Зрителям ТЮЗа понравилось бояться

Публика выбрала для постановки спектакль-хоррор
На прошлой неделе в Иркутском театре юного зрителя им. А. Вампилова подвели итоги режиссерской лаборатории «Актер — режиссер. Квест», в рамках которой публике показали шесть постановочных этюдов и предложили проголосовать за наиболее понравившийся. Выбор зрителей пал на поставленный артистом Вадимом Карионовым отрывок из пьесы Мартина Макдонаха «Человек-подушка» — о двух братьях, обвиняемых в особо жестоких убийствах маленьких детей.

В рамках режиссерской лаборатории ТЮЗа демонстрируются не полноценные спектакли, а всего лишь эскизы к ним, но в них присутствует дух живого экспериментального театра, которого в последние годы так не хватает Приангарью.

Режиссерские лаборатории ТЮЗа — одно из самых ярких событий театральной жизни Иркутска. Об этом уже второй год говорят как артисты театра и критики, так и те счастливые зрители, которые попали на показы. И хотя на итоговой сдаче демонстрируются не полноценные спектакли, а всего лишь эскизы к ним, зачастую именно в них присутствует дух живого экспериментального театра, которого в последние годы так не хватает Приангарью. За три дня актеры, режиссеры, да и все остальные театральные службы, в экстремальных условиях стараются вложить все свои силы, чтобы сделать нечто такое, чего еще не видела публика.

Периодически выводить Иркутский ТЮЗ из зоны комфорта предложил его главный режиссер Андрей Сидельников, назначенный на эту должность полтора года назад. С одной стороны, встряхнуть театр, а с другой — узнать, каких именно спектаклей ждет от ТЮЗа его целевая аудитория, которая сегодня не слишком охотно идет на спектакли. Формат режиссерской лаборатории оказался как нельзя кстати для этих целей. Год назад иркутскому театру удалось стать частью международного театрального проекта «Открытые двери», учрежденного столичным РАМТом при поддержке Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей. Тогда в рамках первой для Иркутска лаборатории в ТЮЗ приехали пять режиссеров из разных городов страны. Они за три дня поставили с артистами пять отрывков и показали их критикам и публике. Определить, какой именно этюд должен стать полноценным спектаклем, должно было зрительское голосование, но всем настолько понравился этот опыт, что дирекцией было принято решение дать жизнь всем пяти отрывкам.

Впрочем, зрители так и не дождались ни одной премьеры — обещанные министерством культуры средства так и не были выделены.

Но театр на этом не успокоился и в этом году повторил лабораторию — уже полностью своими силами. Правда, в этот раз Андрей Сидельников предложил стать режиссерами самим артистам, в результате лаборатория получила название «Актер — режиссер. Квест».

«В каждом театре есть актеры, которые чувствуют себя немножко режиссерами и все время дают советы. Я решил, что раз есть такие амбиции и желание, то пусть люди попробуют себя в роли режиссеров, — рассказал он. — Отыскалось пять смельчаков. Они не просили декорации, но попросили разные площадки, поэтому мы назвали лабораторию этого года еще и квестом». «Квест» заключался в том, что публика после каждого показа вставала со своих мест и быстро перемещалась в новое место. Таким образом, те, кто никогда не был в ТЮЗе, познакомились со всеми сценами театра, а также побывали в подвале, который вообще никогда раньше не использовался в качестве сценической площадки.

an494003irk09Артисты, взявшие на себя смелость побывать в режиссерской шкуре, не были ограничены в выборе материала, но перед зрителями предстала вся палитра мировой драматургии — от Чехова до новой драмы. «Даму с собачкой» поставила Наталия Маламуд, попробовав осмыслить классика в современных реалиях. В угоду сегодняшнему дню актриса-режиссер даже изменила название, которое в ее версии трансформировалось в «#Дама с @». В ее отрывке классический рассказ как бы разыгрывается в голове современной женщины, с ее представлениями о прекрасном курортном романе. Представитель старшего актерского поколения Вячеслав Степанов осуществил свою давнюю мечту — поставить на тюзовской сцене повесть Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска», считая, что ее сценическое воплощение будет полезно увидеть современным школьникам и вчерашним выпускникам. Молодой артист Артем Яцухно, только в прошлом году принятый в труппу театра, представил на сцене литературного клуба «Элегия» собственную инсценировку воспоминаний Ирины Одоевцевой «На берегах Невы», ту часть, где речь идет о Николае Гумилеве. Нужны ли нам сегодня люди времен Серебряного века, можем ли брать с них пример — такими вопросами задается режиссер в своей постановке, где роль Гумилева он сыграл сам, а образ Одоевцевой доверил молодой актрисе Эльвире Рагимовой. Анжела Маркелова страстно хотела познакомить публику с пьесой молодого белорусского драматурга Андрея Иванова «Это все она», в которой попытка матери найти общий язык с сыном-подростком приводит к трагедии. К актерско-режиссерской лаборатории также присоединился хореограф Владимир Лопаев — руководитель театрального проекта «PROдвижение», который занимается постановкой пластических спектаклей. Вместе с артистами ТЮЗа он поставил свой этюд под названием «Книга» — хореографическую оду бумажной книге, показанную языком тела. Но самым необычным этюдом лаборатории стала работа актера Вадима Карионова по пьесе современного ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Человек-подушка».

