Евгений Гришковец попрощался с бумагой
Полные залы во всех городах, где бы ни происходили показы его спектаклей, дело привычное. Евгений Гришковец — любимец публики, потому что умеет говорить с ней на одном языке и строит свой текст так, что каждый узнает в нем себя. Рассказывает ли он о том, как служил в армии, вспоминает ли детство, размышляет о любви или грустит о прошлом, зритель-читатель-слушатель моментально чувствует себя на месте автора.
Ровно по этой схеме, что и некоторые его предыдущие работы («Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «+1«), сделан и новый спектакль драматурга — «Прощание с бумагой», над которым автор, по его собственным словам, работал два года. Премьерный показ спектакля состоялся в сентябре прошлого года, и с тех пор Евгений Гришковец ездит с ним по городам и весям, чтобы показывать людям.
На сей раз спектакль не имеет определенной сюжетной канвы и представляет собой развернутый на два часа монолог об уходящем времени. Бумага, как предмет, остающийся в прошлом, оказывается лишь поводом к разговору о том, что вместе с эпохой когда-то должны уйти и люди, существующие в ней.
На сцене — письменный стол, заваленный различным старьем: пишущая машинка, старый фотоальбом, книги, огромных размеров чертеж здания, картонная коробка, из нее автор будет извлекать различные предметы, с которыми связаны самые ценные воспоминания. Возле стола в беспорядке разбросаны книги, кульманы, школьный глобус и прочее. Позади сцены — стена с пятью одинаковыми закрытыми дверьми. Время от времени они будут открываться, чтобы показать зрителю то гору бумаг, то книжный шкаф, то стену подъезда с почтовыми ящиками — в общем, разные формы и виды существования уходящей в прошлое бумаги. В какой-то момент в руках у Гришковца появится промокашка, и ее судьбе в жизни российского общества будет посвящено чуть ли не 20 минут спектакля.
Записка жене в роддом по случаю рождения первого ребенка, счастливый автобусный билетик из родного для автора Кемерово, телеграммы, рукописи, черновики — бумага в том или ином виде хранит не только характеристики того, кто ею воспользовался, но и человеческую память, и, в конечном счете, самого человека. Наиболее ясно это становится в финале, когда, признавшись, что боится темноты и «вообще много чего боится», Евгений Гришковец уходит в абсолютный мрак дождливой ночи, которая царит за распахнувшимися дверями.
И все же, несмотря на грустный философский финал, сам по себе спектакль довольно легок по содержанию и смотрится весело и непринужденно. «Прощание с бумагой» — что-то среднее между распространенной на западе стендап-комедией и камерным моноспектаклем. Евгений Гришковец за 15 лет своей деятельности вдоль и поперек изучил своего зрителя и пришел к выводу, что к нему на спектакли приходят главным образом за тем, чтобы хорошо провести время. Поэтому-то, думается, он и позволяет себе впадать в неслыханную простоту, а иногда и попросту в банальность, часто его рассуждения притянуты за уши, но в целом все остается таким же милым и обаятельным, как и много лет назад, когда он только сделался знаменитым.
Антон Кокин