Первые авто Иркутска

Город без машин. Ни одного автомобиля — представить себе это почти невозможно. А ведь когда-то в Иркутске не было машин. Совсем. Только неторопливые лошади — абсолютно экологичные. Когда в Иркутске появились первые автомобили, как они к нам попали и скольким лошадям равнялись — иркутские автоархивы исследовала Анна Краснова.

В 1915 году в центре города было уже несколько автолавок и мастерских, где можно было «исправить любую неисправность, купить бензин или «специальное автомобильное платье».

Французский инженер Николо Жозеф Кюньо был гуманистом. А как иначе объяснить его желание запрячь в телеги не лошадей, а машину? В 1769 году Кюньо — наконец-то! — нашел замену живой тягловой силе — трехколесный агрегат с паровым котлом. Это, собственно, и был самый первый в мире автомобиль, если исходить из перевода слова: «автомобиль» — «самодвижущийся».

У «огненной повозки» Кюньо недостатков было больше, чем достоинств. Пар, который заставлял колеса машины двигаться, улетучивался за час, и автомобиль приходилось «заправлять» снова: разводить костер и ждать, пока вода закипит. Человека, который это делал, назвали «шофер» (в переводе с французского — «кочегар«).

Трехколесный агрегат передвигался со скоростью 5 км/ч и был весьма и весьма опасен: взрыв котла от перегрева был обычным делом, шоферы-кочегары погибали один за другим. Только в 1885 году на смену опасному паровому двигателю пришел бензиновый мотор. А уже в 1909 году машин на дорогах всего мира стало так много, что пешеходу в буквальном смысле просто некуда было упасть.

Такова мировая автоистория — интересная, но безнадежно далекая от иркутских реалий. Тем не менее в летописи автомобилизма есть упоминание и о нашем городе, и о первом иркутском автомобилисте. 1 июля (13-го по новому стилю) 1899 года гласный городской думы, купец Яковлев привез в Иркутск из Франции первый автомобиль марки «Панар-Левассор», один из первых с расположенным сзади V-образным двигателем «Даймлер» о двух цилиндрах емкостью 1030 куб. сантиметров и мощностью в 3 лошадиные силы. Яковлеву автомобиль обошелся почти в тысячу рублей (для сравнения — жалованье высококвалифицированного рабочего того времени составляло не больше 15-20 рублей в месяц). Для купца, конечно, это были сущие пустяки, прибыль от его дела — магазина, где продавалось оружие, велосипеды и швейные машины — позволяла Яковлеву делать все что заблагорассудится.

Машина в то время была не только баснословно дорога, но и очень опасна. На своем эксклюзивном для Иркутска транспортном средстве Яковлев мог рассекать только просторы стадиона «Локомотив». Тогда на этом месте был циклодром — место, куда согнали всех велосипедистов города, чтоб не давили на дорогах честной народ и не смущали гужевой транспорт. К ним и присоединился четырехколесный купец.

Первое испытание автомобиля в Иркутске задокументировано в заметке «Маленький конфуз», которая была опубликована в «Восточном обозрении». Конфуз на самом деле вышел очень даже большой: «…ездок, отвлекшись, развернул свою машину, она съехала с дорожки на траву и сразу же перевернулась. Переднее колесо отлетело, бензин пролился и загорелся… Беспечный любитель руля был отброшен далеко в сторону, и потому отделался только ушибами, правда, довольно сильными». Но даже этот несчастный случай не помешал предприимчивому купцу подзаработать на автомобиле — всех желающих он катал на своей машине, конечно, небесплатно. Цена услуги, к сожалению, канула в лету.

В 1906 году в Иркутске появилось еще одно чудо техники — автозаправка. Конечно, частная. Как до этого автомобили обходились без нее — непонятно. Процесс заправки осуществлялся из банок через воронки — словом, так, что лучше и не представлять. Сейчас на месте самой первой в городе заправки стоит фотоцентр «Оригинал» (район центрального рынка).

Однако до 1908 года автомобилей в Иркутске было мало. Только после Второй международной выставки автомобилей, которая прошла в Париже, ситуация в корне изменилась. Иркутяне на выставке побывали, в результате счет прибывшим в Иркутск машинам пошел уже на сотни. К тому же весной 1908 года в Иркутск заехала иноземная автоколонна. В городе визитеры пробыли недолго — торопились. Экипажи иностранных авто участвовали в первой международной гонке Америка—Франция по маршруту, который стандартно проходят и современные ралли: из США машины на теплоходах перебрались в Китай, оттуда двинулись на запад, в Европу через Иркутск. Точно известно, что в город машины въехали через Синюшину гору, а потом по дороге, на месте которой сейчас удачно расположилась улица Чайковского, попали на вокзал. Оттуда до следующего пункта гонки, Красноярска, добирались кто как: автомобилисты побогаче — на поезде, остальные — своим ходом. В конце концов эта гонка превратилась в фарс: до финиша доехал единственный автомобиль, остальные просто сошли с дистанции. В исторических документах пишут, что трасса первой гонки больше напоминала кладбище машин.

