Не конкуренты за кадры, а HR-сообщество

Сбер делится опытом привлечения и удержания сотрудников
Байкальский банк Сбербанка уже шесть лет в партнерстве с другими компаниями, представляющими самые разные отрасли экономики региона, развивает HR-клуб и формирует сообщество профессионалов, озадаченных эффективными решениями кадровых вопросов. Такой проект обретает особую значимость в условиях сегодняшнего рынка труда, где работодатели сталкиваются с массой новых вызовов, усложняющих найм. Интерес к темам, связанным с кадрами, подтвердил трехдневный HR-марафон Сбера, прошедший в Иркутске на площадке Байкальского банка.

Свыше 200 участников, восемь спикеров, десятки вопросов от аудитории, огромное количество заметок и живое обсуждение успешных практик в кулуарах — вот ключевые показатели актуальности повестки недавнего HR-марафона Сбера. За три дня представители профессионального сообщества обсудили с авторитетными экспертами широкую палитру вопросов: говорили о трендах рынка труда, креативе в HR, состоялся интенсив, где учились сохранению и выработке энергии.

Марафон объединил постоянных участников HR-клуба Сбера и тех, кто присоединился к нему впервые. Напомним, что первая подобная встреча специалистов по человеческим ресурсам прошла в Байкальском банке Сбербанка в 2018 году. Тогда дискуссия о проблемах и перспективах кадрового рынка собрала 15 иркутских компаний, понимающих, что в этой сфере, в ситуации кадрового голода, есть смысл не конкурировать, а поддерживать друг друга. Разговор получился продуктивным, были обозначены точки соприкосновения интересов и объедения усилий, намечен план действий. Так что мероприятие стало регулярным. Начинали с однодневной программы, а в этом году событие выросло в насыщенный полезной информацией трехдневный марафон.

Его глобальную задачу, функцию всего HR обозначила руководитель блока «Люди и культура», HR-директор Байкальского банка Елена Хохрякова: «Сегодня HR — это не support, не поддержка, а равноправный бизнес-партнер. Наша задача — вместе с бизнесом менять свой регион к лучшему, делать так, чтобы молодежь не уезжала в другие города, а находила возможности для своего дальнейшего развития здесь». Эксперт подчеркнула, что в быстро меняющемся мире очень важно обмениваться опытом, выстраивать процессы на основе существующих, успешно опробованных практик и не тратить время на изобретение того, что уже придумано и внедрено другими.

«У нас в банке очень много различных эффективных наработок и мы не делаем из них секрета, с большим удовольствием делимся с внешней средой», — подтвердил председатель Байкальского банка Рушан Сахбиев. Он заметил, что в HR-сфере, как правило, работают люди, настроенные на общение и новые знания.

Председатель Байкальского банка и эксперты-спикеры марафона констатировали, что современный рынок труда непрост для работодателя, бизнес сталкивается с целым рядом вызовов: старение населения, смена поколений и их приоритетов — фиксируются как мировые или общероссийские тенденции, другие, например, отток трудоспособного населения на запад страны, специфичны для Сибири. Отсюда и высокий интерес к инструментам привлечения людей в компанию, их удержания и развития, в Байкальском регионе в том числе.

«На помощь приходят новые технологии, в том числе возможности искусственного интеллекта, и человекоцентричный подход, в основе которого — человек с его уникальными потребностями, мнениями, восприятием. Но самое главное — это вера в команду. Сотрудники приходят к вам на работу только тогда, когда верят в вас. Можно организовать огромное количество разных красивых столов, стульев, капсул для сна и так далее. Но если люди не верят в вас, не верят в ваш бизнес, не верят в ваше развитие, то вряд ли они свяжут с вами свою жизнь. А в Сбер приходят те, кто хочет большего, кто понимает: это работа на будущее, на свой собственный человеческий капитал, построение личного бренда и профессиональное развитие», — высказал свою позицию Рушан Сахбиев. И обозначенные им темы нашли отражение в повестке HR-марафона Сбера.

«Пульс» — ключ к пониманию возможностей и стремлений каждого в команде

В частности, участники марафона обсудили, как меняется сфера HR благодаря новым технологиям, какие возможности открывают в этой области всевозможные решения на базе искусственного интеллекта (AI). «Дискуссия о том, применять его или нет, уже бессмысленна, — считает Елена Хохрякова. — Сейчас нужно думать о том, как сделать искусственный интеллект помощником в работе с кадрами».

В этом смысле Сбер шагнул далеко вперед. AI-решения помогают компании оперативно и точно анализировать тенденции, управлять компетенциями сотрудников, организовать быструю адаптацию и эффективное обучение кадров, а также обеспечить возможность отличного карьерного роста.

Рушан Сахбиев объяснил, как в Сбере работает собственная умная цифровая HR-платформа «Пульс»: «Она учитывает множество разной информации. В конечном итоге «Пульс» позволяет более эффективно взаимодействовать с сотрудниками, отвечать на их нужды и потребности». Председатель Байкальского банка сообщил, что HR-платформу могут внедрить у себя и компании-партнеры.

