Вышли из пике
Аэропорт Иркутска из-за отсутствия международного туризма не может увеличить пассажиропоток. Фото Евгения Козырева
Одиннадцать крупнейших аэропортов Сибири, по данным Росавиации, обслужили в 2021 году 15,5 млн пассажиров. Это в полтора раза больше, чем в кризисном для отрасли 2020 году и на 1,7% превысило докоронавирусный показатель. Успехи операторы аэропортов объясняют, в основном, ростом внутреннего трафика. Восстановиться до уровня 2019 года смогли девять из 11 сибирских авиаузлов. Исключение составили иркутский и томский.
Аэропорт Иркутска год назад оказался в числе наиболее пострадавших от пандемии — падение пассажиропотока по сравнению с 2019 годом составило 45%. Международное авиасообщение было восстановлено только в феврале 2021 года. По данным аэропорта, благодаря открытию новых внутренних рейсов (в Барнаул, Казань и Санкт‑Петербург) и росту популярности российского направления, в 2021 году относительно 2019‑го пассажиропоток вырос в 1,5 раза (до 2 млн человек), но вернуться к показателям докризисного периода это не позволило.
Наибольшее снижение относительно 2019 года (–34%) показал аэропорт Томска. В 2021 году он обслужил 487 тыс. пассажиров. Относительно кризисного 2020 года рост составил 43%. Одной из причин, почему полностью восстановить пассажиропоток не удалось, в пресс-службе аэропорта называют начавшийся летом 2021 года активный этап реконструкции взлетно-посадочной полосы. «Аэропорт работал в режиме ограничений и количество рейсов было сокращено. Стоит отметить, что из-за мер, связанных с пандемией, международное направление тоже не было восстановлено в полном объеме», — объяснили в пресс-службе.
Наилучшие результаты по итогам 2022 года, по данным Росавиации, продемонстрировали аэропорты, соединяющие города России с сибирскими курортами. Больше всех по сравнению с 2019 годом вырос Горно‑Алтайск (Республика Алтай) — в 2021 году он обслужил 311,9 тыс. пассажиров, что втрое превышает докризисный показатель и в 2,1 раза — уровень 2020 года. По данным министерства природных ресурсов, экологии и туризма республики, в первом полугодии 2021 года туристический поток в регион составил 1,08 млн человек, что на 43% превысило показатели 2020 года и на 40% — 2019 года.
Аэропорт Новокузнецка в 2021 году обслужил 397,7 тыс. пассажиров, удвоив результат 2020 года. По сравнению с 2019 годом рост составил 60%. Представители туротрасли отмечают значительный рост интереса к горнолыжному курорту Шерегеш (Кузбасс) у жителей европейской части страны. Правительство региона прорабатывает с инвесторами проект строительства аэропорта вблизи курорта, но пока ближайшим к нему остается новокузнецкий авиаузел. Второй кузбасский аэропорт — Кемерово — в 2021 году увеличил пассажиропоток в 1,9 раза к 2020 году и на 10% к 2019‑му, обслужив 564 тыс. человек.
Крупнейшими в Сибири по пассажиропотоку в 2021 году остались аэропорты Новосибирска (6,66 млн человек) и Красноярска (2,69 млн человек) — оба увеличили результат к 2020 году в полтора раза. По сравнению с докризисным 2019 годом Толмачево (Новосибирск) прирос на 1,4%, Красноярск — на 8,6%.
Два самых малых в Сибири региональных аэропорта — Кызыл и Абакан — в 2021 году обслужили соответственно 88,8 тыс. и 253,1 тыс. человек — на 37% и 28% больше, чем в 2019 году. Директор аэропорта Абакан Вячеслав Рожнов объясняет рост, в первую очередь, большей активностью пассажиров. В 2022 году он ожидает увеличение пассажиропотока еще на 15–20% за счет открытия новых направлений (Иркутск, Екатеринбург) и возобновления приостановленных в 2020 году рейсов в Турцию.
Низкий пассажиропоток иркутского аэропорта исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев объясняет тем, что значительную его часть раньше составлял международный туризм, в том числе из Китая. Кроме того, по мнению эксперта, часть потенциального трафика у Иркутска забрал на себя Улан-Удэ, проявляющий «несколько большую активность по привлечению новых авиакомпаний» для внутреннего туризма. «Упрощение формальностей, связанных с антиковидными мерами со стороны КНР способствовало бы скорейшему восстановлению объемных показателей иркутского аэропорта, прежде всего, по международной составляющей», — считает господин Пантелеев.
Внутренние воздушные линии, за счет развития которых сейчас восстанавливают трафик сибирские аэропорты, по словам эксперта, приносят им меньше дохода, чем международные. «Немалую часть выручки операторы аэропортов по-прежнему получают от сборов за взлет-посадку, обслуживание пассажиров. Для небольших аэропортов это не просто немалая, а большая часть. При этом ставки сборов на международных линиях традиционно выше, чем на внутренних, а сборы для иностранных авиакомпаний на международных линиях традиционно выше, чем для российских авиакомпаний», — пояснил эксперт. По его данным, в ряде случаев ставки могут отличаться на десятки процентов. Господин Пантелеев считает, что по мере открытия международного авиасообщения потенциал роста трафика на внутренних авиалиниях может сокращаться, но его поддерживает программа субсидирования. «Мы видим, что в целом сейчас сохраняется тенденция, связанная с увеличением объема субсидирования перевозок на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), поэтому потенциал для продолжения роста перевозок на ВВЛ существует», — считает эксперт. На рост пассажиропотока сибирских аэропортов, по его словам, также будут влиять завершение реконструкции или приход базового перевозчика: «Мы видим, что Красноярск с приходом «Аэрофлота», который формирует там хаб, довольно серьезно прирос по объемным показателям, и это является и заделом на будущее. Иркутску, конечно, не хватает международных линий с одной стороны, и с другой стороны — там действительно давно назрела масштабная модернизация инфраструктуры».
Дарья Решетникова