Макдонаха справедливо называют продолжателем традиций Сэмюэля Беккета и Эдварда Олби и охотно ставят по всему миру, но не в Иркутске.

«Человек-подушка», пожалуй, наиболее радикальная его пьеса, в которой ярко проявились элементы театра абсурда, смешанного с жанром литературы ужасов.

В каком-то смысле драматург этим текстом одновременно бросил вызов традиционному театру и общественной морали, а Вадим Карионов подхватил эти идеи и превратил жутковатый текст в настоящий спектакль-хоррор, разыгранный для пущего эффекта в подвале.

Героями пьесы являются два брата, обвиняемые полицией в жутких убийствах детей. Уликами для следствия являются рассказы одного из братьев, в точности повторяющие все те зверства, которые были проделаны с невинными жертвами, а также коробка с отрубленными детскими пальцами, найденная в доме. Диалог братьев прерывается то сценами пыток, происходящими где-то в соседнем помещении, то рассказом самих этих историй. Освещением импровизированной сцены служат две настольные лампы, которые держат в руках два странных существа (обнаженные актрисы театра, обмотанные пищевой пленкой) — то ли внутренние сущности героев, то ли их души. Они же при помощи кукол разыгрывают перед зрителями ключевую «страшилку» — историю Человека-подушки, работа которого состояла в том, чтобы убеждать детей совершать самоубийства…

Зрителями режиссерских этюдов оказались около 70 человек, которые после просмотра должны были выбрать наиболее понравившийся отрывок. «Мы пригласили разную целевую аудиторию, от молодежи до старшего поколения, чтобы увидеть, какой материал действительно волнует зрителей, на что они захотели бы прийти в ТЮЗ. Наша цель найти подлинную связь между залом и театром», — объясняет главный режиссер Андрей Сидельников.

an494003irk08И зрители, большую часть которых составляли студенты, сделали свой выбор в пользу такого театра, который они никогда не видели в Иркутске: больше всего голосов набрал «Человек-подушка». По идее, театр, следуя собой же заявленным правилам, теперь должен поставить пьесу Макдонаха, но вопрос в том, хватит ли ему на это смелости. Как-то исторически сложилось, что Иркутск не очень приветствует разного рода творческие эксперименты. В свое время как раз из-за этого город лишился режиссера Вячеслава Кокорина (1982-1988 годы, когда он был главным режиссером Иркутского ТЮЗа, до сих пор называют золотыми), затем драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева, заслуги которого перед русским современным театром уже сегодня являются достоянием истории.

А совсем недавно «иркутской общественностью» были строго осуждены спектакли «Дорога вниз» Геннадия Гущина в ТЮЗе (она не только вызвала скандал, но и стоила постановщику должности главного режиссера в этом театре) и «Рассказки-страшилки» новосибирского режиссера Сергея Иванникова в «Аистенке», подвергшиеся после общественного просмотра едва ли не обструкции. Тут стоит заметить, что упомянутые выше спектакли по количеству ужасов, которые есть в их содержании, просто цветочки в сравнении с «Человеком-подушкой», хотя каждый из них является вполне серьезным произведением для вдумчивого зрителя. А пьеса Макдонаха на самом деле говорит вовсе не о мертвых детишках, а об ответственности за сказанное слово и о том, что вымышленный мир способен быть сильнее реальности.

В результате ТЮЗ сегодня встал перед дилеммой: ставить «Человека-подушку» или нет. Если да, то может выйти большой скандал (вплоть до писем губернатору в стремлении защитить духовность подрастающего поколения, как уже бывало), и в результате мы можем лишиться Андрея Сидельникова, благодаря которому жизнь в сегодняшнем ТЮЗе стала такой интересной и разнообразной. А если нет, то театр уже во второй раз обманет своего зрителя, с которым так старается наладить контакт.

Антон Кокин