Трассы на опережение
ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» обслуживает три федеральные магистрали протяженностью более 1500 км. Две из них — Р-255 «Сибирь» и Р-258 «Байкал» — входят в международный транзитный транспортный коридор «Восток-Запад», и автодорога А-331 «Вилюй» — северная трасса, которая соединяет Иркутскую область и Республику Саха (Якутия).
В этом году на всех федеральных трассах в Иркутской области было реконструировано, капитально отремонтировано и отремонтировано 34 объекта. А это 260 км дорог и 881 погонных метров искусственных сооружений на них. На эти цели из федерального бюджета было выделено около 8 млрд рублей. На сегодняшний день программа работ выполнена на 100%.
Начальник ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет подчеркивает: «Самый большой объем работ в этом году был сделан на дороге Р-255 «Сибирь». В капитальном ремонте и ремонте здесь было 165 км дороги. В том числе участок в Тулунском районе на 1504-1508 км, отличавшийся ранее большой аварийностью. После реконструкции этих 4 километров удалось решить и проблему частых ДТП, и увеличить пропускную способность трассы — с 6 до 14 тыс. автомобилей в сутки. «Теперь обновленная дорога отвечает всем требованиям безопасности дорожного движения. А в целом ввод в эксплуатацию участков капремонта и ремонта на этой магистрали позволил улучшить условия движения, снизить аварийность и создать комфорт водителям и пассажирам в пути следования. Таким образом, автомобильная дорога Р-255 «Сибирь» превращается с каждым годом в хорошую и комфортабельную трассу», — рассказывает Николай Рейнет.
Что касается автодороги Р-258 «Байкал», то, с одной стороны, из-за прохождения вдоль озера Байкал она является одним из самых посещаемых туристических маршрутов, с другой — трасса имеет статус аварийно-опасной из-за большого количества ненормативных поворотов, серпантинов, затяжных подъемов и крутых спусков. Управлением за последние несколько лет было построено здесь свыше 12 километров дополнительных полос. Это позволило создать безопасные условия движения на затяжных подъемах и увеличить среднюю скорость транспортного потока. А в прошлом году досрочно завершились работы по реконструкции путепровода через ВСЖД на 96 километре. И для дорожников, и для автомобилистов — объект значимый. Старый путепровод, простоявший почти 60 лет, давно уже перестал отвечать требованиям безопасности. Сейчас в Управлении идет подготовка к строительству участка на 47-55 км, проходящего по горной местности.
Стратегическое значение дороги А-331 «Вилюй» всем известно. Эта трасса является единственным автодорожным стержнем юго-западной части Республики Саха (Якутия) и севера Иркутской области, где сосредоточены крупные месторождения полезных ископаемых и нефтегазовые производства. В транспортном отношении «Вилюй» позволяет выйти на федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма», а в Иркутской области на федеральную трассу «Сибирь». Однако почти половину федеральной дороги составляет зимник, крайне зависимый от капризов природы.
На сегодняшний день Управлением разработана программа по приведению до 2020 года трассы А-331 «Вилюй», проходящей по территории Иркутской области, в нормативное состояние. Уже есть подготовленные в рамках этой программы проекты. «В нынешнем дорожно-строительном сезоне мы отремонтировали (в том числе капитально) 95 километров трассы «Вилюй» в Иркутской области. Знаковым событием стало закрытие последнего грунтового разрыва на участке от Братска до Усть-Кута», — замечает Николай Рейнет, добавляя к числу «дорожных открытий» года и отремонтированный мост через реку Илим.
На сегодня это самый длинный мост на федеральных дорогах Иркутской области. Сооружение ко времени проведения ремонта находилось в эксплуатации около 40 лет. За эти годы в конструкциях моста произошли и развились повреждения, снижающие безопасность движения и долговечность сооружения. Сегодня отремонтированный мост был запроектирован под самые современные нагрузки и способен осуществлять пропуск автотранспорта в одиночном порядке полной массой 80 тонн.
Ближайшая перспектива развития федеральных трасс на территории Иркутской области связана прежде всего с реализацией проектов обходов городов — Тулуна, Усолья-Сибирского. Протяженность первого составляет более 42 км, второго — более 41 км. Строительство обходов выведет большегрузные автомобили с улиц этих городов. Тем самым увеличится скорость передвижения транзитного транспорта, повысится безопасность, улучшится экологическая обстановка. Проект по строительству обхода Усолья-Сибирского вышел на финальную стадию согласования — старт работ по нему, по предварительным данным, намечен на 2019 год.
Также в планах Управления строительство путепроводов через ВСЖД на участках 1508-1519 км и 1524-1537 км. Это позволит не только обеспечить беспрепятственный проезд и ликвидировать пересечение в одном уровне с железной дорогой. Новые участки трассы выведут ее за пределы населенных пунктов, что также является приоритетной задачей Упрдор «Прибайкалье».
Если говорить о федеральной трассе Р-258 «Байкал», то здесь в очереди три проекта реконструкции, выполнение которых даст возможность сделать магистраль более комфортной и безопасной для проезда. Так, участок на 26-47 км в Шелеховском районе обеспечит обход населенных пунктов Чистые Ключи и Моты, ликвидацию аварийных участков, мест концентрации ДТП. На участке 47-55 км планируется прокладка трассы по новому направлению. Таким образом, повысится безопасность движения в данном районе. Помимо этого, проектом заложено, что этот участок дороги станет еще и короче существующего — почти на 3 километра. Также сейчас на рассмотрении в главгосэкспертизе находится проект на строительство участка трассы на 96-100 км.
В Упрдор «Прибайкалье» подчеркивают: реализация намеченных проектов позволит повысить качество дороги, приведет в нормативное состояние дорожное полотно, снизит аварийность и обеспечит комфортные поездки автомобилистов в районе туристической зоны озера Байкал.
Евгения Колягина