«Золотые ворота Алтая» не открываются

Вокруг бийского автотуристического кластера разгорелся конфликт между краевыми властями и инвестором
Проект создания бийского автотуристического кластера «Золотые ворота Алтая» (Алтайский край) лишился инвестора. новокузнецкий строительный холдинг «Авангард», вложив в него 7 млн руб., отказался от дальнейшего участия в проекте. В компании объясняют свое решение тем, что не смогли начать возведение основных объектов кластера из-за неготовности инфраструктуры, которую обязалась построить власть. В администрации Бийска считают, что инвестор «не предпринимал серьезных действий для начала строительства».

В конце минувшей недели стало известно, что инвестор автотуристического кластера (АТК) «Бийск — Золотые ворота Алтая» новокузнецкий торгово-производственный дом «Авангард» (ТПД, занимается производством бетонных, растворных смесей и железобетонных изделий) отказался от участия в этом проекте. Как сообщила вчера „Ъ» представитель «Авангарда» Ирина Комарова, основная причина такого решения в том, что «власть в лице администрации Бийска и, может быть, администрации Алтайского края не подготовила площадку к началу строительства основных объектов кластера».

Проект АТК «Бийск — Золотые ворота Алтая» начал реализовываться осенью 2011 года, когда с холдингом «Авангард» было подписано инвестиционное соглашение. Для проекта было учреждено отдельное юридическое лицо — ООО АТК «Золотые ворота», которое возглавил владелец ТПД «Авангард» Михаил Луханин. Кластер предполагалось создать до 2016 года на въезде в Бийск со стороны Барнаула, на участке площадью 57 га. В состав АТК должны были войти несколько взаимодополняющих объектов, в том числе туристско-деловой и торгово-развлекательный центры, автозаправочный комплекс, кемпинг с автостоянкой, станция технического обслуживания автомобилей, кафе быстрого обслуживания, ресторан и гостиница. Инвестор планировал привлечь в проект до 1 млрд руб. Еще 372 млн руб. — это средства на создание инженерной инфраструктуры, выделяемые по линии федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», в которую попал бийский АТК. По заявлению руководства «Авангарда», компания могла бы инвестировать около 500 млн руб. уже в 2011 году, при условии готовности коммуникаций.

Однако, как заявила вчера госпожа Комарова, инженерные сети — водопровод и система канализования — до сих пор находятся «за километр от площадки». Кроме того, отметила она, «власти не согласились на корректировку частично устаревшего проекта, например в части создания СТО». По словам Ирины Комаровой, руководство «Авангарда» в середине лета текущего года обратилось с письмом к руководителю главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаилу Щетинину за содействием в инженерном обустройстве площадки, но «в ответ неожиданно получило предложение об отказе от аренды земельного участка». «В этих условиях инвестор не мог продолжать работу над проектом — и договор об аренде был расторгнут», — сообщила госпожа Комарова, заметив, что компания вложила в кластер 7 млн руб., но «претензии никому предъявлять не будет».

Вчера получить комментарий в краевом управлении не удалось: до конца дня ответ на запрос „Ъ» не поступил.

В администрации Бийска считают, что инвестор сам неактивно занимался проектом кластера. «Инвестор все это время не предпринимал серьезных действий, чтобы на площадке началось строительство планируемых объектов. Мы предложили инвестору активизировать темпы или отказаться от площадки. Они выбрали второе», — заявил журналистам в минувшую пятницу сити-менеджер Бий-ска Николай Нонко, предположив, что, вероятно, «своих денег, которые компания обещала вложить в проект, попросту не было». Господин Нонко заверил, что «все работы по обеспечению площадки инфраструктурой близки к завершению: подведены канализация, водоснабжение, электроэнергия, газ, остались небольшие доработки, которые будут закончены в этом году или в начале следующего». По его словам, в настоящее время администрация города занимается поиском новых инвесторов на отдельные объекты, причем с тремя предприятиями уже достигнуты предварительные соглашения.

Юрий Белов