Мистическое дыхание Ольхона

отразилось на работах керамистов России и зарубежья
В третий раз на Ольхоне прошел симпозиум «Байкал-КераМистика» под руководством Татьяны Ерошенко и Сергея Пуртяна. Проект, начавшийся как пленэр, получил активную поддержку федерального и регионального министерств культуры и за короткое время вырос в самый крупный профессиональный симпозиум керамистов в России. Здесь, в удивительно благодатной для творчества атмосфере, под присмотром духов Ольхона художники набрались вдохновения на год вперед и выполнили десятки удивительных работ, посвященных Байкалу.

Все участники единодушно отмечают, что «Байкал-КераМистика» — лучший и самый крупный на сегодняшний день из себе подобных проект в России.

«Одно из самых сильных моих впечатлений на Байкале — это чайки: огромные, белые, плавно скользящие по небу. Наблюдая за ними во время поездок по Ольхону, я поняла, кого они мне напоминают: ангелов, ольхонских ангелов-хранителей. И отсюда родилась задумка моей работы: этих ангелов я и решила воплотить в глине». Тамара Криво, керамист из Красноярска, признается, что в итоге в композиции сплелись несколько образов: и образы птиц, и метафоричное изображение православных ангелов, и местный ольхонский колорит — по силуэту фигуры напоминают и сэргэ, коновязи, на которых традиционно повязывают ленточки, и бурятские тотемы.

Для красноярского автора поездка на Ольхон стала очень плодотворной. Помимо композиции «Хранители Ольхона», она сделала еще две декоративных работы, одна из которых, по воле случая, породила другую. Самой первой Тамара начала делать «Байкальские самоцветы» — композицию, состоящую из двух ваз и нескольких декоративных чаш. Это собирательный образ того богатства, которые она увидела на острове. Это и рыба (две вазы, если смотреть на них сверху, контурами напоминают рыбок), и волны (они отражены в плавных изгибах всех изделий и их переливающемся цвете), и необычной формы камни. Предполагалось, что последним элементом работы станет небольшая подставка, но, выполнив ее, Тамара поняла: это самостоятельный элемент, к «Байкальским самоцветам» она ее не добавит. «После обжига эта подставка благодаря интересному оттенку стала похожа на раскаленную плитку. Когда я это увидела, то в голове сразу же родилась идея: надо на эту плитку положить жариться омуля, а сбоку добавить шнур и штепсель. Вот такой интересный арт-объект получился совершенно случайно».

Тамара, как и большая часть участников проекта, впервые на Байкале. Для керамистов провели несколько экскурсий, чтобы они познакомились с историей острова и его природой. Практически на каждого Ольхон произвел неизгладимое впечателние — здешняя мистическая атмосфера дает силы и дарит мощнейший заряд вдохновения.

О вдохновляющей силе Байкала говорит и участница симпозиума из Вильнюса (Литва) Юргита Ясинскайте. Во время разговора с ней она трудилась над приплюснутой формы вазой с множеством отверстий. «На изготовление этого изделия меня вдохновило это место. Я много слышала о байкальских ветрах и отразила это в работе — видите, она вся продуваемая, воздушная, с плавными линиями, как холмы на Ольхоне». А в работе художника из Казахстана Артема Гориславца отразились водные мотивы — он создал лодку сложной конструкции, состоящей из нескольких частей.

Керамисты с большой теплотой относятся к организаторам, и все отмечают, что без Татьяны и Сергея, а также без их партнеров-соорганизаторов, молодых художников-керамистов Лидии Лось и Павла Ермакова, подобный масштабный проект был бы невозможен.

На удивление, даже иркутские керамисты, которые не раз отдыхали на берегах чистейшего озера на планете, с восхищением отмечают, какой сильный заряд они получают даже от коротких поездок на Ольхон. Светлана Уварова, преподаватель керамики в Иркутском педагогическом университете (ВСГАО) вырвалась на «КераМистику» впервые и всего на несколько дней. «Я здесь только наездом: выполнить работу и снова мчаться к своим студентам, — рассказывает она, вместе с коллегой из Казахстана залепляя трещинки на большой скульптурной форме. — Моя работа — чистой воды эксперимент. Но идея такая: все мы, даже далеко не в первый раз приезжая на Байкал, собираем гладкие красивые камешки, стеклышки и ракушки — в качестве талисманов. Дома потом все это пылится на полках, а выкинуть рука не поднимается. Так вот, я создаю хранительницу байкальских драгоценностей — сюда можно будет сложить все те сокровища, которые мы привезли с Байкала».

