Восточно-сибирский форпост «Транснефти»

За пять лет работы «Востокнефтепровода» в Иркутской области лишь однажды встретилось в региональной прессе интервью с генеральным директором предприятия Виктором Бронниковым. Было это накануне запуска ВСТО-1 и запомнилось примерами о сложностях строительного этапа, напряженном ритме предпусковых работ, кадровых проблемах и мечтами о грядущей стабильности и упорядоченности. В преддверии ввода в эксплуатацию второй очереди ВСТО (от Сковородино до нефтеналивного порта в бухте Козьмино на Дальнем Востоке) руководитель предприятия, занимающего сегодня вторую строчку в рейтинге предприятий Восточной Сибири по объемам реализации, рассказал об итогах работы компании за год и планах на будущее.

Генеральный директор «Востокнефтепровод» Виктор Бронников

— Виктор Александрович, после запуска первой очереди нефтепровода ВСТО, эксплуатацией которого занимается возглавляемое вами предприятие, «Востокнефтепровод» не часто упоминается в СМИ. Это ваша принципиальная позиция?

— Наверное, газеты просто не успевают за событиями — только по программе техперевооружения и реконструкции мы вложили в развитие предприятия в этом году более семи миллиардов рублей.…

— Все это новые строительные проекты?

— Нет, это не только новые строительные проекты, а новое оборудование, новые технологии, инфраструктура — такая например, как вдольтрассовые линии электропередач. Программа такая принимается в АК «Транснефть» ежегодно, и в следующем году существенно уменьшена не будет. А что касается новых строительных объектов — все помнят, что после запуска ВСТО-1 его мощность была 15 миллионов тонн нефти. Сейчас — 30 миллионов. В этом году мы закончили строительство пяти новых нефтеперекачивающих станций, которые позволят увеличить пропускную способность по трубопроводной системе до 50 миллионов тонн углеводородов. И в этом же году начали строительство еще трех НПС. А в целом, с момента ввода ВСТО в эксплуатацию, мы построили четыре линейно-эксплуатационные станции, две крупные базы центральных ремонтных служб в Олекминске и Талакане, 63-километровый нефтепровод до китайской границы, пункт сдачи-приема нефти в Джалинде, узел учета нефти в Тайшете, четыре резервные нитки подводных переходов, больше тысячи километров вдольтрассового проезда, четырнадцать жилых домов… Это я называю только крупные объекты. Наша основная деятельность — транспортировка сырья, все это время тоже, как вы понимаете, ведется.

— Объемы перекачки — не коммерческая тайна?

— У нас тайн нет. Сколько приняли у недропользователей — собственников нефти, столько и доставили потребителям. Только по ВСТО за три года «Востокнефтепровод» перекачал более семидесяти пяти миллионов тонн нефти. У нас есть еще и южная ветка — от Тайшета до Мегета, пункта налива нефти, откуда отгружается нефть на АНХК и, частично, по железной дороге потребителям на Дальний Восток.

— Про эту «южную ветку» все в области знают, что у нее еще много и «несанкционированных» потребителей…

„Безаварийная работа обеспечивается в первую очередь технологиями и людьми. Коллеги с других нефтепроводов шутят, что у нас на ВСТО собрана «выставка достижений нефтепроводного хозяйства»”

— Действительно, мы фиксируем множество попыток похитить нефть из нефтепровода Омск—Иркутск. И хотя статистика хищений сегодня имеет отрицательную динамику, у нас есть некоторые претензии к судебной и правоохранительной системам. В Иркутской области пойманные граждане получают в лучшем случае приговор 2-3 года условного заключения. А когда аналогичное дело рассматривалось в Красноярском крае, то преступники получили от 5 до 7 лет реального заключения. Мне кажется, что в Иркутской области недостаточно сильно общественное мнение по таким преступлениям, ведь страдаем не только мы — страдают в первую очередь те граждане, которые покупают контрафактное топливо из ворованной нефти.

— Давайте вернемся к ВСТО. Нефть каких месторождений вы принимаете в трубопроводную систему?

