Технологии — путь к эффективности

Как оптимизировать расходы на грузовые перевозки по железной дороге, снизить нагрузку на сеть и увеличить скорость доставки? В Первой грузовой компании (ПГК) уверены, что ответы на эти ключевые для отрасли вопросы лежат в одной плоскости. Эффективность сегодня напрямую связана с технологическими решениями и ИТ-сервисами. Об этом говорили участники круглого стола, который организовал оператор для своих партнеров в Иркутске.
Валерий Яхимович

«Мы должны работать сообща, чтобы достигать лучшего результата», — подчеркивает директор Иркутского филиала ПГК Валерий Яхимович.

Работать сообща

Повышение эффективности работы вагонного парка — вопрос, который ПГК постоянно держит на контроле. Регулярные совещания с клиентами, представителями РЖД и региональной власти помогают проанализировать ситуацию с разных сторон.

«Важнейшим условием развития операторского бизнеса мы считаем результативное взаимодействие всех участников рынка железнодорожных грузовых перевозок», — подчеркивает директор Иркутского филиала ПГК Валерий Яхимович, фокусируя внимание на двух основополагающих моментах — технологии и сервисе. «Внедрение технологий не требует дополнительного финансирования, поэтому все зависит исключительно от нас — участников перевозочного процесса. Мы должны работать сообща, чтобы достигать лучшего результата», — призывает руководитель филиала.

Эти слова — не пустой звук. Топ-менеджер оператора на конкретных примерах показывает, к какому результату приводит слаженная работа и технологичная оптимизация.

Маршрутный вектор

Одним из оптимальных технологических решений, способствующих повышению эффективности эксплуатации парка, сегодня является маршрутизация перевозок. Иркутский филиал ПГК разрабатывает такие схемы для своих партнеров. Например, между подразделением компании и Восточно-Сибирским территориальным центром фирменного транспортного обслуживания подписано соглашение, согласно которому с 24 сентября на станции Тайшет начали формировать маршруты из порожних полувагонов, принадлежащих оператору. Цель — снизить оборот подвижного состава в границах Восточного полигона и обеспечить его своевременный подвод к станциям погрузки угля на Красноярской и Западно-Сибирской железных дорогах.

Кроме того, оператор организовал маршрутные отправки порожних крытых вагонов со станции Эрлянь (Китай) через Монголию в Усть-Илимск и Братск в интересах сервисного клиента — компании «Финтранс ГЛ». Решение позволило сократить время оборота вагонов, а также на 20% увеличить долю технически-пригодного для экспорта подвижного состава, прибывшего под погрузку. Эффективность технологии в обеспечении подвижным составом подтверждают руководители филиалов «Финтранс ГЛ» Ольга Найко и Ева Селевко.

Вагоны в порядке

Еще один хороший пример полезного технологического решения — организация осмотра порожних вагонов, следующих на станцию Багульная под погрузку продукции Братского алюминиевого завода. По пути следования поезд заезжает в депо Вихоревка. Здесь подвижной состав проходит предварительный осмотр и, при необходимости, сразу же отправляется в ремонт. В результате браковка подвижного состава на месте погрузки сокращена с 35-40 до 3-5 единиц в месяц. Кроме того, в 4 раза снижены непроизводительные порожние рейсы со станции погрузки в ремонт.

Начальник транспортного отдела предприятия Алексей Игнатьев отмечает, что завод целиком поддерживает эту инициативу ПГК. Благодаря тесному взаимодействию производственников, оператора перевозок и железнодорожников значительно повысилась эффективность планирования. «Теперь мы понимаем, сколько вагонов, в каком состоянии и когда получим, — комментирует Алексей Игнатьев. — Эта информация очень важна для участка отгрузки готовой продукции, формирования партий, подготовки реквизита и так далее. Сейчас работа этого подразделения стала более прогнозируемой».

Представители Иркутского алюминиевого завода высоко оценивают аналогичную оптимизацию процессов с осмотром вагонов на станции Иркутск-Сортировочный. Она располагается по пути следования состава под погрузку на станцию Гончарово — основную для предприятия. Сейчас количество забракованных вагонов на станции погрузки снижено втрое, также ускорен оборот подвижного состава ПГК и оптимизированы расходы на порожний пробег до станции ремонта и обратно.

Курс на цифровизацию

Стремясь сделать совместную работу с партнерами удобнее, ПГК разрабатывает новые цифровые решения. Участники круглого стола познакомились с приложением «Мобильный репортер». Задача новой разработки — оперативная оценка технического состояния крытых вагонов и уменьшение простоев парка, не связанных с грузовыми операциями.

«Компания может оперативно реагировать на сигналы «мобильных репортеров» — принимать меры по замене подвижного состава или устранению неисправностей», — объяснил заместитель директора Иркутского филиала по вагонному хозяйству Евгений Орлик. — С помощью «Мобильного репортера» клиент может сфотографировать повреждения, добавить описание о характере неисправности. Ответственный менеджер оперативно свяжется с ним для уточнения деталей и получит обратную связь».

Кроме того, в рамках проекта «ПГК Онлайн» реализован обновленный «Личный кабинет клиента». Система доступна не только на компьютере, но и на мобильных устройствах. Она позволяет следить за передвижением грузов на Яндекс. Картах в режиме 24/7, оформлять перевозочные документы, получать отчетность и многое другое. Таким образом, процесс доставки грузов становится полностью прозрачен. Это еще одно подтверждение того, что политика Первой грузовой компании нацелена на открытость, диалог и командную работу.

«Чтобы оптимизировать процесс перевозки, в том числе формирование/расформирование составов, планирование подачи вагонов, их уборку — нужен и важен совместный всесторонний анализ текущей работы и соответствующая корректировка технологий», — уверены в ПГК.

Олег Усов