Шанс на развитие Байкальской территории

11 июля депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении проект федерального закона №387575-8 «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части обеспечения экологической безопасности и социально-экономического развития Байкальской природной территории. За этими цифрами и формулировками стоит важнейшая для всего Байкальского региона тема. Она касается приведения к разумному балансу требований экологического законодательства и необходимости развиваться регионам, находящимся вблизи Байкала, реализации социальных прав местных жителей. Важность этого вопроса была еще раз подчеркнута 6 июля в Иркутске во время выездной работы комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям.

Центральным мероприятием работы комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям в Иркутске стал круглый стол «Повышение эффективности управления публичной собственностью и совершенствование земельно-правовых отношений в Байкальском регионе». Круглый стол провел председатель комитета Сергей Гаврилов. Участие в мероприятии приняли губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев, председатель Законодательного собрания региона Александр Ведерников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен и другие депутаты.

«Сегодня мы обсудили важнейшие вопросы развития Иркутской области. Нам удалось собрать за круглым столом всех отвечающих за комплексное развитие Байкальской природной территории. Главное для нас — благополучие жителей и экономическое развитие этой территории при соблюдении природоохранного законодательства», — анонсировал в начале заседания Сергей Гаврилов.

На круглом столе рассмотрели проблемные вопросы социально-экономического развития и реализации прав граждан в границах Байкальской природной территории, практику реализации законодательства в сфере имущественных отношений, законодательные инициативы по обеспечению прав граждан и развитию населенных пунктов Байкальского региона, реализацию госпрограммы «Национальная система пространственных данных» и другие вопросы.

Ключевой стала тема поправок в федеральное экологическое законодательство. «Муниципалитеты Иркутской области поддержали эту инициативу, так как она позволяет создавать достойные социальные условия для населения. Сегодня это во многом упирается в законодательство, не позволяющее обеспечивать граждан элементарными правами», — заметил Александр Ведерников.

Сергей Тен в свою очередь добавил — «проблематика касается не только Иркутской области, но и Бурятии, Забайкалья, так как все три региона находятся на байкальской природной территории». А Сергей Гаврилов призвал «консолидировать усилия, чтобы развеять искусственно созданную проблематику». «Люди поколениями, на протяжении сотни с лишним лет живут на этой территории, и только в последние 15 лет подвергаются дискриминации», — подчеркнул парламентарий.

Когда жизнь на берегу — не сказка

О конкретных примерах дискриминации граждан со стороны действующего закона рассказала уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова. В частности, в ходе ее работы с обращениями граждан, полученных от глав муниципальных образований Ольхонского района, выявлено, что жесткие ограничения, установленные природоохранным законодательством, в том числе по обороту земельных участков, а также осуществлению хозяйственной деятельности привело к невозможности реализации прав граждан по вопросам предоставления льготным категориям граждан, многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно, а также упрощенного оформления прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости в рамках «дачной» и «гаражной» амнистии.

«Наличие препятствий для реализации прав граждан на оформление в собственность земельных участков, объектов недвижимости, которые не зарегистрированы в Росреестре до принятия ФЗ-№94, что ограничивает право граждан свободно распоряжаться имуществом; препятствие к осуществлению экономической деятельности, в первую очередь в сельском хозяйстве (строительство объектов для отходов животноводства, скотомогильников). Кроме того, препятствие организации мест погребения в границах ЦЭЗ, строительству дорог и другие. Требования к проведению экологической экспертизы социальных объектов не позволяет в короткие сроки обеспечить строительство новых и реконструкцию действующих социальных объектов», — перечисляет проблемы уполномоченный по правам человека.

«Уже звучала правильная мысль о том, что природоохранная повестка должна быть увязана с необходимостью развития территории. Все эти вещи должны идти рука об руку, чтобы не нарушать права жителей. К сожалению, на практике пока ситуация обстоит иначе». Светлана Семенова приводит в пример отдаленный байкальский поселок Онгурен, образованный на берегу озера еще в 19 веке. Сейчас там проживает менее 400 человек. «На встрече со мной жители весьма эмоционально высказывали наболевшие вопросы — это и перебои с энергоснабжением, отсутствие постоянного транспортного сообщения. В поселке построены современные ФАП и школа, с теплыми туалетами, которыми никто не пользуется — вывоз отходов невозможен, а организовать какой-то иной вариант использования канализации не позволяет законодательство», — перечисляет острые вопросы Светлана Семенова.