— В основном восточносибирских. Эти месторождения более 20 лет не вводили в эксплуатацию из-за отсутствия нефтепровода, по которому можно было бы вести транспортировку. Сейчас мы подключили к нефтепроводу ВСТО уже пять крупных месторождений, выданы техусловия еще нескольким нефтяным компаниям, ведущим добычу в Иркутской области и Якутии.

— То есть бытовавшее мнение, что ВСТО не будет обеспечен собственной нефтью и будет качать нефть из Западной Сибири…

— Опровергнуто временем. Вот смотрите — в России добывают порядка 500 миллионов тонн нефти в год, а потенциал Восточной Сибири — уже 100 миллионов, и геологоразведка в Иркутской области, Красноярском крае и Якутии постоянно говорит о росте запасов на уже действующих месторождениях. Просто до строительства нефтепровода ВСТО не было никакого смысла обустраивать эти месторождения. А сейчас их обустройство активно ведется. Последний пример — новые месторождения Эвенкии. Там уже в ближайшие годы нефтяники смогут добывать до 15 миллионов тонн в год. И это только начало.

— Как сейчас складываются тношения с местным населением, с экологическими организациями? Ведь «Востокнефтепровод» начинал свою работу с митингов протеста…

— Мы каждую стройку начинаем с общественных слушаний. На первые слушания люди действительно приходили с откровенным недоверием. Сейчас отношения с местными жителями изменились коренным образом. Даже активные и принципиальные экологи Якутии признают, что эксплуатация нефтепровода ВСТО проводится на самом высоком и главное безопасном уровне. Весной наши специалисты участвовали в ликвидации последствий аварии — помните, когда дизельное топливо попало в Ангару из врезки в хранилище Росрезерва? Так вот, нам активисты экологических организаций потом говорили, что были удивлены тем фактом, что мы ликвидируем чужие аварии, отвлекаем на это своих специалистов, технику и ресурсы.

— Возможно, это была такая пиар-акция с вашей стороны…

— Придумать, что сто человек круглосуточно, в течение двух недель, в холодной майской воде ради, как вы говорите, «пиара», спасали водозаборы, питающие крупные населенные пункты Иркутской области, — может только очень испорченный человек. Или откровенный недоброжелатель. Мы ничего не рекламировали, и ничего не планировали — решение принимали с колес, в течение часа с момента поступления звонка о помощи из МЧС аварийные бригады «Востокнеф­тепровода» уже выдвинули в Свирск.

— Тогда еще один, не самый доброжелательный вопрос. Сейчас нефтепровод ВСТО работает стабильно. Ваш нефтепровод новый, но что с ним будет через несколько лет?

„В России добывают порядка 500 миллионов тонн нефти в год, а потенциал Восточной Сибири — уже 100 миллионов, и геологоразведка в Иркутской области, Красноярском крае и Якутии говорит о росте запасов на уже действующих месторождениях”.

— Стабильная работа обеспечивается в первую очередь технологиями и людьми. Коллеги с других нефтепроводов «Транснефти» шутят, что у нас на ВСТО собрана «выставка достижений нефтепроводного хозяйства». Все самые современные технологии, которые есть в нашей отрасли, применяются на ВСТО. Есть решения, уже опробованные и доказавшие свою эффективность на других магистральных нефтепроводах ОАО «АК «Транснефть», есть и новые технические решения. Нефтепровод ВСТО проходит в очень сложных геологических условиях — с большой амплитудой высот, с разнообразием пород, с многомерзлыми грунтами и болотами. Чтобы своевременно отслеживать и предотвращать возможное разрушительное воздействие, в 2010 году нами была разработана «Программа мониторинга технического состояния трубопроводов и сооружений линейной части». Мы очень активно работаем в рамках этой программы, привлекаем в том числе и ведущие якутские научные институты и лаборатории.

Что включает в себя мониторинг? Например, определение температурного поля вокруг трубопровода. Метод позволяет контролировать температуру окружающего трубу грунта. На основании этих данных специалисты составляют карты зон, требующих повышенного внимания. С 2010 года на разных участках прохождения нефтепровода было пробурено 75 скважин.