Преимущества такого высокотехнологичного решения охарактеризовала и HR-директор Байкальского банка Елена Хохрякова: «Сотрудники, через «Пульс» могут получить оценку своих возможностей, компетенций. Система дает рекомендации, в чем еще есть смысл «прокачаться», чтобы идти дальше по карьерной лестнице. Заметьте, что молодежь сегодня не готова строить карьерный трек в течение 3–5 лет. Им нужно «здесь и сейчас». И, по крайней мере, используя платформу «Пульс», уже через год можно реально понять, куда ты можешь дальше двигаться».

«Одним из актуальных трендов стала работа с моделью компетенций цифрового лидера, сегодня об этом детально рассказывал Сбер», — оценила наполнение Виктория Илюхина, заместитель генерального директора по управлению персоналом «Иркутской нефтяной компании».

От клиентоориентированности к человекоцентричности

Наряду с технологиями искусственного интеллекта во время HR-марафона Сбера большое внимание уделили всему, что охватывает такое понятие как «человекоцентричность». Оно стало главным для новой стратегии Сбера.

— Новый подход ориентирован не на обезличенного среднего, а на конкретного человека — со всеми его потребностями, субъективным мнением и так далее. И наша миссия не в том, чтобы продать ему что-то ненужное, нет. Мы стремимся выяснить, что нужно человеку — квартира, машина, образование, отдых, какие-то услуги — и обеспечить предложение в соответствии с этими запросами, — прокомментировал Председатель Байкальского банка.

К персоналу аналогичный подход. «В работе с собственными сотрудниками в центре тоже остается человек. Сегодня мы должны учитывать возраст работника, его желания, интересы, настроения. И это в общем-то классно», — обратила внимание HR-директор Байкальского банка.

В дополнение Елена Хохрякова поделилась наблюдениями из собственной практики: «У современной молодежи нет желания работать 24 на 7. Она стремится выстроить баланс жизни и работы. Идет туда, где не только хорошо платят, но и есть что-то кроме однообразных трудовых будней — спорт, КВН, волонтерство… Получается, компания становится больше, чем местом работы, помогает насытить жизнь чем-то интересным и развиваться практически в любом направлении, в котором у сотрудника есть стремление себя реализовать».

Отсюда вывод: невозможно привлечь и удержать сотрудников нового поколения так, как это получалось делать несколько лет назад. Привычные подходы уже не работают, кадровикам приходится постоянно искать нестандартные способы решения задач. Не случайно «Креатив в HR» стал темой второго дня профильного марафона Сбера.

А финальный день прошел под девизом «Главное — это энергия». Столичные эксперты рассказывали об энергии лидерства, разбирали кейсы управления энергией в команде, учили восполнять свои внутренние ресурсы и «заряжать» других.

Аналитика: как найти и не потерять ценных специалистов

С особым вниманием аудитория HR-марафона вникала в объемный и детальный анализ трендов, который представила директор по аналитике и исследованиям «Работа.ру» Елена Артемьева. Она рассказала (и подкрепила аргументами-цифрами), в том числе, какие ожидания характерны для соискателей при поиске работы, почему увольняются люди и как найти именно «своего» сотрудника.

В конце доклада эксперт резюмировала основное. Итак, рынок труда продолжает быть сложным для работодателя, и в ближайшее время ситуация не изменится. Отказ от повышения зарплаты и приведения ее к рыночному уровню с большой вероятностью приведет к потере сотрудника. Кроме денег важны также комфортная атмосфера, команда и руководитель, так как работу не хочется воспринимать как источник стресса, и все большую важность приобретает соцпакет и его наполненность. В условиях нехватки сотрудников все больше компаний обращается к молодым специалистам, но по-прежнему для их найма есть много барьеров. При поиске работы в 2024 году с большим отрывом от прочих факторов побеждает зарплата, поэтому необходимо уделить внимание зарплатной аналитике при планировании фонда оплаты труда на будущий год. Работа с брендом работодателя и нематериальными методами мотивации может помочь выжить в гонке зарплат, а предложение гибридного или удаленного формата работы повысит вероятность закрыть вакансии. Если вы хотите понять, почему сотрудники от вас уходят и куда они направляются, лучше начать собирать эти данные, проводить exit-интервью и менять процессы, иначе текучесть кадров будет постоянной и нерешаемой проблемой.

Если вам нужны детали, то читайте Telegram-сообщество «HR волна Иркутска». Там вы найдете ссылки на презентации экспертов HR-марафона Сбера и еще немало полезной информации.

