Проблемы, которые копились годами. Вместе с отходами

Сотрудники кафедры ОПИ и охраны окружающей среды ИРНИТУ представили в Госдуме свое мнение о проблемах профильного образования
Вопросы экологической безопасности страны в XXI веке остро встали перед Россией. Еще 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды. Уже известно, что следующий год, 2017-й, станет годом экологии. Чиновники высшего уровня видят весь спектр проблем, с которым ежедневно сталкиваются россияне: изменение климата, загрязнение воды, выбросы вредных веществ в атмосферу, массовое уничтожение лесов… Но, пожалуй, одна из самых острых тем, которая волнует Россию — решение проблем по комплексному управлению отходами. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ежегодно в стране образуется более 5 млрд тонн отходов. Есть и более пугающие цифры: по мнению ряда ученых, мы вырабатываем до 7 млрд тонн отходов в год. Речь идет как о коммунальных отходах, так и о промышленных, которые являются более опасными для жизни людей. Грамотно работать со всеми этими горами мусора могут только квалифицированные специалисты, которых у нас не хватает. Что же со всем этим делать, обсудили в Государственной думе РФ чиновники, ученые и предприниматели. Вывод таков: нужно менять сознание и нормативные акты.

Депутаты — о наболевшем

Круглый стол на тему «Партнерство государства, бизнеса и науки как решающий фактор кадровой модернизации российской экономики в сфере комплексного устойчивого управления отходами» прошел в Москве в Государственной думе 30 мая. Мероприятие, которое проводили комитет Государственной думы по вопросам собственности совместно с комитетом ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии, собрало огромное количество экспертов (более 120 человек), которым не понаслышке знакомы проблемы управления отходами. «Образование и наука, государство и бизнес, их синергия — главный ресурс для построения инновационной̆ экономики в России. Успехи в этой сфере определяются востребованностью научных и образовательных продуктов со стороны деловых и властных структур страны и общества, — подчеркнул председатель комитета по собственности Сергей Гаврилов в своем вступительном слове. — Сегодня в этом зале мы собрали представителей ведущих российских образовательных и учебных центров от Калининграда до Владивостока, а также стран Европы. В мероприятии приняли участие депутаты Государственной думы, члены Общественной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, а также крупных общественных некоммерческих объединений предпринимателей в сфере переработки отходов».

5142302На протяжении последних лет в России активно ведется создание отходоперерабатывающей индустрии, модернизация реального сектора экономики с акцентом на экологическую составляющую и применение наилучших доступных технологий, напомнил господин Гаврилов. «Но при этом в России существует явный пробел правового регулирования вопросов профессиональной подготовки в сфере охраны окружающей среды, отсутствуют апробированные программы переобучения сотрудников промышленных предприятий и отраслевых технологических комплексов по интегрированному управлению отходами в контексте практических навыков, не говоря уже о комплексных зеленых технологиях и экологическом менеджменте. Это значит, что специалисты предприятий, получающие образование в области экологии сегодня в России, реально недополучают необходимый объем знаний», — озвучил депутат ГД нелицеприятную истину.

Его коллега, депутат ГД и заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук — кстати, депутат от Республики Бурятия — затронул другую немаловажную проблему: вопрос строительства современной инфраструктуры для работы мусороперерабатывающей отрасли и о привлечении квалифицированных специалистов для ее работы. «Раньше, когда речь заходила об отходах, мы исходили из того, что у нас большая страна: отходы можно захоранивать, а потом переходить на новые территории. Но сейчас по такому пути больше идти нельзя», — категорично высказался он. И Россия отказалась от бодрого марша в тупик — уже приняты изменения в закон, касающееся региональных операторов по утилизации отходов: они вступят в силу в 2017 году. Михаил Слипенчук уверен: как только это произойдет, появится еще одна проблема — потребность в профессиональных кадрах в этой сфере, которых сегодня практически нет.

Но хватит ли одного закона? Вряд ли. Михаил Слипенчук напомнил, что мусороперерабатывающая отрасль не является прибыльной и окупаемой, поэтому для ее развития необходимо участие как частного капитала, так и государства. «Переработка мусора — это бизнес, но малоэффективный.

Во многих странах мусоросжигающие заводы рассматриваются как инфраструктурные объекты. Например, в Японии 30% затрат на строительство завода несет муниципалитет, 70% — бюджет страны.

И только после этого завод переводится в управление бизнеса, — объяснил схему работы Михаил Слипенчук. — Такие предприятия могут существовать только при государственно-частном партнерстве, и поддержка государства здесь первична». Государство также должно заботиться о внедрении и введении повсеместного экологического образования, начиная с самого юного возраста. Чтобы система функционировала, все граждане должны быть вовлечены в процесс и заинтересованы в работе отрасли на всех этапах, в том числе на этапе сортировки бытовых отходов.