В рамках мониторинга обследуется также состояние геотехнической системы, проводятся сейсмообследования. Для этого необходимое оборудование установлено на линейной части и всех наших двенадцати нефтеперекачивающих станциях. Кроме того, еще одна дополнительная система контроля сейсмических воздействий будет установлена на сейсмоопасном участке от Талакана до Сковородино, где нужен дополнительный контроль состояния трубы. Кроме системы контроля сейсмовоздействий, — нефтепровод оборудован инклинометрическими датчиками для контроля оползневых процессов. Такое оборудование уже установлено на участках нефтепровода в районе реки Кежма, на левом берегу Усть-Илимского водохранилища и в районе поселка Чульмакан. В следующем году опробуем методы аэрофотосъемки и лазерного сканирования. Все эти работы ведем собственными силами — для этого создан новый, и тоже первый в системе, отдел мониторинга. В большинстве своем в нем работают выпускники Братского университета.

— Первыми специалистами вашего предприятия были жители западных регионов России. Вы говорите, что теперь на ВСТО работают местные жители. Испытывает ли ваша компания проблемы с поиском персонала?

— В Восточной Сибири никогда не было ни вузов, ни техникумов, ни каких-то других организаций, занятых подготовкой кадров для нефтяной и нефтепроводной промышленности. Но есть энергетики, механики, строители с крепким, хорошим образованием. Сейчас у нас работает почти шесть тысяч человек, на 80% — это местные жители. Все они либо прошли переподготовку, либо повысили квалификацию в специальных учебных заведениях «Транснефти».

— Как у вас складываются отношения с руководством области и муниципалитетов, по территории которых проходит нефтепровод? При принятии нового областного бюджета много говорили о том, что добыча нефти позволила увеличить бюджет Иркутской области с 65 до практически 100 миллиардов рублей. Какова роль вашего предприятия в этом процессе?

— Во-первых, мы в трех регионах работаем — в Якутии, Амурской и Иркутской областях. И у нас со всеми губернаторами — ровные рабочие отношения. Все стараются содействовать нам в тех вопросах, которые касаются реализации проекта. Я думаю, что и руководители Иркутской области хорошо понимают, что дает людям и бюджету нефтепровод ВСТО. Смотрите — в области добывают меньше 2% всей российской нефти. Но все предприятия в этом бизнесе новые, оснащенные современным оборудованием. Все платят высокий налог на имущество. НДФЛ 2,5 тысяч работающих в Иркутской области — опять же в областной бюджет. Думаю, по мере роста добычи нефти в Восточно-Сибирской нефтяной провинции бюджеты регионов, по которым проходит ВСТО, — будут и дальше пополняться доходами. Кроме того, мы строим жилье: из четырнадцати уже построенных нами за три года многоквартирных домов — семь в Иркутской области. А в поселке Речушка, к примеру, в наших домах выделены квартиры для педагога и врача, которых администрация пригласила для работы в школе и больнице этого поселка.

— И традиционный предновогодний вопрос — о планах на следующий год, или, может быть, на ближайшую перспективу.

— Первую очередь ВСТО ввели в эксплуатацию с 1 января 2010 года. И все это время мы постоянно развиваемся. В следующем году начнется строительство нефтепровода Куюмба—Тайшет. Это позволит подключить к ВСТО нефтяные компании, разрабатывающие нефтяные месторождения Красноярского края. Это еще 15 миллионов тонн прокачанной через ВСТО нефти. Проект очень масштабный. Судите сами, ВСТО имеет протяженность около 2700 километров, а строящийся нефтепровод — еще 700. Сейчас у нас работает шесть тысяч человек, а через три года будет семь с половиной тысяч. У правительства страны уже есть планы по доведению мощности нефтепровода до 80 миллионов тонн. Так что перспектива есть не только у предприятия, но и у регионов, где проходит ВСТО. Убедительный пример последовательного динамичного развития рядом — Западная Сибирь, тюменский север.