Евгений Гришковец попрощался с бумагой

Драматург, писатель, актер и режиссер в одном лице — Евгений Гришковец в очередной раз выступил в Иркутске. На сцене Иркутского академического театра имени Н.П. Охлопкова он дважды (16 и 17 мая) представил свой новый моноспектакль «Прощание с бумагой», в котором размышляет о том, что старая записка на пожелтевшем клочке всегда будет цениться выше, чем сотовый телефон последней модели или электронная книга.

Полные залы во всех городах, где бы ни происходили показы его спектаклей, дело привычное. Евгений Гришковец — любимец публики, потому что умеет говорить с ней на одном языке и строит свой текст так, что каждый узнает в нем себя. Рассказывает ли он о том, как служил в армии, вспоминает ли детство, размышляет о любви или грустит о прошлом, зритель-читатель-слушатель моментально чувствует себя на месте автора.

Ровно по этой схеме, что и некоторые его предыдущие работы («Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «+1«), сделан и новый спектакль драматурга — «Прощание с бумагой», над которым автор, по его собственным словам, работал два года. Премьерный показ спектакля состоялся в сентябре прошлого года, и с тех пор Евгений Гришковец ездит с ним по городам и весям, чтобы показывать людям.

На сей раз спектакль не имеет определенной сюжетной канвы и представляет собой развернутый на два часа монолог об уходящем времени. Бумага, как предмет, остающийся в прошлом, оказывается лишь поводом к разговору о том, что вместе с эпохой когда-то должны уйти и люди, существующие в ней.

На сцене — письменный стол, заваленный различным старьем: пишущая машинка, старый фотоальбом, книги, огромных размеров чертеж здания, картонная коробка, из нее автор будет извлекать различные предметы, с которыми связаны самые ценные воспоминания. Возле стола в беспорядке разбросаны книги, кульманы, школьный глобус и прочее. Позади сцены — стена с пятью одинаковыми закрытыми дверьми. Время от времени они будут открываться, чтобы показать зрителю то гору бумаг, то книжный шкаф, то стену подъезда с почтовыми ящиками — в общем, разные формы и виды существования уходящей в прошлое бумаги. В какой-то момент в руках у Гришковца появится промокашка, и ее судьбе в жизни российского общества будет посвящено чуть ли не 20 минут спектакля.

Записка жене в роддом по случаю рождения первого ребенка, счастливый автобусный билетик из родного для автора Кемерово, телеграммы, рукописи, черновики — бумага в том или ином виде хранит не только характеристики того, кто ею воспользовался, но и человеческую память, и, в конечном счете, самого человека. Наиболее ясно это становится в финале, когда, признавшись, что боится темноты и «вообще много чего боится», Евгений Гришковец уходит в абсолютный мрак дождливой ночи, которая царит за распахнувшимися дверями.

И все же, несмотря на грустный философский финал, сам по себе спектакль довольно легок по содержанию и смотрится весело и непринужденно. «Прощание с бумагой» — что-то среднее между распространенной на западе стендап-комедией и камерным моноспектаклем. Евгений Гришковец за 15 лет своей деятельности вдоль и поперек изучил своего зрителя и пришел к выводу, что к нему на спектакли приходят главным образом за тем, чтобы хорошо провести время. Поэтому-то, думается, он и позволяет себе впадать в неслыханную простоту, а иногда и попросту в банальность, часто его рассуждения притянуты за уши, но в целом все остается таким же милым и обаятельным, как и много лет назад, когда он только сделался знаменитым.

Антон Кокин