Все участники единодушно отмечают, что «Байкал-КераМистика» — лучший и самый крупный на сегодняшний день из себе подобных проект в России. В этот раз он собрал на Ольхоне 19 художников-керамистов из России, Литвы, Казахстана, Белоруссии и Турции. Светлана Кавецкая, искусствовед из Москвы, не первый раз приезжая сюда, отмечает, что с каждым годом проект выходит на новый уровень: «Сюда приезжают керамисты разного уровня, но слабых ребят с каждым годом становится все меньше. Хочется, чтобы здесь собирались только мощные талантливые художники, и «Байкал-КераМистика» идет к этому. Проект уникальный — тут очень важно место его проведения, сакральный остров Ольхон действительно питает вдохновением творческих людей. Именно поэтому все здесь поглощены работой».

Керамисты едут на этот симпозиум не только за мистической атмосферой Ольхона. но и за особой техникой обжига, которая называется «раку». В процессе такого обжига на поверхности изделий создаются неповторимые эффекты серебристо-медных переливов. Обжиг ведется в живом огне, и для многих керамистов опробовать его — большая удача: в условиях мастерских обеспечить себя оборудованием для раку не всегда возможно, а обычная электрическая печь не даст подобного эффекта. С технической стороны все выглядит так: в больших бочках, обитых изнутри специальной ватой, под температурой свыше 1000 градусов (ее обеспечивает горящий пропан) обжигаются глиняные изделия, покрытые эмалями и глазурями. После нескольких часов обжига изделия раскаленными вынимают из печи и тут же опускают в специальные бочки, вкопанные в землю, в которых засыпаны шишки и опилки — от соприкосновения с горячими изделиями они моментально вспыхивают. Керамисты спешат герметично закрыть бочку — для этого она накрывается крышкой, а сверху еще засыпается песком, чтобы наверняка не допустить соприкосновения с воздухом. До того момента, как работу можно будет взять в руки, пройдет не меньше часа — это время необходимо для того, чтобы полностью завершился процесс восстановления глазури, — но даже после этого глиняные изделия можно брать в руки только в рукавицах: они еще долго будут хранить тепло живого огня.

За обжиг-раку на «Байкал-КераМистике» отвечает Сергей Пуртян: он занимался подготовкой оборудования (оно, кстати, сделано вручную кустарным способом, но по качеству обжига ничем не отличается от специализированного — разница только в цене) и непосредственно самим обжигом. Удивительно, но профессия Сергея никак не связана с творчеством. «У меня жена творческая, она привила мне любовь к керамике», — улыбается он. Татьяна Ерошенко, главный организатор и идейный вдохновитель фестиваля, и Сергей Пуртян — супруги. Возможно, в этом и кроется секрет теплой семейной атмосферы, которая приятна всем участникам. Керамисты с большой теплотой относятся к организаторам, и все отмечают, что без Татьяны и Сергея, а также без их партнеров-соорганизаторов, молодых художников-керамистов Лидии Лось и Павла Ермакова, подобный масштабный проект был бы невозможен. На этом семейно-дружественном союзе «Байкал-КераМистика» стоит очень прочно.

Сама же Татьяна, организовывая симпозиум на Ольхоне, не имела опыта участия в схожих мероприятиях. «Сейчас я понимаю, что это к лучшему: если бы я видела, с каким размахом проводятся съезды керамистов, например, в Европе, я бы испугалась делать симпозиум на пустом месте, под открытым небом. А в итоге проект получился самобытным», — рассказывает Татьяна. Проведя три мероприятия, она мечтает еще больше популяризировать искусство керамики в Приангарье. В ее планах — открыть музей керамики. Без поддержки и должного финансирования подобные инициативы реализуются крайне медленно, однако сегодня известно, что открыт музей будет в деревне Большая речка — там уже выкуплен участок земли. А пока жителям и гостям Приангарья посчастливилось увидеть их лишь в рамках выставок: 2 июля изделия, созданные на Ольхоне, были выставлены в поселке Хужир на мысе Бурхан, а 4 и 5 июля — в Иркутске, в Музейной студии областного краеведческого музея. А с 7 июля по 7 сентября посетители Музейной студии увидят обновленную экспозицию из фондов проекта «Байкал-КераМистика».