Перенять лучшее: проект TIWaSiC в действии

Все выступавшие отмечали особую роль образования для создания грамотной системы управления отходами. Причем экологическое воспитание должно внедряться повсеместно с малых лет — в семье, в детском саду, в школе, а затем и в институте. Только в этом случае человек сможет воспитать в себе правильное отношение к отходам.

В европейских странах технологии по мусоропереработке давно ушли далеко вперед. Именно поэтому российские ученые и эксперты активно перенимают опыт зарубежных коллег. О подобном взаимодействии в рамках международного проекта TIWaSiC на круглом столе рассказала его координатор — к.т.н., заместитель директора международного экологического центра Baikal Waste Management Иркутского национального исследовательского технического университета Ольга Уланова.

Кафедра обогащения полезных ископаемых и охраны окружающей среды им С.Б. Леонова ИрНИТУ несколько лет активно занимается развитием и поддержкой экологического образования в рамках международной программы Tempus IV. Это трехлетний российско-европейский проект, который объединяет разные города России. Специалисты кафедры ежегодно принимают участие в различных мероприятиях для экологов и производственников с целью повышения компетенций по устойчивому управлению отходами для минимизации вредного воздействия промышленности на окружающую среду.

В российско-европейском проекте TIWaSiC — «Комплексное устойчивое управление отходами» — принимают участие специалисты из пяти стран: Германии, Австрии, Дании, Греции и России.

Обмен опытом, регулярные поездки на действующие предприятия, курсы повышения квалификации и дискуссионные встречи по различным спорным вопросам помогают экспертам из разных стран глубже вникнуть в экологические проблемы, которые сегодня решает весь мир.

Проект TIWaSiC — уникальный в своем роде и крайне важный для российского образования и науки. Ведь переход отраслей промышленности на принципы интегрированного управления отходами и наилучших доступных технологий требует формирования системы профессиональной подготовки специалистов для отраслевых комплексов России на базе федеральных и национальных вузов. При этом программ переобучения промышленных компаний и отраслевых комплексов по интегрированному управлению отходами в России просто нет. Мы все заинтересованы, чтобы в нашей стране как можно скорее сформировалась самостоятельная, успешно функционирующая отходоперерабатывающся отрасль. А для этого управление отходами должно стать неотъемлемой частью общей государственной и экологической политики и отличаться целенаправленностью, последовательностью и комплексностью. Кроме этого, надо развивать национальную идею перехода страны от безудержного потребительства к всеобщему ресурсосбережению, уверена Ольга Уланова.

5142303В России проект TIWaSiC был разработан для модельного региона, куда вошли Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский и Приморский края. Ольга Уланова объясняет, почему были выбраны именно эти территории: помимо того, что здесь расположен Байкал, объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО, здесь также находятся стратегически важные запасы минерально-сырьевой базы, ведется строительство магистральных нефтепроводов и газопроводов, а также работает множество промышленных предприятий различной направленности. Кроме этого, все эти субъекты можно считать регионами нерешенных экологических проблем: в каждом из них есть объекты, которые в прошлом причиняли огромный экологический ущерб. Были выявлены пять отраслей, развивающихся в выбранных территориях, для которых экологическое образование особенно важно. Это химический комплекс, горнодобывающая промышленность, металлургический комплекс, лесная отрасль, а также ЖКХ.

«Подготовка квалифицированных специалистов в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами в Российской Федерации должна не только успевать за изменениями, происходящими в социально-экономической жизни нашего общества, но и опережать их, — напоминает эксперт. — Сегодня Россия поставила на повестку дня создание отходоперерабатывающей индустрии и модернизации реального сектора экономики. Путем подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов и руководящих кадров ведущие национальные и федеральные технические университеты в регионах могут внести свой значительный и долгосрочный вклад в реализацию государственной программы».

За два года работы в рамках проекта TIWaSiC дистанционные курсы повышения квалификации «Комплексное устойчивое управление отходами в 5 отраслях экономики» прошли около 200 человек в 4-х университетах модельного региона на расстоянии более 4 тыс. км.

Для страны, где комплексным управлением отходами ранее не занимались вообще, это хорошие цифры. Новые курсы оказались интересными практически для всех участников «процесса» обращения с отходами: от структур, осуществляющих региональное управление, до фирм и предприятий, непосредственно реализующих технологии утилизации отходов.

Участники круглого стола полностью согласились с докладчиком, отметив, что российским специалистам в области экологии еще многое предстоит сделать.

Проблемы законодательства

Однако догонять европейские страны было бы значительно проще, если бы не мешали пробелы в законодательстве, уверена Елена Зелинская, доктор технических наук, профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и охраны окружающей среды им. С.Б. Леонова ИрНИТУ. В своем докладе «Правовое обеспечение подготовки кадров в области экологической безопасности и управления отходами» она рассказала о проблемах, с которыми наука сталкивается ежедневно.

