Золотые километры

На реконструкцию 4 км Байкальского тракта потратят более 1,5 млрд рублей
Иркутяне наконец-то дождались реконструкции Байкальского тракта: коттеджные поселки в этом направлении расцвели бурным цветом, и потому в утренние и вечерние часы пик на дороге буквально не продохнуть. Вся трасса до Листвянки нуждается в расширении, однако выполнить такой объем работ сразу — крайне затруднительный и дорогостоящий процесс. Поэтому логичным решением стало расширять ее отдельными участками. Первым под реконструкцию попадает участок с 8 по 12 км. И все бы хорошо, однако жители города уже раскритиковали проект: людей сильно смущает его стоимость — 1,5 млрд рублей, а также репутация подрядчика, которым стала ОАО «Дорожная служба Иркутской области».

Те, кто ездит по Байкальскому тракту, уже могут видеть, что активная деятельность началась: вахтовый поселок установлен, рабочие уже вовсю рубят стоящие вдоль дороги березки и кустики.

Проблемное место обрастает нагрузкой

Кто из нас не стоял в плотном потоке машин, стремящихся попасть в Листвянку? Байкальский тракт всегда был очень популярным направлениям для иркутян — вдоль него располагается огромное количество поселков, куда летом тянутся вереницы дачников, а конечная точка трассы — Листвянка — интересна туристам и жителям города в любое время года. В последнее время ситуация обострилась тем, что вдоль дороги один на другом обосновались коттеджные поселки, а автомобилизация Иркутска стремительно набирает обороты: иметь по две машины на семью сегодня стало нормой. В итоге пробки на Байкальском тракте тоже стали обыденным делом, причем не только в выходные и летом, а круглогодично. Особенно тяжело и медленно приходится ехать с начала тракта до 12-17 км — именно на этом участке располагается основная масса коттеджных городков.

Ситуация обещает стать еще хуже в ближайшие три-пять лет: помимо частных домов, тут начали строить и малоэтажное жилье! Яркий тому пример — проекты компании «Сибирьэнерготрейд» в Новолисихе и Пивоварихе, а также ЖК «Молодежный» (его возводит строительная компания с одноименным названием). То есть населенность территорий вдоль Байкальского тракта станет еще гуще. Как следствие — нагрузка на транспортную магистраль солидно возрастет. И не сказать, что это все стало новостью для региональных властей: про расширение Байкальского тракта как острую необходимость говорят с 2012 года, а проекты, которые подразумевали реконструкцию дороги, стали появляться и того раньше.

Звезды сошлись

В середине месяца губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко объявил, что работы по реконструкции Байкальского тракта на участке с 8-го по 12-й км должны быть завершены до 30 октября 2015 года. Заказчиком является ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». Генеральным подрядчиком в результате проведенных торгов определено ОАО «Дорожная служба Иркутской области». Стоимость работ составит более 1,5 млрд рублей: 920 млн рублей планируется направить из федерального бюджета, еще 609 млн — из средств областного дорожного фонда. «Такие проекты нужны Иркутску — это будет удобно жителям, повысит его инвестиционную и туристическую привлекательность», — подчеркнул Сергей Ерощенко на встрече с депутатами Иркутска 26 января.

Проект предполагается масштабный. Двухполосная дорога на этом участке станет четырехполосной. Расширение земляного полотна потребует вывозки 345 тыс. «кубов» грунта, на устройство дорожной одежды необходимо 79 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. В результате ширина земляного полотна увеличится от 23 до 31,5 м, проезжей части — до 7,5 м в каждую сторону, слева и справа появятся трехметровые обочины. Кроме того, встречные автомобильные потоки разделит «отбойник» — для безопасности разделительная полоса подходящий вариант.

Также будет построено два путепровода со съездами — так, первая развязка появится напротив выезда из поселка «Молодежный» вторая — на Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию, — двадцать пересечений и примыканий, уложено восемь водопропускных труб. Участок будет освещен — это оговорено в проекте. В итоге масштабные работы позволят приравнять его к трассе первой категории.