С ее точки зрения, наиболее тяжелая тема — занятость местных жителей. Все люди отмечают, что наложенные на них законодательные ограничения не позволяют заниматься традиционными сферами жизнедеятельности — разведением крупного рогатого скота, растениеводством, рыболовством, да и возможности наладить сбыт продукции тоже нет.

«Люди на отдаленных территориях у Байкала находятся, по сути, в изоляции. Покидать землю своих предков они не желают, просят помочь в ослаблении экологической политики государства, установлении более справедливых, сбалансированных правил, чтобы работать и растить детей в благоприятных условиях», — резюмирует уполномоченный по правам человека.

Об изменениях — подробнее

Сергей Тен, один из инициаторов изменений законодательства, не скрывает, что подготовка к их принятию вызвала дискуссию как в стенах Госдумы, так и за ее пределами. И все же векторы движения наметились: «Мы на площадке профильных комитетов и Межфракционной группы «Байкал» сумели найти ключи и подходы, чтобы наконец-то развязать накопившийся клубок противоречий в отношении жизнедеятельности граждан и работы муниципалитетов на Байкальской природной территории, в том, что касается земельных, имущественных отношений, баланса экологии и экономики. Мы близки к консенсусу даже с ярыми противниками любых изменений законодательства о Байкале.

Большинство из вас участвовали в подготовке комплексного законопроекта, которым мы планируем разрешить наибольшую часть обозначенных выше проблем».

По словам депутата, редакция правок, предложенная Государственной Думе к рассмотрению в первом чтении (и в итоге принятая — ред.), предполагает решение проблемы строительства селезащитных сооружений в Слюдянском районе. Она также позволит построить очистные сооружения за пределами границ населенных пунктов, там, где это необходимо. Инициатива с точки зрения земельно-правовых отношений позволит решить вопросы строительства объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, организации и размещения захоронений граждан, установления самих границ населенных пунктов.

При этом, во избежание даже гипотетических злоупотреблений, в тексте законопроекта, в приложении к нему прописаны все населенные пункты, для которых требуется корректировка правового режима (это 41 населенный пункт в Бурятии и 21 населенный пункт в Иркутской области), все перечни объектов инфраструктуры, географических объектов, вплоть до координат на местности. Кроме того, прописаны дополнительные повышенные требования к компенсационным лесовосстановительным мероприятиям в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также дополнительные процедуры с точки зрения экологической экспертизы.

«Впервые, уважаемые коллеги, хочу отметить, мы вынесли все эти вопросы на прямое, глубокое и длительное обсуждение непосредственно председателя Государственной Думы Вячеслава Володина, еще более глубоко погрузили в содержание проблематики Байкала министра природных ресурсов и экологии России Александра Козлова. Редакция законопроекта согласована непосредственно с ними», — подчеркивает значимость проведенной и предстоящей еще работы Сергей Тен.

В настоящее время в адрес исполнительных и законодательных органов власти Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края направлены запросы с просьбой поддержать законопроект, и дать к нему предложения и замечания для того, чтобы учесть их при потенциальном прохождении инициативы во втором чтении.

Ко второму чтению должна быть учтена еще одна проблема, отмечает Сергей Тен: «Наш комитет по собственности, земельным и имущественным отношениям является соисполнителем еще по одной важной проблематике в рамках данного законопроекта — это оборот земельных участков в границах населенных пунктов. Сейчас в Иркутской области 5304 гражданина, а в Республике Бурятия 9045 граждан не имеют возможность оформить земельные участки в собственность. Мы комитетом будем настаивать на том, чтобы ко второму чтению вносить и принимать поправку, что в границах населенных пунктов в ЦЭЗ БПТ разрешается свободный оборот земли, ее купля-продажа среди граждан, оформление ее в частную собственность. Мы убеждены, что, независимо от того, кто находится на участке, любой землевладелец и землепользователь — собственник или арендатор, физическое, юридическое лицо или муниципалитет, — все они должны соблюдать единые правила хозяйствования на территории, включая все экологические нормативы, ограничения и запреты».

