Храним народную культуру 80 лет!

С теплотой в голосе Людмила Анатольевна вспоминает знаменитые строчки из «Марша веселых ребят» Дунаевского и Лебедева-Кумача. Подпоете? «Нам песня строить и жить помогает/Она, как друг, и зовет и ведет/И тот, кто с песней по жизни шагает/Тот никогда и нигде не пропадет!».

Директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда.

Людмила Анатольевна с детства, обладая отличным слухом, обожала петь. Талантливую школьницу заметил Юрий Хамидулин и пригласил в коллектив, исполняющий народные песни.

— Мы много выступали, — рассказывает наша собеседница. — Где только ни приходилось давать концерты. Вспоминаю ощущения от визита в дом престарелых. Скажу честно, не самое позитивное место, но я всегда ехала на все концерты, как на праздник. Мне нравилось радовать людей.

И народное пение тоже нравилось. Но в мои юные годы, конечно, на пике популярности были вокально-инструментальные ансамбли, и я мечтала стать вокалисткой местного ВИА. Они репетировали в нашем же доме культуры, но в другом крыле. Однажды я стояла под дверью — подслушивала. И вдруг дверь открывается, и я вижу Александра Федоровича Чекмарева. Он пригласил меня войти и тем самым сыграл в моей судьбе огромную роль. Стал моим учителем. Помог в выборе жизненного пути. Он был прекрасным, уникальным руководителем. Смог научить любить — не понимать, а именно любить музыку. Александр Федорович прекрасно понимал: если заставлять ребенка, то ничего не выйдет. Он же умел заразить своим отношением к творчеству.

Так, я сначала была солисткой ВИА, потом освоила игру на саксофоне и окончила Иркутское музыкальное училище. Преподавала саксофон, а получив в нархозе еще и экономическое образование, знания в области управления организациями, возглавила дом культуры в городе Черемхово. Позже стала директором городского центра культуры Свирска, затем руководила отделом культуры в родном городе.

Международный день коренных малочисленных народов. Иркутск, 2019 г.

— Сегодня в зоне вашего внимания уже не один дом культуры, а больше восьмисот. Для них Иркутский областной Дом народного творчества является методическим центром — проще говоря, помощником и куратором…

— У вас верные цифры. На территории Иркутской области действует 811 культурно-досуговых учреждений, из них в сельской местности — 679. Это огромная сеть из районных домов и дворцов культуры, домов ремесел, сельских клубов, где занятия по хоровому, вокальному, хореографическому, театральному, инструментальному направлениям, изобразительному и декоративно-прикладному искусству объединяют больше ста тысяч человек разных возрастов, профессий, взглядов и талантов. И мы помогаем наставникам, руководителям коллективов и мастерских правильно, с методической точки зрения, организовать работу. Недавно мы с огромной радостью узнали, что народный театр «Содружество» ГБУК «ИОДНТ», руководителем которого является Александр Гречман, стал победителем Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов в номинации «Культура — это мы!». Решением жюри определены 20 лауреатов — обладателей грантов национального проекта «Культура», которые получат на своё развитие 2 000 000 рублей!!! Это наша общая большая победа, результат совместной работы и огромного трудолюбия, любви и преданности театру Александра Гречмана и всех актёров «Содружества».

— Нынешний год ведь для вас юбилейный? 80 лет активной деятельности?

— Да, храним народную культуру уже восемь десятков лет! А начиналась история Иркутского областного Дома народного творчества со штата в несколько человек в 1940 году. В то время дома народного творчества открывались по всей стране, и Иркутская область не была исключением. Задачей таких учреждений стала поддержка творческих людей. Желание участвовать в художественной самодеятельности в людях было огромным, многим это было интересно. Но им нужно было помочь с репертуарным планом, направить.

Если заглянуть в документы, то можно увидеть, что в конце 1930-х годов в штате сектора художественной самодеятельности отдела искусств Иркутского облисполкома числились два инспектора, методист по театральной работе, музработе, фольклору и бухгалтер. К 1940 году штат пополнился инспектором по ИЗО, секретарем-машинисткой и уборщицей-курьером.

А 9 января 1940 года на базе секции художественной самодеятельности был основан Иркутский областной Дом народного творчества (ИОДНТ). Его методисты изучали и контролировали работу самодеятельности во всех учебных заведениях, предприятиях города, проверяли работу танцплощадок в садах Иркутска.

Татьяна Федоровна Верхотурова, народный мастер Иркутской области, Центр славянской культуры (посёлок Атагай Нижнеудинского района).

— На самом деле такой рост интереса к творчеству и самодеятельности в тот период не удивляет. Спортсменка, активистка, просто красавица… а также певица, танцовщица, вязальщица, вышивальщица и при этом ударница труда — это же про тогдашнюю молодежь!

