Сытно-дешево

Общепит в Сибири рассчитывает на рост спроса корпоративных клиентов на новогодние праздники, но те не спешат с бронированием
Сибирские рестораторы на фоне снятия части коронавирусных ограничений рассчитывают, что спрос на предстоящие новогодние корпоративы будет, как минимум, на 10% выше, чем годом ранее, но на показатели благополучного 2019 года все же не выйдет. Сдерживающим фактором остается система QR-кодов — ее введение уже привело к отмене примерно 30% броней, говорят участники рынка.

Введение системы QR-кодов уже привело к отмене примерно 30% броней на новогодние корпоративы. Фото Евгения Павленко

Заведениям общественного питания в Красноярском крае, Омской, Новосибирской областях и ряде других регионов Сибири разрешили работать в ночное время. В Алтайском крае власти заявили, что не введут запрет на новогодние корпоративные мероприятия. Глава Сибирской ассоциации гостеприимства (Красноярский край) Ирина Максимова уверена, что спрос на корпоративы будет стимулировать отмена запрета на работу в ночное время, активное бронирование, по ее словам, уже ведется: «Людей волновал этот вопрос. Новогодний корпоратив до 23.00? Это же не детский праздник, в конце концов». Глава представительства Федерации рестораторов и отельеров в Омской области Андрей Колмогоров назвал снятие запрета на ночную работу общепита «глотком свежего воздуха» для многих заведений.

В то же время гендиректор ООО «А ля карт» (управляет банкетным рестораном «Мед» в Новосибирске) Ирина Мирошникова не считает существенным условием для проведения корпоративов продление времени работы заведений. Большее влияние на спрос, по ее данным, оказало введение QR-кодов — после него от броней отказались около 30% клиентов. «Сейчас зал заполняется теми компаниями, у которых с этим все в порядке. Если с прошлым годом сравнивать, у меня увеличение на 10%», — сказал она, отметив, что в 2020 году число заказов было примерно на 40% ниже, чем в 2019 году.

По наблюдению госпожи Максимовой, в прошлом году, в работе общепита отмечалась большая неопределенность — тогда власти с 17 декабря 2020 года и до 10 января 2021 года ввели запрет на работу общепита после 21.00. В результате рестораторы вынуждены были отменить бронирования. Сейчас ситуация лучше, считает госпожа Максимова, но, по ее оценке, в целом спрос на корпоративы все равно будет на 20% ниже, чем в докоронавирусном 2019 году.

«Этот период, пока нет конкретных запретов на мероприятия, больше похож на 2019 год, но броней, конечно, меньше», — отмечает представитель Ассоциации кейтерингов и банкетных служб России и стран СНГ в Сибири Анна Сидевич. Она ожидает, что результат будет немного лучше 2020 года, когда компания в декабре получила выручку вдвое ниже, чем за тот же период 2019 года. Госпожа Сидевич рассказала, что часть заказов клиенты отменили сразу после сообщений о появлении нового штамма коронавируса, названного омикроном.

Большинство опрошенных „Ъ-Сибирь” организаций новогодние корпоративы проводить, несмотря на снятие части запретов, не планируют. Банк ВТБ, к примеру, сообщил, что не организует их уже несколько лет. В новосибирском филиале «Балтики» рассказали, что праздничные мероприятия будут организованы онлайн: «Это подведение итогов, награждение лучших сотрудников, День пивовара и т.д. А такие праздники как, например, Новый год, принято отмечать в кругу семьи». В Сибирском филиале банка «Открытие» корпоратива в этом году, как и в прошлом, «не будет из-за ограничений, связанных с пандемией».

Средний чек на корпоративах, по данным участников рынка, в этом году остался на уровне 2019–2020 годов — 2,5 тыс. руб. за человека. Стоимость продуктов при этом выросла, а развлекательная программа не поменялась. Но клиенты не готовы в кризис платить больше, поэтому заведения вынуждены проводить оптимизацию и вносить изменения в меню, чтобы уложиться в тот же ценник. Ирина Максимова также отмечает, что финансовое положение компаний в пандемию сказалось на среднем чеке. По ее данным, стоимость корпоративов в ресторанах Красноярского края сейчас начинается от 3 тыс. руб. на одного гостя, что даже ниже, чем в благополучном 2019 году. Тогда они обходились в 3,5–4 тыс. руб. на человека. По ее словам, продукты тогда стоили меньше, но клиенты не экономили на меню. «Сейчас основная масса клиентов предпочитает блюда не такие изысканные, более сытные, и за счет этого количество самих блюд и сумма чека снижаются. Кризисная ситуация сказывается, платежеспособный спрос снижается. Развлекательные программы в этом году стали бюджетнее, и берут их не все — обходятся своими силами», — объяснила она.

Дарья Решетникова, Оксана Павлова