Очень хорошо, что в Иркутске ни одно гоночное авто не сломалось. Потому что чинить его было бы просто негде — даже подобия автосервиса в городе тогда не было, к каждому привезенному в Иркутск автомобилю прилагался свой механик. В этом качестве в город и попал итальянец Чезарио Верчилло. Он приехал в Иркутск вслед за какой-то французской машиной, предположительно, в 1902 году, а в 1910 обрусевший Захар Вершило возглавил первый в Иркутске «Автоотряд», который в некоторых документах еще называют «Автодором», положив начало иркутскому бизнесу частных автоперевозок.

Более иноземные силы никакого влияния на автомобилизацию Иркутска не имели, все дальнейшее было делом рук самих иркутян. К примеру, купец Иван Николаевич Алексеев был не так богат, как первопроходец Яковлев, владел всего лишь одним галантерейным магазином и денег на ветер не бросал, но тоже любил автомашины, чем и наследил в истории. В начале 1915 года Алексеев решил, что пора бы навести порядок на дорогах. В то время аварии случались каждый день, каждая вторая имела смертельный исход, и чаще, конечно, гибли пешеходы — их сбивали даже на тротуарах.

Автомобили, видимо, не знали, что там им делать нечего: правил дорожного движения и автоинспекторов еще не было, поэтому слова «запрещено» для автолюбителей тоже не существовало. К тому же иркутских шоферов никто не учил искусству ездить на машинах аккуратно и безболезненно — их вообще не учили водить. Такой важной вещи, как водительское удостоверение, тоже, конечно, еще не было изобретено.

Вот этот пробел и решил восполнить купец Алексеев. Первые автошкола и гаражный кооператив (все вместе — «Практические курсы шоферов при первом автомобильном гараже«) находились на улице Преображенской, ныне Тимирязева. Точное место, конечно, уже никто не назовет. Такое же молчание хранят исторические документы о том, как именно проходило обучение.

Зато точно известно, что инициативу купца одобрил иркутский губернатор. Еще бы! Это давало хоть какую-то надежду на уменьшение числа гибнущих под колесами «адских машин». Не сразу, но количество смертей на дорогах действительно сократилось — в три раза, как говорится в отчете какого-то мелкого чиновника иркутскому губернатору от 12 ноября 1916 года.

В музее истории Иркутска сохранились «права», которые выдавал водителям Алексеев. Это был лист бумаги формата А4 с сургучной печатью и фотографией шофера. Судя по всему, курсы пользовались популярностью: хранящийся в архивах сертификат под порядковым номером 43 Алексеев выдал уже через два месяца после открытия школы. Как и в наше время, чтобы получить права, автолюбители сдавали строгий экзамен. В газетах того времени регулярно печатались объявления примерно следующего содержания: «6 апреля в 12 часов состоится смотр автомобилей, принадлежащих частным владельцам, и испытание лиц, управляющих ими». Да-да, испытывали не только знания и умения человека, проверяли и техническое состояние машины.

В 1915 году в центре города было уже несколько автолавок и мастерских, где можно было «исправить любую неисправность, купить бензин или «специальное автомобильное платье». Все без исключения автомобили Иркутска стояли в специальном гараже, который построил Алексеев. Здесь же можно было даже взять машину напрокат.

У иркутского профессора Дорогостайского денег на автомобиль не было, а машина нужна была позарез: Дорогостайский был этнографом и археологом, много путешествовал и, конечно, удобнее было делать это на личном автомобиле. Ученый не стал расстраиваться, а просто взял и собрал машину своими руками. Причем всего за год и прямо у себя дома. Получился кабриолет, который профессор назвал почему-то «Жук». Как ни странно, автомобиль ездил — и даже исправно. По крайней мере, в поездке по Монголии «Жук» хозяина не подвел.

Первые авто, колесившие по иркутским улицам, давно истлели на неизвестных свалках истории. Самый старый автомобиль, который «живет» в Иркутске сегодня, выпущен в 1932 году. Или в 1934 — эксперты расходятся во мнениях на этот счет. Это ГАЗ АА или, как его еще называли, — «полуторка» (из-за грузоподъемности в 1,5 тонну). Принадлежность этого ГАЗа к старинному знатному роду выдают круглые крылья — в военное время таких уже не делали, форму крыла изменили на квадратную. Этот раритет хранится в иркутском областном клубе авто-мотостарины. Члены клуба еще в 1999 году узнали, что где-то в городе пылится это чудо истории. Нашли хозяина, три года торговались и, наконец, купили — за 15 тысяч рублей. Правда, пока самая старая машина находится в разобранном виде, у любителей автостарины нет денег на ее реставрацию.

Зато есть надежда, что уже в следующем году старичок ГАЗ будет выглядеть как новенький: «Мосфильм» хочет, чтобы этот автомобиль участвовал в съемках художественного фильма о Колчаке, который будут снимать в Иркутске в 2007-м. Киношники попросили сделать из ГАЗа броневик тех времен, так что за год автоспециалистам предстоит поставить машину на ноги, то есть на колеса, и сделать для нее «костюм» броневика. Реконструировать ГАЗ иркутяне не собираются, только стилизовать. Тем более что гонорар за участие в съемках окупит ремонт самой старой в Иркутске машины сторицей.