— Безусловно, это был период творческого подъема, момент объединения усилий, эпоха больших строек, где умели не только ударно работать, но и интересно организовать свободное время. Песня и правда «строить и жить помогала». Сколько воодушевляющего было заложено в музыку, в тексты советского периода! Они задавали настроение — под них возводили заводы, влюблялись, создавали семьи и вместе с детьми занимались творчеством. Чувствовали себя счастливыми! Думаю, по этому настроению многие сегодня ностальгируют. У нас было главное — радость от того, что мы делаем. Она зарождалась, и она отражалась в совместном творчестве: мы вместе вальсировали и пели, сочиняли стихи и декламировали их, придумывали сценки и с энтузиазмом их ставили.

— Говоря об истории Дома народного творчества, мы «перепрыгнули» период Великой отечественной войны. Между тем в военные годы он не приостанавливал работу. Как и вся страна, сотрудники его тоже трудились «для фронта, для Победы»?

— В военное время Дом народного творчества вел как основную деятельность, так и занимался «воодушевляющей поддержкой» бойцов. В помощь агитационно-художественным бригадам составляли и рассылали репертуарные листы, творческие коллективы и артисты давали концерты для раненых.
И я убеждена, что именно эмоциональная составляющая сыграла огромную роль в победе над фашизмом. Тактика, техника — да, это важно. Но дух бойца — далеко не последний фактор. И артисты, приезжая на фронт, своей душой, своим творчеством, эмоциями создавали победное настроение, поддерживали веру в наши силы, в правое дело. Было ощущение: мы вместе, мы победим.

— Ощущение «мы вместе», чувство локтя ценилось во все времена. А сегодня, когда личное общение заменяет переписка в социальных сетях, оно не пропадает?

— Онлайн — это, конечно, удобно, оперативно, объемно. И мы тоже не отстаем от технологий, используем современные каналы передачи информации, осваиваем новые форматы — тем более в режиме вынужденной самоизоляции. Выставки, концерты, спектакли культурно-досуговым учреждениям пришлось перенести на неопределенное время. Но благодаря сайтам, страницам в соцсетях и мессенджерам у творческих людей была возможность реализовывать свои идеи в удаленном режиме.

Специалисты разделились на тех, кто принимает участие в проводимых интернет-конкурсах, акциях и флешмобах, и на тех, кто сам организовал виртуальное мероприятие. Так, например, одними из первых сотрудники Культурно-спортивного комплекса Ушаковского муниципального образования провели онлайн-конкурс #квентинкарантино. По задумкам авторов проекта, дети выполняли творческие задания, снимали на видео и публиковали ролики в соцсетях. А видео жителей Иркутского района, например, появлялись в «Инстаграме», в аккаунте @kulturairkraion2020, где проводилась эстафета #домашнийконцерт­втапочках. На самом деле самоизоляция подтолкнула большинство учреждений культуры к внедрению медиатехнологий.

Областной народный праздник Троица. Посёлок Анга, 2019 г.

Многие что-то размещали и продолжают размещать в сети, поддерживают друг друга хештегами и лайками. Всё это интересно. НО! В стенах Дома народного творчества всегда происходило общение. И его важно не потерять. Это самое ценное — живой контакт людей, увлеченных общим делом, в одном кругу что-то творящих. Такому настоящему, полноценному общению абсолютно точно нет альтернативы в виртуальном пространстве. Тем более для русского человека, с его широкой душой, которой хочется развернуться!

— Вам удается «вытягивать» молодежь из-за компьютера? Или всё-таки народное творчество — это тема для старшего поколения?

— Для старшего поколения? Не соглашусь. Возраст здесь ни при чем. Всё зависит от того, что заложила в ребёнка семья, образно говоря, «чем кувшин был наполнен». Отличный пример семейного увлечения — существующий на базе Дома народного творчества фольклорный ансамбль «Оберег». Поет и его руководитель Наталья Дмитриева, и ее супруг Владимир, и трое детей. Вообще, по нашей статистике, в клубах и творческих коллективах свыше 70% участников — молодые люди и дети. Оставшиеся 30% — люди старше 35 лет.

— Частый вопрос родителей: как понять, чем занять ребёнка, куда отдать, чтобы реализовался, раскрылся? Хорошо, если дети разделяют увлечение мамы вокалом, но не всегда это так…

— Здесь нет универсального совета. Нужно, наверное, просто наблюдать и пробовать. Найдется что-то по душе, и вы обязательно увидите огонёк в глазах ребёнка.

— А по вашему опыту, какие направления самые массовые?

— Абсолютный лидер — хореография, в наших учреждениях она охватывает более 18 тысяч человек. Театральные объединения — почти 10 тысяч самодеятельных артистов. Также люди всех возрастов охотно занимаются декоративно-прикладным искусством, хоровым пением, фольклором. Я смотрю на этих увлеченных энтузиастов, и появляется вера: они передадут это детям и внукам. Нельзя допустить, чтобы наше наследие кануло в Лету. И пока живы дома культуры, жива и сама народная культура, наше лицо, база нашей идентичности, о которой сегодня много высокопарно говорят. При этом действительно регион поддерживает дома культуры — ремонтирует, обновляет материально-техническую базу, старается создавать условия для развития самодеятельного творчества.