«Мы готовим специалистов по охране окружающей среды с 1989 года. Очень важным направлением нашей деятельности является профессиональная подготовка кадров в области экологической безопасности и обращения с отходами, которую мы ведем с мая 2003 года, то есть ровно 13 лет. За это время повышение квалификации в нашем университете прошли порядка 2000 слушателей. В 2009 году мы открыли в числе самых первых университетов Российской Федерации и до сих пор очень немногих магистерскую программу по управлению отходами. Программа подготовлена с использованием европейского опыта образования в этой сфере, а главное, практического опыта этой деятельности. В рамках ее реализации мы попытались обеспечить студентов, а также работников предприятий литературой в сфере обращения с отходами, которой в российском образовании очень и очень мало», — рассказала Елена Зелинская об опыте работы и перешла к анализу проблем, которые есть в правовом поле экологической отрасли.

Подготовка кадров, в том числе повышение квалификации в области экологической безопасности в целом и обращения с отходами в частности, регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2002 года, статья 73, а также Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статья 15. А еще существует приказ Министерства природных ресурсов РФ от 18 декабря 2002 года №868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами». Но при этом данный приказ исполняется лишь частично, поскольку никакой реестр организаций, осуществляющих профессиональную подготовку лиц на право работы с опасными отходами, как предписано приказом, никто никогда не создавал. «Более того, уже почти полтора года этот приказ противоречит закону, так как с 1 января 2015 года порядок профессиональной подготовки должен устанавливать Минобрнауки, а Министерство природных ресурсов — только согласовывать, — указывает эксперт на еще одну нестыковку официальных документов. — При этом пока мы не видим никаких признаков нового приказа. И надежда его увидеть весьма слабая. Она еще слабеет, так как многие помнят, что обещанный аналогичный приказ по обучению в области экологической безопасности все ждут от Росприроднадзора с 2010 года».

Чем грозят эти разногласия в законодательстве? Серьезными последствиями. Ведь до 1 июля 2016 года все индивидуальные предприниматели и юридические лица, работающие с отходами, должны получить лицензии на право осуществления деятельности по большинству видов обращения с отходами I-IV классов опасности. При этом лицензионным требованием является наличие у работников лицензиата профессиональной подготовки на право работы с отходами этих классов опасности, объясняет Елена Зелинская.

«А программа, по которой они учатся, противоречит нормативно-правовой базе, и никто за полтора года ее не привел в соответствие. Где гарантия для тысяч предприятий, что какая-либо очередная проверка не увидит этого несоответствия и не признает лицензию недействительной?»

— задает риторический вопрос эксперт.

Есть и еще одна «бумажная» проблема. Передача в 2010 году полномочий по управлению отходами от Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Федеральной службе по надзору в сфере природопользования привела к разрушению механизма профессиональной переподготовки кадров. Действовавшие в системе Ростехнадзора нормативные документы утратили силу, а новые не были разработаны. «Как выяснилось, по словам заместителя руководителя департамента Министерства природных ресурсов, причиной всего этого является лишь одна недоработка в №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года. В 73 статье отсутствует фраза о том, кто устанавливает порядок подготовки руководителей и специалистов, какое ведомство? Как принимался и как существует уже 15 лет закон со статьей, которую невозможно исполнить? — недоумевает Елена Зелинская. — И если это единственное препятствие к тому, чтобы закон исполнять, то не проще ли эту строчку ввести и полномочиями соответствующий орган (то есть Минприроды) наделить? За 15 лет это можно сделать, уважаемые коллеги?»

Вопросы, на которые годами и даже десятилетиями никто не обращал внимания, невозможно решить за минуту. Но то, что подобные темы стали обсуждать в стенах Государственной думы — органа, который имеет все полномочия для изменения ситуации — уже говорит о том, что наметилась положительная тенденция. И, возможно, в ближайшее время изменения действительно произойдут: как в нормативных актах, так и в головах россиян.

Уже сам факт, что комитет по вопросам собственности, который стал организатором данного круглого стола, отметил проблему подготовки кадров в России как основную, говорит о многом. Сергей Гаврилов уверен, что данная проблема может быть успешно решена на основе государственно-частного партнерства, в широком его понимании — когда сторонами в соглашении выступают: государство — как организатор и куратор соответствующего образовательного проекта, бизнес — как основной интересант в получении соответствующего кадрового обеспечения и финансирующее лицо проекта, и наконец наука и образование в лице наших вузов.

«При этом участие в таких проектах бизнеса станет гарантом эффективности расходования вложенных средств — поскольку за некачественные образовательные услуги и плохо подготовленных специалистов бизнес платить не будет. А также гарантом высокого качества и инновационных подходов к обучению, поскольку вузы в борьбе за деньги заказчика будут вынуждены конкурировать между собой и постоянно модернизировать процесс обучения», — отметил Сергей Гаврилов. И представители науки полностью с этим согласны. Осталось дождаться, когда бизнес и государство подключатся к этому процессу.

Екатерина Головина