HR-тренды
Красноречивые цифры из аналитики сервиса «Работа.ру» и доклада Елены Артемьевой

Уровень безработицы в течение последних двух лет имеет нисходящую тенденцию, что ухудшает условия для работодателей. Основные показатели рынка труда (уровень безработицы и среднее время поиска работы) в Байкальском регионе одни из самых высоких среди других регионов РФ, но тенденция изменения их за последние два года аналогична остальным округам РФ — показатели постепенно снижаются.

Поисковые запросы «найти работу» (по данным Yandex. Wordstat) говорят о том, что интерес к поиску работы в целом снизился за 2023 год на 22,7%, за январь-май 2024 года — на 11,0%.

Зарплата на первом месте по силе мотивации в 2024 году (важно для 90% респондентов). На втором — коллектив и руководство (24%), а на третьем — возможность соблюдать баланс работы и личной жизни (17%).

Хороший эффект дают реферальные программы. В частности. приглашенные сотрудники дольше остаются работать в компании: через год удержание привлеченных сотрудников составляет 46% против 33% для нанятых с HR-порталов. Нанятые рефералы приносят компаниям на 25% больше прибыли, нежели сотрудники, которых наняли из других источников. Часто они просто не хотят подвести знакомого, который их порекомендовал.

Для 19% сотрудников залог их длительного взаимодействия с компанией — грамотно выстроенный онбординг (действия компании, нацеленные на адаптацию сотрудника на новом рабочем месте), а 23% он также помогает определиться с дальнейшим развитием в компании.

3 ключевых опции соцпакета, по мнению соискателей: ДМС, обучение за счет компании и оплата проезда. Для молодых соискателей важнее обучение, оплата занятий спортом, покупка специальной литературы и оплата психолога. Для соискателей в возрасте 25-34 важнее корпоративный детский сад, льготная ипотека и посещение платных мероприятий. Чем старше соискатели, тем менее значим соцпакет при поиске работы.

От 17 до 37% сотрудников считают свою работу бессмысленной. А вот сотрудники, считающие свою работу значимой, на 33% лучше работают, а 75% более преданы компании и на 49% менее склонны к увольнению.

В формате
Стильно и не только для работы

В главном офисе Байкальского банка в Иркутске открыли SberShop. Его стильные коллекции презентовали на HR-марафоне.

Дефиле моделей (эту роль вместе с интересным и современным мерчем примерили на себя сотрудники банка) стало ярким моментом июньского HR-марафона Сбера. Дефиле приурочили к открытию магазина с фирменной продукцией. SberShop теперь работает в Иркутске на ул. Нижняя набережная, 10.Зеленую ленту торжественно перерезали Рушан Сахбиев, Председатель Байкальского банка Сбербанка, он и стал первым покупателем иркутского SberShop, Елена Хохрякова, HR-директор Байкальского банка и Анастасия Колтачук, исполнительный директор Департамента брендированной продукции и мерча Сбермаркетинга.

В ассортименте SberShop коллекции модной одежды, в том числе спортивные костюмы, поло, толстовки, рубашки и много что еще. Обращают на себя внимание стильные аксессуары: обувь, платки, сумки, кепки. Цветовая гамма не ограничивается только зелеными оттенками, так что, собирая образ, получится сделать и другие яркие акценты.

И, конечно, на полках SberShop свое место заняли всевозможные гаджеты и девайсы, без которых сложно представить современную жизнь современного человека.

Для первой покупки председатель Байкальского банка выбрал термобутылку для воды. Он не сомневается, что продукция SberShop будет востребована у клиентов и партнеров банка. «Ассортимент большой и подойдет на все случаи жизни: для спорта, отдыха и для работы. А мы будем двигаться в этом направлении и дальше — создавать корпоративный мерч с символикой Байкала», — прокомментировал Рушан Сахбиев.

Сотрудники банка после дефиле тоже оценили мерч Сбера как удобный, функциональный и гармоничный. Вещи отлично комбинируется между собой, и в них можно выйти не только на работу в среду (когда корпоративные правила рекомендуют), но и с семьей на пикник или прогулку. Для малышей, кстати, Сбер тоже сделал специальную линию мерча. А для девушек найдутся юбки под «каблук» или варианты в стиле кэжуал. Здесь же можно подобрать подарки друзьям и близким — от кружек до пледов и ковриков для йоги.

Сделать покупки в новом фирменном магазине могут все желающие, а оплатить их легко улыбкой и бонусами СберСпасибо.

Также Сбер продает мерч через интернет-магазин, где представлены одежда и обувь, канцелярские товары, гаджеты, аксессуары для дома и офиса. У каждой из нескольких десятков коллекций свое настроение, но все выполнено из исключительно качественных материалов по оригинальному дизайну.

Для разработки коллекций Сбер привлекает известных дизайнеров. В 2023 году была представлена коллаборация со скульптором Даши Намдаковым: изображения его ландшафтных композиций в парке «Тужи» в Забайкалье украсили свитшоты, шоперы и термобутылки. Одна из самых популярных коллекций магазина создана в сотрудничестве с киностудией «Союзмультфильм».