«Комплексный подход к дорожным работам повышает эффективность»
Развитие дорожной сети в крупных и малых населенных пунктах Иркутской области — на постоянном контроле депутатов Законодательного Собрания региона. «Решение этой задачи требует значительных ресурсов, — не раз подчеркивалось на площадке областного парламента. — А, значит, муниципалитетам в решении этого вопроса требуется поддержка федеральных и региональных властей». Улучшить инфраструктуру дорожной сети получается, сочетая средства из разных источников, бюджетных и внебюджетных. Наряду с нацпроектом «Безопасные качественные дороги» достижению целей по приведению улиц и магистралей в нормативное состояние способствует региональная программа «Транспортный каркас Иркутской области». Депутаты регулярно отчитываются о результатах дорожных работ на территории их избирательных округов, в финале строительного сезона подводят его итоги и ориентируют, что планируется выполнить в перспективе и за счет каких ресурсов.
Приангарье взялось за транспортный каркас
Напомним, что в 2024 году по программе «Транспортный каркас Иркутской области» в ремонт взяли больше 90 участков местных дорог, на это в общей сложности направили более двух миллиардов рублей из областного бюджета. Программа продолжит свое действие и в следующем году.
Впервые к работам в соответствии с обозначенными в новой региональной дорожной программе в Приангарье приступили в 2023 году. Перед этим документально сформировали и утвердили транспортный каркас автомобильных дорог Иркутской области. В перечень каркаса вошли 1074 участка автомобильных дорог в 45 населённых пунктах. Это районные центры и крупные посёлки, где проживает не менее шести тысяч человек. Общая протяжённость участков транспортного каркаса Иркутской области составляет 1 061 километр.
Областная программа ориентирована на те важные для жителей Приангарья трассы, которые не охвачены национальным проектом (а он дает реальную возможность приводить в порядок магистрали регионального значения в крупных городах, таких как Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Черемхово и Братск). Соответственно для дорог в более мелких населенных пунктах была создана региональная программа «Транспортный каркас Иркутской области». По ней из областного бюджета в форме субсидии муниципалитетам выделяются средства на дороги местного значения, которые характеризуются высокой интенсивностью движения, ведут к социально важным объектам.
Свою оценку эффективности программы «Транспортный каркас Иркутской области» дал первый заместитель председателя Законодательного Собрания региона Кузьма Алдаров. Он считает, что благодаря «Транспортному каркасу» значительно улучшается инфраструктура дорожной сети в регионе. Примером может служить введенная в этом году в эксплуатацию одна из главных дорожных артерий посёлка Кутулик — улица Вампилова. Протяженность этого участка составила 2 460 метров. Присутствуя на торжественном открытии, депутат отметил, эта улица по сути является новым объектом.
«По дорогам у нас работа ведется постоянная. Райцентры очень хорошо и активно участвуют в программе по реконструированию и капитальному ремонту дорог. И Кутулик, конечно, тоже в лидерах. Это уже не первая дорога, которую в поселке капитально отремонтировали», — рассказал Кузьма Алдаров. Он обратил внимание, что программа, действующая уже второй год, помогает эффективно и, что особенно значимо, комплексно приводить в порядок дороги. В итоге жители региона тоже ставят обновленным дорожным участкам высокую оценку, подчеркнул парламентарий.
Депутатский корпус поддерживает комплексный подход к дорожным работам: для комфортного и безопасного передвижения автомобилей, автобусов, пешеходов недостаточно просто уложить красивый асфальт, нужно обустраивать освещение, тротуары. И это теперь стараются сделать сразу, наряду с ремонтом полотна.
Качественные дороги — результат синергии нескольких программ
Какие еще ресурсы удается привлечь, чтобы привести в порядок дороги Приангарья, на примере территорий своего округа рассказала и вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова. Она проинформировала, что на транспортный каркас в Чунском округе в 2025 году область выделит порядка 50 млн рублей, а в общем на капремонт дорог этой территории — более 117 млн. Такое существенное увеличение финансирования было озвучено по итогам специального совещания с участием главы регионального министерства транспорта Максима Лобанова.
Наталья Дикусарова также сообщила, что кроме «Транспортного каркаса» в регионе со следующего года заработает ещё одна программа, тоже ориентированная на конкретные мероприятия по содержанию и капремонту муниципальных дорог. «Добавим сюда «Народные инициативы» и иные программы — и получается внушительная сумма на дороги», — прокомментировала вице-спикер.
Также на контроле у Натальи Дикусаровой работы на дороге Тайшет — Чуна — Братск. Это в общей сложности пять участков трассы: 4 между Тайшетом и Чуной и 1 в Братском районе. Здесь задействованы средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«Для меня ремонт этой дороги — принципиальнейший вопрос, — заверила Наталья Дикусарова подписчиков своего телеграм-канала. — Я долго доказывала и убеждала в необходимости выделения средств. Сейчас работы ведутся разные, где-то текущий ремонт, где-то — реконструкция, замена мостов». Самые сложные участки трассы, ставшей, по словам вице-спикера ЗС, буквально «дорогой жизни» (она соединяет поселки Тайшетского и Чунского районов с райцентрами, где находятся и крупные учреждения здравоохранения), должны сдать в эксплуатацию в следующем году.
Также Наталья Дикусарова рассказала о «беспрецедентных» результатах комплексного ремонта дорог в Тайшетском районе. Здесь тоже сразу выполняют обустройство тротуаров, делают придорожное освещение. Причем, выполнено не только запланированное на 2024 год, но и опережающими темпами уже отремонтированы участки дорог, которые рассчитывали реконструировать в 2025-м. Планы дорожных работ Тайшетского района на 2025 год скорректированы. В рамках программы «Транспортный каркас» и за счет дополнительного субсидирования по новой областной программе будут решать проблемы с дорогами в Тайшете, в Бирюсинске, а также еще в поселках и селах района. «Мероприятия коснутся каждой территории муниципального образования, абсолютного большинства населенных пунктов», — сориентировал глава Тайшетского муниципального образования Александр Кузин.
Еще один депутат регионального ЗакСобрания Федор Саломатов курировал в 2024 году обновление проезжей часть в поселке Слюдянка, на улице 40 лет Октября. Эта улица тоже включена в транспортный каркас Иркутской области. Еще одна территория ответственности Федора Саломатова — Шелеховский район. Там в 2024 году ремонт развернули на улице Комсомольской в поселке Большой Луг, улицах Мира и Юбилейная в селе Введенщина. В ближайших планах — привести в нормативное состояние дорогу на улице Советской в Шелехове, тоже по программе «Транспортный каркас Иркутской области». А в селе Тибельти нужно сделать ремонт участков улиц Трактовая и Набережная, при участии Федора Саломатова прорабатывается возможность включения этих дорожных отрезков в государственные программы для обеспечения необходимого финансирования.
И на округе депутата ЗС Галины Кудрявцевой заметны результаты реализации программы «Транспортный каркас». Так, из областного бюджета профинансировали реконструкцию улицы Кирова в селе Большое Голоустное. На участке протяженностью около 900 метров оборудовали тротуары, заменили асфальтобетонное покрытие, восстановили недостающее освещение, нанесли разметку, установили дорожные знаки.
О ситуации с дорогами в Усть-Илимске рассказал председатель комитета ЗС по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Виталий Перетолчин: «В предстоящие три года по программе транспортного каркаса Иркутской области удастся отремонтировать участки улиц Энтузиастов, Ленина (в районе СК «Олимпиец»), проспекта Дружбы Народов, улицы Мечтателей. В этом году в Усть-Илимске дорожники выполнили гораздо больший объем работ. Надеемся, что благодаря слаженной работе администрации города, своевременному финансированию удастся и впредь не сбавлять темпы…»
Сделано немало, но фронт дорожных работ на перспективу по-прежнему огромный, солидарны с коллегами многие областные парламентарии. Консолидированная позиция Законодательного Собрания Приангарья: содействовать привлечению федерального финансирования одновременно основательно прорабатывать дорожные вопросы на уровне региона, а на этапе дорожных работ — пристально контролировать подрядчиков, чтобы реконструкции, капремонты шли в интенсивном графике и с надлежащим качеством. Цель — не просто внешний лоск, а основательная, именно комплексная модернизация транспортных путей. Положительную практику в этом нарабатывает областной центр.
Не просто видимость, а глубокое обновление
Депутаты и спикер Законодательного Собрания Приангарья непосредственно на улицах Иркутска посмотрели, что значит комплексный подход к дорожным работам. В ноябре они вместе с главой города и спикером Думы приняли участие в контрольном выезде по участкам, отремонтированным в 2024 году за счет нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Участие в контрольном мероприятии приняли мэр города Руслан Болотов, спикер ЗС Приангарья Александр Ведерников, председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев, руководитель парламентского комитета по строительству и дорожному хозяйству Виктор Побойкин, депутаты ЗС Алексей Распутин и Максим Девочкин, представители регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства. Маршрут прошел по Правобережному и Свердловскому округу, где в нормативное состояние привели автодороги по улицам Пролетарской и Горького, Академической и Якоби.
В общей сложности за этот строительный сезон в рамках БКД в Иркутске ремонтировали 26 участков общей протяженностью 28,4 километра, доложил глава города. Это беспрецедентный объем, говорят местные власти и подчеркивают, что в областном центре поменялся подход к дорожным работам и благодаря этому существенно выросло качество работ.
Теперь при реконструкции стараются сразу модернизировать не только дорожно-транспортный, но и инженерный каркас Иркутска. На многих объектах процесс синхронизируется с работами ресурсоснабжающих организаций. Хотя на сети нацпроект не распространяется, но ими решено заниматься сразу. Так в будущем можно избежать ситуаций, когда новую дорогу перекапывают ресурсники, объясняют в мэрии.
Также наряду с заменой покрытия на автомобильных дорогах, подрядчики обновляют тротуары, устанавливают новое освещение, ограждения, тактильную плитку, дорожные знаки, проводят озеленение, монтируют остановочные пункты. При выборе материалов для иркутских дорог — ориентир на те, что подходят для сибирских климатических условий и обеспечивают долговечность покрытия.
«Одна из наших основных задач: комплексный подход должен реализовываться на всех городских объектах. Да, нам есть еще над чем работать в этом направлении, — рассказал Руслан Болотов о перспективах. — Стратегию дальнейших совместных действий обсудили на выездном совещании с коллегами. Чтобы в итоге шаг за шагом продолжить создавать современную, надежную дорожную и инженерную инфраструктуру в Иркутске».
Преимущества нового, более основательного подхода подчеркнул и председатель Думы Евгений Стекачев: «Дороги сделаны по всем современным нормам для удобства людей. И все эти работы, которые зачастую не сразу видны, позволяют нам планово развивать наш город».
Со своей стороны председатель областного Законодательного Cобрания Александр Ведерников заметил: «В этом году провели большую работу не только с дорогами, но и с коммунальными сетями на этих улицах. Это и водопровод, и теплоэнергия, и электричество, и канализация. Посмотрели, как это реализуется на практике. Можно с уверенностью сказать, что механизм такого системного подхода успешно отработан в Иркутске».
Документально сформирован и утвержден транспортный каркас автомобильных дорог Иркутской области. В перечень каркаса вошли 1074 участка автомобильных дорог в 45 населённых пунктах. Это районные центры и крупные посёлки, где проживает не менее шести тысяч человек. Общая протяжённость участков транспортного каркаса Иркутской области составляет 1 061 километр.
Спикер ЗС поддерживает инициативы иркутской мэрии: не должно возникать ситуаций, когда сделали новый асфальт, а через несколько месяцев его вскрывают для перекладки подземных коммуникаций. Также Александр Ведерников добавил: «Правильным было решение мэра Иркутска о создании проектного офиса, выстраивающего системную работу, необходимую в дорожном хозяйстве».
Муниципальное учреждение «Проектный офис дорожной деятельности» было создано в Иркутске два года назад. В мэрии тоже убеждены в правильности принятого решения. Аргументируют: проекты выполняет организация, специалисты которой досконально (а не через «удаленку») знают ситуацию на местах, ориентируются в специфике города, у дорожников есть более подготовленная документация, учитывающая в том числе и обновление сетей. Именно благодаря наличию собственной проектной организации, где профессионалы проводят масштабную подготовительную работу, Иркутск рассчитывает решить одну из важных на сегодня задач: с опорой на опыт уже выполненных участков полностью синхронизировать работу по ремонтам дорог и ресурсоснабжающих организаций.
На 2025 и 2026 год также предусмотрены субсидии из федерального бюджета и соответствующее софинансирование на ремонт дорог Иркутска. «Мы готовы к ремонту крупных объектов, предусматривающему также вынос сетей за пределы автодорог, — проинформировал мэр. — Эти инициативы реализуются при поддержке губернатора региона, депутатов областного парламента и городской Думы. Более того, ведется работа по ряду проектов комплексного развития территорий».
В контексте обсуждения развития дорожной сети в Иркутске председатель Законодательного Собрания Приангарья высказал своё мнение о проблеме с дорожными пробками в Иркутске. Александр Ведерников считает, что пора применять радикальные методы.
Спикер предложил весной следующего года рассмотреть на депутатских слушаниях в Думе Иркутска концепцию развития транспортной сети областного центра.
Александр Ведерников подчеркнул: «Проблема десятибалльных пробок вызывает справедливое возмущение. Мэр с командой работает над концепцией, и мы ждем самых смелых инициатив и решений в этом вопросе».
Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:
— Депутаты областного парламента, безусловно, будут и дальше продвигать свои инициативы, касающиеся развития дорожной сети в регионе. В частности, внесен ряд предложений по пополнению дорожного фонда. Чтобы увеличить его ресурс, есть смысл изучить опыт других регионов, где, например, в дорожный фонд направляется часть налога на прибыль. Хочу отметить эффективный комплексный подход, который в последние годы стал применяться при ремонте и реконструкции транспортных артерий. Да, он требует больше средств, но зато дает реальный, продолжительный результат. Будем отстаивать адекватные объемы финансирования, которые позволят не снижать, а, наоборот, наращивать темпы, объёмы и качество дорожных работ — и в столице Иркутской области, и в райцентрах, и в поселках, где не так много жителей. Но для каждого важно иметь возможность по нормальной дороге на личном или общественном транспорте добираться куда нужно — скажем, в школу или поликлинику — и комфортно возвращаться домой.
Алексей Распутин, депутат Законодательного Собрания Иркутской области IV созыва от города Иркутска, член комитета по строительству и дорожному хозяйству:
— Состояние дорог по большому счету принято воспринимать по состоянию дорожного полотна — видимого всеми слоя. Но есть и «невидимая, подводная часть айсберга» — это коммуникации.
Прежде чем заасфальтировать дорожное полотно, самым правильным, хозяйским подходом будет обновление коммуникаций под ним и всего, что с этим связано. Важная и нужная работа, она проводилась в городе годами. Здесь крайне важно скоординировать деятельность всех задействованных структур. Этот фактор финансово очень затратный и существенно влияет на расходы при ремонте дорог. Администрация города, правительство области, депутаты всех уровней идут именно этим путем, закладывая фундамент надежности городских коммуникаций.
Если бы не было внутренних коммуникаций, можно было бы ремонтировать значительно больше дорожного полотна. Однако комплексный подход дает для городского хозяйства гораздо больший эффект.
Расчеты показывают, что для того, чтобы обеспечить нормальный ход дорожной деятельности, необходимо, как минимум, вдвое увеличить финансирование на капитальный ремонт магистралей. Продолжим работать в этом направлении.
Федеральная программа «Безопасные качественные дороги», по которой ремонтировались магистрали, завершила свое действие. С 1 января 2025 года начнет действовать новая программа — «Эффективная транспортная система». Иркутская область уже подала заявку на участие в ней.
В целях повышения эффективности работы общественного транспорта в Иркутске Московский научно-исследовательский институт разрабатывает для нашего города программу развития наземного электрического транспорта.
Назрела необходимость совместно с ГИБДД решить вопрос об ограничении движения крупнотоннажных грузовых машин, особенно в центре города, в целях сохранения целостности дорожных покрытий.
Также нужно работать над качеством выводимого на маршруты общественного транспорта, оптимизировать маршруты во избежание пробок, по возможности организовывать выделенные полосы для автобусов и троллейбусов.
Благодаря взаимодействию всех уровней власти, в том числе при поддержке Законодательного Собрания Приангарья, Иркутск ежегодно увеличивает объемы реконструкций, затрагивающих не только дорожное полотно, но и инженерную инфраструктуру. Тому показательный пример — территории, где 19 ноября побывали парламентарии и представители муниципальной власти.
• Улицу Якоби отремонтировали на участке от Захарова до микрорайона Ершовский. Здесь восстановили элементы существующей ливневой канализации, высадили 33 ясеня и 195 лип. Также установили две остановки, отремонтировали лестницу у перекрестка улиц Якоби и Аносова, обновили 10 светофоров.
• На Академической продолжились работы, начатые в 2023‑м. Они шли на участке от Старо-Кузьмихинской до Костычева. Здесь восстановлена ливневая канализация протяженностью 518 метров. Кроме того, смонтировали четыре новых остановки, высадили кустарники и тополя.
• На улице Пролетарской в 2024 году в порядок привели участок длиной около 600 метров от Польских Повстанцев до Карла Маркса.
• На улице Горького работы шли на отрезке длиной 1,35 км от бульвара Гагарина до Пролетарской.
• До конца ноября подрядчики закончат ремонт по улицам Лермонтова и Байкальской.