Зрелищная этника

На фестивале «Подиум. Этно. Содружество» заряжает даже воздух
Байкал вдохновляет. Летом на берегу великого озера реализуются различные творческие проекты. В этом году поближе к местам энергии перекочевал и фестиваль «Подиум. Этно. Содружество», который проходил одновременно в столице Приангарья и на Малом море. Модельеры из разных регионов, представляющих самые разные народности, продемонстрировали свои коллекции — самобытные, утонченные, а местами и авангардные.

Фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум. Этно. Содружество» покорил своим зрелищно-замысловатым этническим обликом не только иркутскую публику, но и зарубежных гостей.

Шаман Валентин стучит в бубен. И затягивает молитву духам огня и земли на бурятском языке, а все присутствующие ему подпевают: «Эй хуры! Эй хуры!» Затем все люди вместе обходят столбы, символизирующие девять верхних миров. «В нашей культуре так же», — радуется сходству приехавшая из Якутии модельер Анжелика Кириллина. Она, как и все прочие, мечтательно прищуривает глаза, завязывая ленточку на исполнение желания.

«Каждый народ оригинален и неповторим, он вносит бесценный духовный вклад в сокровищницу мировой человеческой истории. И гибель одного народа, языка и культуры должна быть трагедией для всего человечества», — с такими словами завершил обряд почтения духов местности шаман Валентин Хагдаев.

Эта мысль может стать девизом ежегодного фестиваля этнической моды. Уже на протяжении пяти лет он притягивает модельеров с самых разных уголков России и даже мира. В этом году в конкурсной программе этнического подиума участвовало 16 модельеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской области, Республик Бурятия и Саха (Якутия), Мурманской области, Узбекистана и Китая.

Основной показ проходил на Малом море возле священной горы Ерд, и казалось, что сама природа благоволит творческому всплеску дизайнеров. Причудливые элементы авангардной коллекции «Сердце дракона» (первое и единственное призовое место в номинации «Арт-дизайн с элементами этники» — ИО) в закрытом помещении смотрелись бы несколько громоздко. Горные же пейзажи только подчеркивали величие и неприступность разработанных московским модельером Милой Яковлевой образов.

С особым радушием природа встретила работы бурятских модельеров. Возможно, сам дух местности помогал взять гран-при Марии Маглаевой из поселка Усть-Ордынский, отразившей в своей коллекции «Кудинская долина» жизнь и быт западных бурят. А богатство нарядов из коллекции «Хатан» (царица) Аюны Романовой (первое место в номинации «Традиционный костюм») только подчеркивалось ярким байкальским солнцем.

Настоящим открытием фестиваля стали две коллекции — стилизованные наряды народности «саамы» (специальный приз фестиваля) и костюмы-трансформеры в стиле якутского «бохо» (первое место в номинации «Этностиль в современном костюме»).

«Маловато красок в тундре. Поэтому красный»

На фестиваль приехали сестры Домна Хомюк и Анфиса Захарова из Мурманской области. Они занимаются сохранением традиций своего малочисленного народа финно-угорского происхождения «саамы».

«Это шамшура — головной убор замужней женщины. После свадьбы она заплетает себе две косы и складывает их венцом в специальное углубление в шапочке. А незамужние девушки надевают перевязку — головной убор без донышка», — объясняют дизайнеры из Мурманской области и тут же демонстрируют красные шапочки, расшитые бисером.

В нарядах, привезенных энтузиастками из Мурманской области, преобладают сочные цвета — зеленый, желтый, синий, красный. «Черного наши предки почти не носили. Почему? Видимо, в тундре мало красок было, поэтому предпочитали яркую одежду, особенно красную», — пожимают плечами сестры. Их детство прошло в небольшой деревушке, которая сейчас уже затоплена из-за строительства ГЭС. Когда Анфиса и Домна пошли в школу, то с трудом говорили по-русски — для них это был как иностранный язык. Однако культуру и традиции своего народа они стали изучать гораздо позже.

«Наша мама очень хорошо пела на саамском языке, гастролировала со своим коллективом по всей России. И хотелось ей, чтобы кто-то из нас, дочерей, стал выступать на сцене. У ансамбля, в котором пела мама, было символичное название «Оййяр», что переводится как круги по воде от брошенного камня. Ну, и когда коллектив распался, круги разошлись, и наступил штиль. А в затишье всегда тоскливо. Вот мы с сестрой и запели — уже после 40 лет. Тут и понеслось! Саамскую песню стоит исполнять только в национальных костюмах — вот и стали сами шить традиционные платья «юпы» и головные уборы, как хотела наша мама», — рассказывает Анфиса.

Словно родилась в стиле бохо

Несколько иным путем к осмыслению национального костюма пришла дизайнер-самоучка из Якутска Анжелика Кириллина.

«Я с детства отличалась своеобразной манерой одевания, что-то чудила. Никогда не выходила на улицу без груды аксессуаров. На меня всегда смотрели как на экспонат в музее. Но я одевалась так не специально, чтобы кого-то удивить, просто мне было так комфортно, я словно родилась в этом стиле», — Анжелика и вправду одета так заковыристо, что сразу и не поймешь, где заканчивается один слой одежды и начинается другой.

Много позже Анжелика поняла, что стиль, который она интуитивно для себя выбрала, называется «бохо» — микс из национальных мотивов, хиппи и цыганских акцентов, готики и гранжа. У этого направления есть несколько ответвлений, в том числе и этническое. Однако, как убеждает дизайнер, она первой стала сочетать «бохо» с элементами якутского костюма. Ее коллекция «Богемная Якутия» — это одновременно и лоск, выраженный в использовании меха и традиционных узорах, и призыв к свободе, когда одежда может трансформироваться под любой случай жизни.

Для всех участников фестиваль «Подиум. Этно. Содружество» стал отличной возможностью для самореализации. Их работы оценивало весьма компетентное жюри — в него вошли доктор исторических наук, модный критик Первого канала Лидия Соколова-Сербская, профессор Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенева Сауле Бапанова, художник-модельер Елена Шипилова, искусствовед из Монголии Сувд Бангзрач и другие. Вдобавок к этому сама природа выступила для дизайнеров своеобразным наставником. К примеру, самый молодой конкурсант Андрей Власов (второе место в номинации «Дебют») признался, что сочетания разных цветов и фактур на Байкале подсказали ему идею для следующей коллекции.