Сибиряки не тянут резину

В регионах CФО за год увеличился спрос на шины
Продажи летней автомобильной резины в Сибири с марта по апрель в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли на 26%. Средний чек при этом увеличился на 20% год к году. Этому способствовали как инфляционные факторы, так и рост продаж новых автомобилей, отмечают аналитики. Более того, с приходом китайских автобрендов у владельцев машин возникла необходимость покупки комплектов резины большего диаметра и с низким профилем, которые ранее не были представлены в широком ассортименте на отечественном рынке.

Один из факторов роста цен на шины в этом году — повышение стоимости сырья, в частности, натурального каучука. Фото Эмина Джафарова

В марте-апреле продажи новых летних шин в регионах Сибирского федерального округа выросли на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас новые шины составляют почти половину от всего объема проданных на «Авито» комплектов резины, рассказали „Ъ-Сибирь” в сервисе. За год их доля в общем объеме продаж выросла на 5%, количество предложений увеличилось в два раза за год.

По данным маркетплейса Ozon, за первые четыре месяца 2024 года продажи новых автомобильных шин в Сибирском федеральном округе выросли на 1,6 раза в количественном и в два раза в денежном выражении. Самая заметная динамика продаж наблюдается у китайского бренда Triangle — спрос увеличился в два раза к весне 2024-го. Также в топ по росту продаж попали итальянские шины Pirelli (+55%). Еще одна китайская марка — Sailun — оказалась на третьем месте с ростом продаж на 45%.

В целом средняя цена нового комплекта из четырех летних шин в Сибири, по данным Ozon, увеличилась на 20%. Подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых связано с использованием натурального каучука.

«Динамика цен на шины определяется двумя основными факторами: валютным курсом и ценами на основные виды сырья и материалов», — пояснили в ООО «Айкон тайерс» (бывший завод Nokian Tyres в РФ). Цены в 2023 году формировались исходя из стоимости сырья в 2022 году, прокомментировали в Pirelli. «На 2024 год мы закупали все по новым ценам, соответственно, цена на конечный продукт возросла», — сказали в компании.

Продажи бывших в употреблении автомобильных покрышек для легковых автомобилей выросли в регионах Сибири на 3% в сравнении с апрелем прошлого года. Средний чек при покупке комплекта резины с рук составил 13 тыс. руб., что на 9% выше 2023 года. «Одна из причин такой динамики — перераспределение структуры предложения: на площадке появляется больше новых брендов с более высокой средней стоимостью за комплект», — рассказали в «Авито».

Рост продаж в 2024 году по сравнению с прошлым годом может быть обусловлен завершением сроков эксплуатации купленных ранее шин, считает гендиректор компании «Кордиант» Вадим Володин. В «Автостате» отмечают, что, к примеру, в 2021 году продажи новых автомобилей были на высоком уровне и части владельцев этих машин предстоит сменить резину в этом году.

По данным автомобильного портала Drom, высокий спрос также может быть обусловлен возросшими продажами автомобилей китайских брендов. «Зашедшее в Россию новое поколение китайских автомобилей (сейчас насчитывается уже более 30 брендов) прибавило владельцам забот с „переобувкой”. Потому что китайские производители кроссоверов и седанов увлекаются колесами с большими посадочными диаметрами и пониженным профилем шин. И когда речь заходит именно об альтернативной продукции, с поиском возникают сложности», — рассказали „Ъ-Сибирь” в пресс-службе сервиса.

В результате смены собственников заводов, ранее выпускающих шины под брендом Bridgestone, Continental и Cordiant, возникли новые предприятия, которые вышли на рынок. «Так, на мощностях ушедшей Nokian Tyres организовано предприятие под вывеской Ikon Tyres. Шины семейства Nordman здесь производились и раньше, а в ноябре 2023 года было объявлено о начале выпуска линейки Ikon Autograph, которая заменила собой Nokian Hakka», — сообщили специалисты автомобильного портала Drom.

Старший директор бизнес-направления «Автотовары» в «Авито» Александр Куроптев также отмечает, что к 2024 году дистрибьюторы перенастроили каналы продаж, в частности, начали возить продукцию через параллельный импорт. «Сейчас мы все еще наблюдаем тренд на перераспределение спроса на рынке — российские автовладельцы продолжают открывать для себя новые бренды шин, которые предлагают бюджетные и при этом качественные варианты», — рассказал Александр Куроптев.

С ростом собственного предложения и расширением модельного ряда иностранных производителей продажи автомобильных шин могут значительно вырасти по итогам 2024 года, считают опрошенные аналитики.

Лолита Белова