На корабле по просторам океана
Корабль в открытом океане, словно космическая станция, практически полностью оторван от внешнего мира, поэтому во многих ситуациях приходилось рассчитывать только на свои силы.
Волны в десять метров, или Как пережить шторм
В сентябре настоящий ураган настиг мексиканское Тихоокеанское побережье. Тропический шторм был настолько силен (скорость ветра составляла 33 м/с), что ему даже дали собственное название — «Мануэль». Иркутские путешественники как раз попали в самый эпицентр этого страшного природного явления. Такое не забывается, признается Карим: «Волны достигали 10 метров. Найти границу между воздухом и водой было невозможно — все превратилось в какое-то одно сплошное месиво. Мы словно плыли не на корабле, а на подводной лодке и на самолете одновременно. Словами этого не передать, но то, как показывают шторм в фильмах, недалеко от правды. Находясь в непрерывной борьбе с грозной стихией, мы не спали трое суток. Наша шхуна изрядно потрепалась, были серьезные поломки, но мы сумели их исправить. А вообще, я рад попаданию в шторм — мои сыновья, как старший Тимирхан, так и младший Карим, сумели показать недюжинную отвагу. Казалось, они боялись меньше, чем я».
Не менее запоминающейся была и остановка после происшествия в Акапулько — портовом городе Мексики, где стихия бушевала с особой силой. После бедствия Государственный симфонический оркестр города Акапулько и детская капелла организовали в старинном форте благотворительный концерт. Для того чтобы попасть на действие, нужно было принести сумку с продуктами — в городе критически не хватало продовольствия. «Это был просто концерт всех концертов! Такого искреннего и душевного исполнения я давно не слышал. А комната, куда складывали продукты, быстро наполнилась — все неравнодушные активно отзывались на просьбу о помощи. Несмотря на то, что присутствующие в Акапулько переживали тяжелый период, трагедия сильно объединила и сплотила всех без исключения».
Корабль как космическая станция
Стал капитаном корабля Карим Мухамадеев совершенно случайно. Во время одного автомобильного путешествия по США и Мексике он познакомился с Джоном — пожилым яхтсменом. Этот человек в силу своего возраста решил оставить корабельное дело, а свою шхуну передать кому-то в хорошие руки. Кариму американец продал раритет за символическую плату.
«Моей «лодке» 33 года, по меркам этого вида транспорта, она еще совсем подросток, ведь корабли выходят в плавание и в столетнем возрасте. Шхуна была передана мне в практически идеальном состоянии. Роскошный французский интерьер, изысканные деревянные и бронзовые детали, тиковая палуба! Не корабль, а мечта. До приобретения корабля у меня уже имелись капитанские права, я управлял небольшими яхтами, но такой махиной в 21 метр — впервые».
Скучать во время длительного плавания не приходилось: корабль в открытом океане, словно космическая станция, практически полностью оторван от внешнего мира, поэтому во многих ситуациях приходилось рассчитывать только на свои силы. Круглосуточные вахты, постоянное наблюдение за системой навигации, работа с парусами и многое другое из будней в море.
Иркутским путешественникам удалось вдоволь порыбачить — тунец, барракуда и дорадо в океане были в изобилии. Один раз они даже поймали акулу — затащить двухметровую тушу на высокий борт корабля было целым делом. Но, как отмечает Карим, это стоило того — мясо оказалось очень вкусным и нежным. Правда, рыбалка в незнакомых местах представляла и много опасностей — один раз сын Карима Тимирхан укололся о красивую ядовитую рыбу.
«У моего сына внезапно раздулась рука, и мы поняли, что его нужно срочно спасать. По близости возле нас находился только закрытый мексиканский военный остров. Мы пошли туда, там Тимирхану оказали необходимую помощь. Конечно, ситуация была для нас всех стрессовая, но был в ней и приятный момент — нам посчастливилось наблюдать за рождением морских котиков. Вообще, созерцание океана стало самой значимой частью нашей поездки. Светящийся по ночам планктон оставил незабываемые воспоминания. Живописные восходы и закаты, дельфины, киты, черепахи, летающие скаты и, конечно же, встречи с путешественниками и пилигримами — именно ради этого стоило проплыть тысячи миль».
Россия XVII века
Путешествие — всегда знакомство с людьми и образом жизни разных народов мира. В Белизе путешественники побывали в поселении, где проживают меннониты. У них в гостях казалось, будто бы очутился в России XVII века (именно из России были изгнаны их предки, впоследствии жившие в Европе, США, Мексике, принявшие меннонитство, главным принципом которого является отказ от оружия и насилия): одноэтажные деревянные домики с веревочными качелями у крыльца, конные упряжки, светловолосые фермеры в широкополых соломенных шляпах и штанах с подтяжками, женщины в старомодных платьях. Жители поселения не пользуются мобильными телефонами, компьютерами, вместо машин передвигаются на лошадях, а вместо электричества применяют силу ветра и солнца. Основу деятельности составляет сельское хозяйство — меннониты обеспечивают практически весь Белиз натуральным продовольствием и деревянной мебелью, а также экспортируют различные товары в США и Мексику.
«В поселении меннонитов мы жили в семье, у которых 14 детей. Вместе с ними ходили добывать сахарный тростник, наблюдали, как растет кешью и хлебное дерево. Очень поразили дружные отношения между односельчанами. Когда один меннонит попросил соседей помочь наколоть ему дрова, собрались люди со всей округи — более 300 человек на 30 повозках. Побывав в этом параллельном мире (по-другому это поселение и не назовешь), я понял, насколько ущербен тот, в котором мы все живем. Этому можно привести сотни подтверждений. Например, мне было очень прискорбно то и дело натыкаться в океане на целые острова, усеянные пластиковым мусором. Хотелось, чтобы человечество когда-нибудь оглянулось и изменило свое отношение к миру, в котором мы живем и где потом предстоит жить нашим потомкам!» С этим пожеланием Карима трудно не согласиться.
Таможня дает добро
Путешествие Карима Мухамадеева и его семьи в общей сложности заняло около полугода; в течение этого времени они передвигались на арендованных машинах и на своем судне. Поездка на корабле проходила вдоль побережья Тихого океана. Выехав из США (Сан-Диего), путешественники пересекли мексиканскую границу. Останавливались в портовых городах Энсенада, Манзанилла, Пуэрто-Вальярта, Сиуатанехо и Акапулько. Трудностей с пересечением границ не возникало.
«Да, мы собственными глазами видели железный забор, разъединяющий на сотни километров США и Мексику, но при пересечении границ (мы ее пересекали в общей сложности четыре раза) нас ни разу никто не останавливал ни при выезде, ни при въезде в эти страны. Подразделения там работают немного по-другому, они уже заранее знают, кого им нужно останавливать, а кого нет. А зайти отметиться и получить визу в полицейском пункте порта, куда ты прибыл — это сугубо твое личное дело; никто корабли не досматривает. Передвижение на яхтах уже практически везде воспринимается как обычное явление. Единственное, где могут возникнуть проблемы в этом вопросе — это в странах, где раньше действовал коммунистический строй. Слышал много баек о безумных сложностях в Кубе. В российские воды мы даже не будем пытаться войти — яхта, находящаяся в собственности у россиянина, под американским флагом, воспринимается местными службами, словно пришелец из космоса, которого нужно тщательно рассмотреть, — говорит Тимирхан Мухамадеев. — Так как мы не совершали океанского перехода, а двигались вдоль побережья, все бытовые вопросы решали в портовых городках, в которых останавливались каждые 3-5 дней».