На базе Дома народного творчества созданы и развиваются — театр Александра Гречмана «Содружество», театр Валентины Просекиной «Диалог», народный фольклорный ансамбль «Оберег» (руководитель Наталья Дмитриева), народная фолк-группа «Зарев цвет» (руководитель Елена Баруткина), детская фолк-студия «ПервоЦвет» (руководитель Дарья Воронина).

— Большой и важный пласт вашей работы, способствующей сохранению культурного наследия, — этнографические экспедиции. Что становится предметом изучения и как далеко в глубинку приходится забираться, чтобы найти что-то уникальное?

— Первые фольклорные экспедиции были организованы в начале 40-х годов. За прошедшие десятилетия этнографы успели объехать всю область, заглянуть в ее самые сокровенные уголки, восстановить многие ремесла, техники и виды творчества.

Эта работа ведется и сегодня, хотя экспедиции, надо отметить, — сложная тема. Сейчас сохранением наследия занимаются отдельные учреждения, в том числе мы. Но, чтобы повысить эффективность, властям региона, на мой взгляд, необходимо выстроить системный подход, предусмотреть специальные программы финансирования. Также необходимо привлекать к экспедициям профессионалов-этнографов. Такого рода мероприятия требуют вдумчивой подготовки, серьёзного погружения в тему. А специалистов в этой области очень мало, в вузах требуется готовить таких экспертов, и проблему нужно решать на уровне Российской Федерации в целом.

Поле для деятельности этнографов на самом деле большое. И до сих пор в этой работе есть место открытию. Так, в ходе этнографической экспедиции в Усть-Удинский район в 2006 году наш сотрудник Лидия Михайловна Мельникова выявила, а позже описала уникальную исчезающую технику «вязания по-бурятски». Самое интересное, что мы «разогрели» интерес к традиции, в настоящее время бурятская молодежь заинтересовалась техникой, теперь пишут нам и просят их обучить.

— Оригинальная ручная работа, штучные экземпляры сегодня в цене. Как говорит молодежь, «в тренде». И этот тренд прослеживается в одежде, в украшениях, в предметах интерьера и быта. А где в Иркутске ремесленники могут дать мастер-класс, скажем, по гончарному делу или плетению?

— У областного Дома народного творчества есть собственное «Ремесленное подворье». Оно расположилось в Усадьбе Курносова, это уникальный исторический объект, постройка датируется концом ХIХ века. На территории усадьбы для посетителей открыты две мастерские и выставочный зал. Выставка знакомит жителей и гостей города с традициями народного творчества и ремеслами всех уголков региона. А гончарная мастерская обучает работе с глиной и гончарному мастерству. Можно создать авторское изделие на память о городе и Байкале, в подарок близким и для украшения собственного дома. По предварительным заявкам проводятся и другие мастер-классы: по работе с берестой, с соломой, плетению из бисера, валянию из шерсти, росписи по дереву и по стеклу, росписи пряников и созданию народной куклы. Площадка — идеальнее место для проведения праздников — таких как Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Ивана-Купала, Спасы — в лучших фольклорных традициях.

«Артисты Победы» — это возможность сохранить память о профессиональных и самодеятельных артистах, которые выступали на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Акция проводится в рамках областного фестиваля «Фронтовая концертная бригада «Во славу Победы!». Собранный материал войдет в одноименный иллюстрированный альбом.

— Раз уж вы упомянули гостей Иркутска… Иркутская область — регион, нацеленный на развитие туризма. Люди наверняка едут сюда за легендами, хотят прикоснуться не только к Байкалу, но и к уникальным традициям жителей, населявших и населяющих прибайкальские территории. Казалось бы, ваша деятельность в таком контексте очень кстати. Находите ли точки пересечения с турбизнесом, с госструктурами, ответственными за индустрию гостеприимства?

— Безусловно, идентичность представляет интерес для гостей региона, как зарубежных, так и из других уголков России. И уникальное культурное наследие — хороший «крючок» для наращивания турпотока, отправная точка для разработки календаря интересных событий и создания уникальных, а не завезенных из Китая сувениров.

Но еще раз, уже в этом контексте хочу сказать, что на каждую задачу нужны специалисты. Работники сферы культуры готовы многое показать гостям региона, но роль организаторов нужно доверять профессионалам.

На территории муниципальных образований необходимо создавать и развивать полноценные отделы, отвечающие за работу с туристом, не перекладывать эту нагрузку на учреждения культуры. Каждый должен заниматься своим делом. Когда каждый будет хорошо выполнять функции в рамках своих полномочий, мы получим качественный турпродукт — маршруты и мероприятия, сделанные не «на коленке», не для галочки.

Я вижу, как развивается ситуация сегодня и хочу предостеречь. Пока мы развлекаем туристов, есть риск упустить наше основное направление деятельности. Из раздела культурно-досуговых учреждений в раздел развлекательных — эту грань не хотелось бы переходить. У домов культуры другая миссия.

И пусть коронавирус внес коррективы в наши проекты, уверена, что он отступит, и наши двери без ограничений будут открыты для тех, кто давно и преданно увлечён творчеством или только хочет попробовать к нему прикоснуться.

Беседовала Ольга Брайт