. Ситуация в Забайкальском крае и Амурской области несколько сложнее, но, будем надеяться, и там будут найдены резервы для роста.
Отрадно видеть, что производителям в целом удается адаптироваться к сегодняшним непростым экономическим условиям, они продолжают инвестировать в развитие. А, значит, и у нас есть работа. В 2016 году мы увеличили клиентский портфель на 80 новых грузоотправителей, а потеряли не более 15.
Со своей стороны мы стараемся быть максимально чуткими к задачам и возможностям партнеров. Надеюсь, наше тесное взаимодействие позволит всем участникам сферы грузоперевозок оптимизировать свою работу и развиваться, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка.
Ольга Брайт