Александр Потапов

Мнения
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев:

— Благодаря поправкам, одобренным депутатским корпусом, мы сможем вывести качество жизни в территориях на новый уровень. Действительно, внесенные в закон изменения разрешают проведение рубок, но по строго определенным основаниям. Государство по-прежнему охраняет наш лесной фонд, но теперь мы, наконец, сможем реализовать в центральной экологической зоне давно назревшие проекты — построить в Слюдянском районе селезащитные сооружения для защиты Байкала, коммунальную инфраструктуру, развивать сеть автомобильных дорог.

Новая редакция закона «Об охране озера Байкал» позволит исполнить поручения президента России Владимира Путина об установлении границ населенных пунктов, расположенных сегодня на землях лесного фонда или особо охраняемых природных территорий, в пределах фактически занятой ими территории. Кроме того, в границах ЦЭЗ в Иркутской области находятся 11 действующих кладбищ. Теперь органы местного самоуправления смогут оформить права муниципальной собственности на данные кладбища для содержания мест захоронений и организации ритуальных услуг.

Еще одно из важных направлений работы — развитие Байкальска как города-курорта. С учетом текущей геополитической ситуации, уверенно растет спрос на внутреннем туристическом рынке. В соответствии с программой социально-экономического развития Байкальска, утвержденной распоряжением правительства страны, к 2040 году увеличение туристического потока в город планируется с сегодняшних 180 до 590 тысяч человек в год. Здесь планируется развитие сети отелей, канатных дорог, строительство площадок для малой авиации и формирование транспортно-пересадочного узла, порта, расширение сети дорог. Вести туристическую деятельность позволяет особая экономическая зона «Ворота Байкала». Здесь зарегистрировано 18 резидентов, общий объем планируемых инвестиций составляет более 17 миллиардов рублей, будет создано 855 новых рабочих мест. Изменение действующего законодательства снимает существенные ограничения для реализации запланированных инвестиционных проектов.

Глава Бурятии Алексей Цыденов:

— В первую очередь, я хочу поблагодарить депутатский корпус за то, что встали на защиту Байкала, на защиту людей. Законопроект, принятый в первом чтении, позволит защитить Байкал от максимально экстремального загрязнения шлам-лигнином, который накоплен на Байкальском ЦБК, так как там есть угроза селя. Сейчас этот законопроект разрешает сделать защиту, которая спасет Байкал от тотального загрязнения.

Следующий вопрос — это то, что законопроект позволяет решить вопрос пожарной безопасности. Причем в две стороны: когда угроза исходит из леса, который не отделен от поселка, и когда любое возгорание в поселке тут же уходит в лес, и в лесу это возгорание остановить гораздо сложнее.

У нас поселки на Байкале сплошь окружены лесом. Но противопожарных разрывов вдоль границ населенного пункта нет. И сейчас законопроект как раз снимает этот запрет. Появляется возможность организовать пожарную защиту, чтобы лес на Байкале не горел.

Кроме этого, закон позволяет сейчас обеспечить высокие экологические требования для туризма. Туристы в основном едут на своих машинах, живут дикарями: естественные потребности — в кустах, мусор, кострища, ломаные кусты. Дикий туризм приносит высокую антропогенную нагрузку на Байкал. Закон же позволяет создать качественную туристическую инфраструктуру в узколокализованных местах, которые были определены и законодательно закреплены еще с 2007 года (ОЭЗ «Байкальская гавань»). Сейчас этот законопроект позволит создать условия, когда будет качественный, экологичный, чистый туризм, не допускающий загрязнения Байкала, не допускает неочищенных стоков и обеспечивает, в том числе, и обращение с отходами.

Поэтому депутатам, поддержавшим законопроект — большая благодарность за своевременные и грамотные решения, за то, что они заботятся и о Байкале, и об экологии Байкала, этот закон — о сохранении озера и о жизни людей, которые живут на берегах озера.

