Военным нужно больше учебно-боевого

Министерство обороны начало формирование государственной программы вооружений на 2016-2025 годы. Как стало известно „Ъ», уже достигнуты первые договоренности: военные готовы закупить в рамках новой госпрограммы у «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) 50 учебно-боевых самолетов Як-130. Сумма потенциальной сделки, по данным „Ъ», оценивается более чем в 23 млрд руб.

О начале работы по формированию новой госпрограммы вооружений „Ъ» рассказал источник в аппарате министра обороны Сергея Шойгу. По его словам, в военном ведомстве эту работу курируют начальник Генштаба Валерий Герасимов и начальник вооружений Юрий Борисов. «Старт работы был дан за три года и три месяца до момента принятия госпрограммы, — сказал собеседник „Ъ». — Сейчас прорабатывается вопрос о ее наполнении». Первые конкретные шаги были сделаны в части авиации: по сведениям „Ъ», Минобороны и ОАК уже достигли принципиальной договоренности о закупке 50 единиц учебно-боевых самолетов Як-130. Сумма потенциальной сделки может составить более 23 млрд руб., а сборка будет вестись на Иркутском авиастроительном заводе. «Проблем у завода не будет — его мощности позволяют создавать еще большее количество самолетов данного типа», — подчеркивает собеседник. Официально информацию в ОАК и Минобороны не комментируют.

Учебно-боевой самолет Як-130 (по классификации НАТО — Mitten) начал разрабатываться ОКБ им. Яковлева в начале 1990-х годов. В 2002 году был   выбран базовым самолетом ВВС России для подготовки летчиков. Длина фюзеляжа Як-130 — 11,49 м, размах крыла — 9,72 м, высота — 4,76 м. Максимальная взлетная масса — 9 т. Практический потолок — 12,5 тыс. максимальная скорость — 1050 км/ч, дальность полета —  1850 км. Экипаж — два человека. Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД-35 с новой электронно-цифровой системой регулирования. Имеет шесть узлов подвески оружия, может нести управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля», «воздух-воздух», бомбы, пушечные контейнеры и пр.

По словам источника „Ъ» в штабе ВВС, закупка дополнительных самолетов необходима для оснащения авиационных училищ. «Уже в планах возрождение Краснодарского, Сызранского и Челябинского авиационных училищ, которые были сокращены в ходе реформы армии, — говорит он. — На ближайшие годы подготовка летного состава является для ВВС одной из приоритетных задач». «Для обучения требуется увеличение парка Як-130 как минимум до ста единиц, в идеале их должно быть порядка двухсот», — отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Напомним, что согласно действующей госпрограмме вооружений на 2011-2020 годы военные планируют получить 65 единиц Як-130 до 2017 года. Заключение контрактов на Як-130 в 2011 году сопровождалось спорами военных и авиастроителей относительно цены одного экземпляра: первые настаивали на снижении его стоимости с 462 млн до 444 млн руб., вторые требовали повысить ее как минимум на 15% от исходной. В итоге Минобороны под предлогом отсутствия требуемых промышленностью финансов добилось заключения контрактов на своих условиях. Повторения подобной ситуации не будет, уверяют источники „Ъ» в авиационной отрасли: «Сергей Шойгу инициировал пересмотр финансовых условий ранее совершенных сделок в пользу предприятий промышленности, серьезных разногласий при формировании цены на самолеты не предвидится».

Файлы для загрузки

  1. 5075-044 (204.6 Кб)