Работы обещают проводить так, чтобы не мешать иркутянам — действующие полосы перекрывать не будут. Чтобы уложиться в такой короткий срок — на все про все дорожникам дали чуть больше девяти месяцев — работы планируется вести круглосуточно. Те, кто ездит по Байкальскому тракту, уже могут видеть, что активная деятельность началась: вахтовый поселок установлен, рабочие уже вовсю рубят стоящие вдоль дороги березки и кустики. В разгар реконструкции одновременно будет задействовано до 100 единиц спецмашин и 150 рабочих.

Подводные камни поднимают волну недовольства

Реконструкция Байкальского тракта необходима. Однако сейчас, когда политическое решение принято и работы начались, жители Иркутска как никогда много критикуют озвученный проект, его стоимость и подрядчика, который займется расширением.

Людей смущает цена работ — более 1,5 млрд рублей на 4 км. На различных новостных сайтах и форумах с иронией пишут, что расширенные километры здесь будут золотыми — по 375 млн за каждый. Да, часть уйдет на строительство путепроводов, что обойдется недешево, но цена все равно необоснованно высока, уверены обсуждающие.

Но со стоимостью поделать уже ничего нельзя — какая есть. А вот подрядчика можно было выбрать! «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» разместила запрос предложений на выполнение реконструкции дороги еще в середине декабря, на него откликнулось три компании: «Дорожная служба Иркутской области», ООО «ЗБСМ МК-162» и ООО «Строительно-производственная база «Союзстрой». Изначальная цена запроса составляла 1 529 120 930 рублей. В результате ДСИО снизила первоначальную сумму до 1,529 млрд, ООО «ЗБСМ МК-162» — до 1,481 млрд рублей, «Союзстрой» — до 1,483 млрд рублей. Несмотря на то что ДСИО предложила самую высокую цену, победителем выбрали именно эту компанию: она набрала 91,87 балла по критерию «Квалификация участника закупки». Хотя, возможно, это и к лучшему: две другие компании являются региональными, однако совершенно неизвестными широкой общественности. Не исключено, что они изначально были техническими игроками для того, чтобы аукцион состоялся.

В активах ОАО «Дорожная служба Иркутской области» находится 29 асфальтобетонных предприятий и завод железобетонных изделий. ДСИО включает в себя 16 филиалов, 68 производственных участков и охватывает всю территорию Иркутской области. Компания обслуживает 12446 км дорог областного подчинения, а также 241 км федеральных дорог, 1236 мостовых переходов, две паромные и 23 ледовые переправы. Но при этом жители региона компании не доверяют — чего только стоила реконструкция улицы Мира, прошедшая (но не завершенная) в 2014 году. Как признавался экс-глава ДСИО Радик Фаразутдитнов (внезапно ушедший со своего поста в середине января по собственному желанию без объяснения причин) — хоть ровность улицы Мира входит в рамки нормативов, «еще требуется шлифовка».

Доработать стыки на дорожном полотне и провести благоустройство территории планируется весной 2015 года в рамках гарантийных обязательств. Как бы и Байкальский тракт не делали так же — с доработками. Пока же остается только следить за тем, как расширяют 4 км оживленной трассы, и надеяться, что в скором времени дополнительные полосы для движения появятся и на других ее участках. Дмитрии Милицын, главный инженер Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области, отметил, что уже разрабатывается план участка с 12-го по 29-й км. Затем будут заказаны проекты реконструкции еще двух участков: с 29-го по 49-й км и с 49-го по 64-й км. Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков ранее заявлял, что улицу Байкальскую, которая плавно перетекает в Байкальский тракт, также надо расширять: «Нам еще предстоит рассмотреть вариант расширения дороги от кольца у плотины ГЭС до той точки, откуда начинаем реконструкцию тракта, поскольку там есть узкие звенья».

Виктория Шолохова