Викторина, приближенная к выборам

Розыгрыш призов пройдет в сибирских регионах рядом с избирательными участками
В нескольких сибирских регионах в дни президентских выборов пройдут викторины, победителям которых обещаны дорогие подарки, включая квартиры и автомобили. Поучаствовать в них можно будет у избирательных участков. Эксперты разошлись во мнениях относительно того, смогут ли подобные акции повысить явку на выборы.
Расходы на проведение викторины в Красноярском крае будут самыми высокими в Сибири. Фото Александра Сидорова

Уже в трех регионах Сибирского федерального округа объявлено о проведении викторин в дни голосования на президентских выборах — с 15 по 17 марта. Они состоятся в Красноярском крае, Новосибирской области и Республике Алтай.

В Красноярском крае организаторами выступили региональное отделение Ассоциация юристов России и Совет муниципальных образований региона. «2024 год — юбилейный для Красноярского края. 90 лет нашему замечательному краю. Для того, чтобы мы, жители края, знали, какой край, его историю, его достопримечательности, известных людей, которые живут и жили в нашем крае», — объяснила инициативу председатель краевого отделения Ассоциации юристов России Светлана Зылевич.

Чтобы принять участие в викторине, 15–17 марта надо получить бланк с ее вопросами вблизи участков для голосования и выбрать варианты ответов. Затем бланк передается «активисту викторины», а отрывная его часть остается у участника. Розыгрыш призов организаторы обещают провести в прямом эфире телеканала «Енисей» 16, 17 и 19 марта.

Расходы на проведение викторины в Красноярском крае будут самыми высокими в Сибири. В призовой фонд вошли три однокомнатные квартиры, шесть российских автомобилей, 60 смартфонов, а также по 30 беспроводных наушников и умных колонок. «Участник викторины не имеет права требовать денежный эквивалент вещевого подарка», — оговаривается в положении об акции. В ссылке на интервью с победительницей похожей викторины, организованной региональным отделением Ассоциации юристов России в дни голосования по поправкам в Конституцию РФ в 2020 году, говорится об уже построенной однокомнатной квартире в неназванном новом микрорайоне. Как уточнили „Ъ-Сибирь” по телефону, номер которого указан на сайте акции, «активисты викторины» будут находиться у всех избирательных участков в крае. Таких насчитывается более 2 тыс.

По аналогичному сценарию пройдет викторина в Новосибирской области, где организатором выступает Фонд поддержки социальных инициатив «Единство». Правда, представил мероприятие на заседании комитета законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения заместитель председателя областного правительства — министр региональной политики Андрей Клюзов. «Мы, честно говоря, в Новосибирской области долго думали, запускать эту историю или нет. Я боялся, что люди будут воспринимать, что мы тут с чем-то не справляемся. Но провели фокус-группу, посмотрели. В общем-то все так с большим интересом к этому отнеслись, и поэтому викторина будет», — процитировал чиновника НГС.

Викторина получила название «Новосибирская область в истории России» и, согласно положению о ней, она организована в честь 111-летия со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина (летчик-ас родился 6 марта). Датой решения о проведении викторины указано 2 ноября 2023 года, а ее целями «приобщение населения к участию в культурно-массовых мероприятиях, повышение гражданской активности, содействия формированию традиций культурно-просветительского досуга населения, популяризации истории и краеведения, патриотическое воспитание молодежи, воспитание у жителей региона чувства уважения к прошлому Новосибирской области, к истории и культуре».

«До 14 марта 2024 года необходимо получить анкету викторины, верно ответить на все вопросы и с 15-го по 17-е марта 2024 года, приняв участие в голосовании, сдать опросную часть анкеты в один из специально оборудованных пунктов приема анкет, расположенных около избирательных участков», — говорится на сайте акции. В числе подарков, предложенных организаторами новосибирцам, одна квартира, пять автомобилей и 350 других вещей без указания подробностей.

Викторина «Алтай: семья, любовь, верность» стартовала в Республике Алтай. В отличие от двух предыдущих случаев ее организатор объяснил возникшее у него желание провести викторину объявленным Годом семьи. «Дни проведения нашей викторины не случайно совпали с днями проведения выборов президента Российской Федерации. Мы их выбрали потому, что хотим, чтобы каждый человек в Республике Алтай смог принять участие в нашей викторине», — рассказала на пресс-конференции директор АНО «Центр социального обслуживания населения «Забота«» Ирина Попова. По результатам викторины планируется вручить около тысячи подарков. Самый дорогой из них — автомобиль. В отличие от других сибирских регионов, на Алтае по результатам викторины можно стать обладателем жеребца или мотоцикла.

Республике Алтай для проведения акции потребовалась организационная помощь за пределами региона. В качестве технического партнера викторины на пресс-конференции был представлен Егор Шаламовских, бывший в 2016–2021 годах депутатом законодательного собрания Свердловской области.

«Технология не новая и, безусловно, она влияет на повышение явки. Правда, насколько существенно, сказать сложно. Что касается исторической викторины, посвященной 90-летию образования региона, которую в дни выборов будут проводить в Красноярском крае, эта идея уже использовалась в 2020 году при голосовании за поправки в Конституцию РФ и была достаточно эффективной», — считает красноярский политолог Александр Чернявский. Впрочем, по его мнению, большинство россиян и так прекрасно понимают важность самых главных выборов в стране.

Сами по себе лотереи вряд ли серьезно способны повлиять на рост явки, считает томский политолог, электоральный эксперт Анна Юдина. «Общалась на эту тему с коллегами из других регионов. Лотерея в этих регионах имеет технологическую составляющую и является элементом контроля явки бюджетников и сотрудников некоторых предприятий. Главное — это то, что „лотерейный билет” выдается в организации и имеет куаркод, который позволяет идентифицировать человека по базе, куда забиты данные тех, кому эти «билеты» выдавали», — рассказала она „Ъ-Сибирь” о наработанном в России опыте.

Глава коммуникационного агентства Sibmedia Agency Василий Дамов также уверен, что викторины уже не работают на увеличение явки и преследуют другую цель. «Более того: власти это понимают, в Красноярске даже рекламный макет с 2020 года менять не стали. То есть, задача викторины „привлечь людей на участки” даже не стоит. А вот, выступить дополнительным мотиватором для людей, которых „гонят” на участки административными и другими способами, такие мероприятия вполне могут. То есть, кнут (ты должен сходить проголосовать под угрозой чего-нибудь на работе) первичен, но вот к нему еще и пряник полагается», — считает он.

Валерий Лавский