Журналист как человек-оркестр

Сегодня мир журналистики и масс-медиа переживает глобальные изменения общих условий работы. Современным СМИ для развития важно успевать, и даже опережать новые технические возможности, постоянно держать удар в жесткой конкурентной борьбе между медийщиками и при всем этом еще и добиваться доходности предприятия в условиях все большей коммерциализации рынка. Все эти вызовы серьезно меняют и требования к журналистской профессии — уже вскоре журналист должен будет стать своего рода «человеком-оркестром», способным подготовить материалы для всех отраслей СМИ, уверена декан факультета журналистики БГУЭП Ирина Демина. О будущем журналистики Иркутской области, новых вызовах и потребностях она рассказала корреспонденту ВФ Анне Смирновой.

«Восточный формат»: Ирина Николаевна, вы работаете на факультете журналистики БГУЭП с момента его основания и наверняка можете сказать, почему изначально был сделан упор на экономическую составляющую по сути творческой специальности? Это действительно было потребностью рынка СМИ или просто поиск БГУЭП свободной ниши?

Ирина Демина: Скорее всего, и то и другое. Мы создавали факультет в 1998 году, когда аудитории была явно интересна экономическая тематика, причем скорее общие теоретические вопросы, не говоря о прикладных. Тогда не было специалистов по медиамаркетингу и медиаменеджменту, не было и журналистов, способных доступно и грамотно донести до широкой аудитории экономическую информацию. Мы эту возникшую потребность как раз и постарались удовлетворить.

Сейчас рынок уже определился. Все понятно с сегментированием — есть газеты и журналы для массовой аудитории, есть специализированные издания для тех или иных групп потребителей. Если раньше в общественно-политических СМИ было больше экономической информации, то сейчас она ушла в более узкие ниши. Надо отметить, сейчас в целом уже нет того интереса к общим теоретическим вопросам экономики. Для читателей важно все, что связано с личными финансами: как деньги сохранить, что будет с валютными курсами завтра, как научиться инвестировать и т.д.

ВФ: В связи с этим вы не собираетесь переходить к подготовке журналистов без экономического уклона, просто с классическим набором знаний?

И.Д.: Любой вуз, подготавливающий журналистов, дает обязательный набор дисциплин. Они закреплены в Государственном образовательном стандарте как базовая часть. Вторую часть — сейчас она называется вариативная, раньше «региональный вузовский компонент» — определяет сам вуз. Как правило, раньше специализации у журналистов были только по сферам медиа: радио, ТВ, печатные СМИ. Сейчас стандарт трактует профили гораздо шире — журналист может пойти в эти виды СМИ, может пойти по отраслям, в которых будет специализироваться, по видам работ — редактор или менеджер. Мы можем ту или иную программу у себя ввести, можем ввести разные журналистские профессии — каждый вуз выбирает в зависимости от того, какова его сильная сторона. У нас была сильной стороной экономика — поэтому, не трогая базовую часть, мы добавили дисциплины профиля. Она у нас в двух аспектах — экономика СМИ и экономическая журналистика.

Нужно развивать и консолидацию СМИ на весь сибирский федеральный округ — вместо того чтобы бодаться друг с другом на этой небольшой территории.

Если мы говорим о первом направлении — экономике отрасли, медиаэкономике, медиаменеджменте, медиамаркетинге, оно предполагает изучение тех дисциплин, которые нужны будут будущему менеджеру СМИ. Важность этого направления напрямую связана с усилением влияния рыночных факторов на медийные организации. Журналисту сегодня необходимо знать по крайней мере азы маркетинг-менеджмента, чтобы он мог позиционировать на рынке свою газету, теле- или радиопрограмму так, чтобы они были востребованы потребителями и привлекли рекламодателей. Если мы говорим об экономической журналистике — это нечто другое. Экономический журналист должен получить такие знания, которые позволят ему говорить и писать, рассуждать об экономике. Экономическая журналистика, конечно, гораздо более сложная вещь, потому что очень непросто разбираться журналисту в экономике.

ВФ: Мне кажется, в Иркутской области нет журналистов, которые могли бы писать качественно и интересно об экономике…

И.Д.: И не будет, судя по всему. Во-первых, потому что уровень региональных СМИ этого не требует. Это очень узкая специализация, которая требуется далеко не везде. У нас очень маленький регион, узкий медиарынок, у нас есть потолок, и многие ребята просто уезжают. Часто даже на такие же зарплаты, как в Иркутске, на работу с сумасшедшей нагрузкой. Им важно удовлетворить свои творческие амбиции. У нас в Санкт-Петербурге уже своя диаспора, ребята заканчивают здесь вуз, поступают в аспирантуру, работают там. Очень многие уезжают за границу. Наши выпускники работают даже в США, Италии, Германии, Монголии, Китае.

ВФ: Хорошо, если вы говорите, что такой журналист не нужен, то какой тогда нужен современному рынку?

И.Д.: Что такое современные средства массовой информации? Это в основном сетевые издания, телеканалы, радиостанции, медиахолдинги. Для медиарынка характерны концентрация и монополизм. Местных же СМИ практически не осталось. На иркутском телевидении — новости на ИГТРК; «АС Байкал ТВ», НТС и АИСТ, тиражи местных газет минимальны. Для сетевых же СМИ характерно развитие всех отраслей журналистики на одной платформе. Поэтому у нас сейчас стоит задача подготовки конвергентного журналиста.

Иркутским СМИ надо ориентироваться на восток, расширять свой рынок за счет восточных территорий, может быть, юго-восточных — Кореи, Японии, Китая, Монголии.

Конвергенция — это слияние видов СМИ на одной технологической платформе. В некоторых холдингах уже так работают. У них журналист обязан уметь работать с любым цифровым контентом. То есть некую новость он мгновенно должен подготовить и разослать по мобильным сетям распространения журналистики — это может быть рассылка на телефоны, айпэды, айфоны. Потом он может написать небольшую новость на сайт, сделать радиосюжет и передать в любую точку мира, плюс ко всему он должен овладеть телекамерой и сделать сюжет для ТВ.

Если раньше были спецкоры или собкоры, которые сидели на местах, то сейчас в одной Африке всего несколько журналистов мировых информационных агентств, которые всегда имеют при себе комплекс оборудования в рюкзаке за плечами, чтобы можно было не зависеть больше ни от какой информационной инфраструктуры. Вся информация передается через спутник. Он может сделать и телерепортаж, а после того как событие произошло, он должен еще и написать большой аналитический материал в газету либо журнал. Это универсальный, конвергентный журналист.

ВФ: Вы думаете, до Иркутской области это тоже дойдет?

И.Д.: А куда денется? Причем это произойдет очень быстро. Я помню, когда я начала преподавать в ИГУ, где-то в 1987 году, я говорила своим ребятам, что настанет время, когда все новости будут перед ними на компьютере. И через сколько это произошло? Можно сказать, мгновенно. Технологии сегодня меняются каждый день. Мы всегда говорили об универсальном журналисте, сегодня универсализм проявляется именно в технологической сфере.

ВФ: Но иркутские вузы, мне кажется, не готовы к тому, чтобы выпускать таких специалистов.

И.Д.: Для того чтобы университет подготовил такого специалиста, ему нужно соответствующее оборудование. Оно стоит настолько дорого, что его могут позволить себе большие медиахолдинги, издательские дома. Но что может в этой связи сделать любой вуз? Мы должны донести до наших студентов это понимание, эту идеологию. Они должны знать, что не будут ни узкими газетными журналистами, ни телевизионщиками. Они должны быть готовы к работе во всех сферах.

ВФ: Мы определились с тем, каким будет журналист вскоре. А какими будут иркутские СМИ?

Кто есть кто

ИРИНА ДЕМИНА. Доктор экономических наук, декан факультета журналистики Байкальского государственного университета экономики и права, профессор, почетный работник ВПО РФ (2007), автор более 120 научных статей и учебно-методических разработок, четырех монографий, двух учебников по медиаэкономике и медиамаркетингу.

И.Д.: Иркутским СМИ надо ориентироваться на восток, расширять свой рынок за счет восточных территорий, может быть, юго-восточных — Кореи, Японии, Китая, Монголии. Если у нас страна является членом разнообразных международных организаций, ориентированных на восток (БРИК, АСЕАН, ШОС), то средства массовой информации и журналисты тоже должны на это ориентироваться. Надо понимать, что раз мы здесь живем и работаем, то мы должны интегрироваться и с этими странами. И рассматривать их аудиторию. У нас тоже должна быть своя информационная политика, свои каналы передачи информации, свои инструменты влияния на эту аудиторию.

Кроме того, мне кажется, нужно развивать и консолидацию СМИ на весь сибирский федеральный округ — вместо того чтобы бодаться друг с другом на этой небольшой территории. Нужно объединяться и в том числе средствам массовой информации. При том что мы будем интегрироваться в восточные регионы, восточное зарубежье, мне кажется, очень важным сохранять интересы России, Сибири. Тем более что, опять же, современные технологии дают практически безграничные возможности по развитию этого направления. Теперь не надо всем сидеть в одном офисе, есть фриланс, интернет — все, чтобы делать СМИ с удаленным доступом. Главное — инициатива.

PDF номера