Людям, которые делают громкие заявления, рекомендую внимательно прочитать законопроект. Пока складывается впечатление, что выступающие против, во-первых, даже не читают законопроект, во-вторых, не знают действующих законов, также не знают реальной ситуации на Байкале.

Готов объяснять всем, кто сейчас пытается хайповать, надувает щеки и осознанно или неосознанно вводит в заблуждение людей.

Министр природных ресурсов и экологии Бурятии Наталья Тумуреева:

— Госдума приняла в первом чтении новую редакцию федерального закона»Об охране озера Байкал», которая разрешает вырубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Без этих изменений в законе в прибрежных районах Бурятии невозможно построить очистные сооружения, дороги и кладбища.

Промышленной заготовки леса вокруг Байкала не будет однозначно. Споров было много, но мы не за сплошные рубки вокруг озера Байкал. Эти люди, кто выступал против поправок, не читали нормально редакцию закона. Там никаких сплошных рубок, только для строительства дорог, инфраструктуры. Те же очистные сооружения нужно строить, а как их строить — между деревьями не получится.

Необходимость изменений в федеральный закон о защите Байкала обсуждается не первый год и со всеми сторонами. Закон сделан очень точечно, не будет разрешена сплошная рубка. В Госдуме звучали популистские высказывания, но с этим законом отрабатывали очень много — и с общественностью, и с экологами. Выверяли каждую строчку — это уже третья редакция прошла. Работа еще предстоит, впереди второе чтение, есть площадка для обсуждения.

Депутат Госдумы РФ от Бурятии Вячеслав Дамдинцурунов:

— Для Бурятии принятие законопроекта является вопросом реализации права на достойную жизнь.

Мы хотим сохранить Байкал для потомков, создавая качественные условия для ныне живущих. Важно, чтобы в моей родной республике могли обустраиваться дороги, строились объекты социальной инфраструктуры и очистные сооружения, благоустраивались кладбища.

Впереди предстоит еще очень много работы. Ко второму чтению авторы законопроекта будут уточнять формулировки и конкретизировать детали.

В контексте
РЖД как пример ответственности

Два года назад Государственной думой был принят федеральный закон ФЗ-254 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Были прописаны четкие экологические требования к проведению работ и восстановлению зеленых насаждений после их завершения.

Депутаты Государственной думы комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям в рамках мониторинга исполнения законодательства познакомились с работой экопоста на станции «Андриановская» Восточно-Сибирской железной дороги.

«За 20 минут этот передвижной экологический пост способен измерить сразу пять показателей окружающего воздуха. Он оборудован пылемером, тремя газоанализаторами, другими современными приборами и датчиками. Имеет собственную станцию связи и передает данные на сервер РЖД в автоматическом режиме. Таких мобильных лабораторий на ВСЖД две, они используются для мониторинга обстановки на границах санитарно-защитных зон, а также на строящихся объектах БАМа и Транссиба», — уточнила в ходе экскурсии инженер-эколог Дарья Амосова.

Сотрудники ВСЖД также рассказали гостям о модернизации самой станции. После проведенных работ все сточные воды здесь поступают не в Ангасолку, а в локальные очистные сооружения.

В начале июля РЖД провела на Байкале третий экологический десант. Двести волонтеров акции «Чистые берега Байкала» — сотрудников 16 железных дорог страны — собирали мусор, обустраивали экотропы, устанавливали инфостенды в заповедных местах Священного моря.

«Сегодня РЖД полностью закрывают любые требования экологического законодательства России, помимо того, что реализовали все проекты, которые были зафиксированы в разделе ОВОЗ, выполняют дополнительные меры по компенсационным посадкам деревьев, уборки территории и прибрежной зоны Байкала. Мы сегодня убедились, что волонтерское движение — это серьезная составляющая работы российских железных дорог. Поэтому пример РЖД — доказательство нашей выверенной позиции в отношении комплексного изменения законодательства о Байкале», — оценил проделанную работу первый заместитель комитета ГД по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен.