Звенья кинематографической цепи

Ольга Бельская — о развитии регионального кино
Председатель Иркутского отделения Союза кинематографистов России Ольга Бельская убеждена, что Приангарье может стать точкой роста профессионального регионального кинематографа. Немалую роль в этом может сыграть иркутский филиал ВГИКа, открывшийся пару лет назад на базе областного кинотехникума, но еще не заработавший в полную силу. Пробным камнем должны стать шестимесячные курсы повышения квалификации по направлению «Кинорежиссура и кинодраматургия», которые начинают свою работу 1 декабря.
Ольга Бельская

— Ольга Герасимовна, вы являетесь руководителем курсов, которые будут проводиться в ближайшее время на базе иркутского филиала ВГИКа. Расскажите о них.

— Это платные курсы повышения квалификации по классическому направлению «Кинорежиссура и кинодраматургия» Всероссийского государственного института кинематографии им. Герасимова. За шесть месяцев группа студентов прослушает учебный курс объемом 600 часов. Половину занятий будут проводить преподаватели ВГИКа в режиме онлайн, половину — иркутские кинематографисты, которые имеют профессиональное вгиковское образование, они будут заниматься с группой непосредственно в Иркутске. Помимо этого, запланированы мастер-классы, на которые мы будем приглашать иркутских профессионалов кино, режиссера Юрия Дорохина, оператора Вячеслава Столярова и других. По окончании курсов студенты получат документ государственного образца ВГИК о профессиональной переподготовке. В целом группа из десяти человек уже набрана, осталась буквально пара вакантных мест. В основном это взрослые люди, которые уже работают в кино либо в сфере близкой к этой области. Порадовало то, что в группу записались люди, которые работают с детьми, ведут студии и думают о своем профессиональном росте.

— Какова ваша роль в этой истории?

— Моя задача состоит в том, чтобы набрать студентов, договориться с преподавателями, выстроить учебный процесс, составить учебную программу. Отчасти я и инициатор проведения этих курсов в Иркутске, поскольку всю свою жизнь чувствую недостаток кинематографического образования. Уходит очень много времени на то, чтобы открывать какие-то базовые вещи на собственной практике, грубо говоря, самостоятельно изобретать велосипед. А ведь многое из этого можно было бы получить в теории в процессе образования. Поскольку кино — очень технологично, в профессии нужно осваивать определенные технологические навыки и приемы.

Когда меня выбрали на должность председателя иркутского отделения Союза кинематографистов России, я поняла, что нужно организовать процесс обучения киномастерству здесь, в Иркутске. Потому что получать образование в Москве нереально, и к тому же люди, которые уезжают учиться в столицу, как правило, там и остаются после обучения.

— Присвоение иркутскому кинотехникуму статуса филиала ВГИКа помогло сдвинуть дело с мертвой точки?

— Мы проговаривали с руководством ВГИКа разные варианты того, как можно было бы организовать учебу в Иркутске. За последние несколько лет мы успели провести силами нашего отделения союза кинематографистов на базе иркутского дома кино несколько киношкол. В их рамках в Иркутск приезжали известные деятели кино: сценаристы, режиссеры, операторы и так далее. И эти киношколы как раз показали, что в Иркутске есть достаточное количество людей, которые интересуются кино и хотят им заниматься.

Справка «АН»

Иркутский филиал ВГИК был образован на базе Иркутского техникума кино и телевидения в 2012 году в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 9 сентября 2011 года №928 на основании решения Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии от 3 ноября 2009 года №1. Обучение ведется по очной и заочной формам на русском языке. Учредителем ВГИК является Министерство культуры Российской Федерации. Иркутский филиал в настоящее время ведет подготовку специалистов по следующим программам среднего профессионального образования базового уровня: театральная и аудиовизуальная техника (киновидеотехника, техника и технологии аудиовизуальных программ, светорежиссура), а также техника и искусство фотографии.

Но сегодня в кинообразовании большую роль играет вопрос цены. Мы очень долго его обговаривали с руководством ВГИКа. Сошлись на том, что общий бюджет курсов должен составлять не менее 500 тыс. рублей, при условии, что в группе будет заниматься 10 человек. 50 тыс. рублей с человека — это наименьшая сумма, на которую пошло руководство вуза.

— Я так понимаю, что этот проект разовый. А будет ли в будущем в иркутском филиале ВГИКа открыта специальность режиссура и кинодраматургия? Ведь сегодня там обучают только техническим специальностям.

— Все идет к этому, однако вопрос стоимости обучения также остается очень серьезным, потому что предполагается, что второе высшее будет стоит чуть ли не 300 тыс. рублей в год. Это практически та же цена, что в Москве. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы снизить цену, учитывая, что наш филиал единственный на всю Сибирь и Дальний Восток. Однако существенно сбить цену все равно не удастся.

— Насколько, по-вашему, такое образование может быть востребовано у нас?

— Понятно, что в самом Иркутске мы, может быть, и не наберем такое количество желающих, особенно взрослых, которые будут готовы получать второе высшее образование на платной основе. Но, поскольку этот филиал сегодня единственный за Уралом, нужно будет активно привлекать абитуриентов со всей Сибири и Дальнего Востока.

— Складывается интересная ситуация: несмотря на то, что профессиональное киношное образование в регионах получить негде, есть масса молодых людей, которые без всякого опыта и всякой оглядки сегодня снимают кино, причем сразу игровое и полнометражное. Как вы оцениваете этот процесс?

— В целом очень положительно оцениваю. Фильмы, конечно, у всех получаются разные по качеству: есть хорошие результаты, есть плохие, но мне в этом смысле в первую очередь нравится активность людей. Это еще раз подтверждает, что в регионах есть люди, которые хотят заниматься кинематографом.

— Как вы думаете, почему возникло это повальное увлечение игровым кино? Помимо того, что аппаратура стала в разы доступнее.

— Я думала над тем, почему люди стали снимать региональное кино. Мне кажется, это происходит потому, что они не видят жизни регионов в той продукции, которую нам предлагает Москва, и тем более Голливуд. Иными словами, они не видят фильмов про себя. И они их снимают сами. Если у человека есть потребность творить, это очень хорошо. Пусть сначала получится неудачно, потом будет лучше. Ведь даже те люди, которые учились во ВГИКе, в том числе именитые режиссеры, не сразу начали снимать гениальное кино. И я очень рада, что в Иркутске начинающие кинематографисты, в том числе уже снявшие успешные с коммерческой точки зрения картины, хотят развиваться и расти профессионально.

— Вероятно, вы видите в них будущих членов своего профессионального сообщества. Сколько сегодня состоит кинематографистов в региональном отделении вашего союза?

— 28 человек. Кстати, это немало — мы занимаем восьмое место по количеству членов среди 30 региональных отделений Союза кинематографистов по всей стране. Понятно, что членский состав очень возрастной, и многие в силу возраста уже не снимают кино. Очевидно, что наше отделение нуждается в молодых людях. Однако правила приема в союз в последнее время ужесточились, но тем не менее руководство СК РФ идет нам навстречу и в частности согласовало создание при нашем региональном отделении молодежного центра.

— Расскажите о нем.

— Мы презентовали его в рамках мероприятий «Кинопоезда ВГИК» в октябре этого года. Пока он находится на начальном этапе, но важно, что председатель Союза кинематографистов Никита Михалков одобрил нашу инициативу по созданию такого центра, и в будущем, уже за счет союза, мы сможем приглашать в Иркутск различных кинодеятелей для встреч с публикой, начинающими кинематографистами и проведения образовательных проектов, мастер-классов и семинаров. У нас уже возникло сообщество молодых людей, интересующихся кинопроизводством. В основном оно состоит из тех, кто участвовал в наших киношколах. Так что мы связываем большие надежды с приходом ВГИКа в Иркутск.

— Недавний кинопоезд ВГИКа в честь юбилея вуза как-то всколыхнул интерес у молодого поколения к кинообразованию?

— Само событие, конечно, вызвало определенный интерес у всех, кто интересуется кино и пробует им заниматься в Иркутске. Потому что здесь проходили мастер-классы, показы студенческих фильмов именитых режиссеров, здесь происходили съемки фильмов. И несмотря на то что по организации этих мероприятий было очень много вопросов, это все равно был большой плюс. А такая активность всегда радует. В регионах должны создаваться точки роста. Определенный процесс идет, и если он будет продолжаться, то все звенья цепи могут сложиться.

Антон Кокин