ЖКХ раздирают страсти

Летом, когда отопительный сезон, казалось бы, еще далек, вокруг сферы ЖКХ продолжают кипеть страсти. А секрет этого парадокса прост: и предприятия, занимающиеся сбытом, и управляющие компании активно готовятся к наступающей зиме. В рамках делового завтрака, который провела редакция региональных полос еженедельника «Аргументы недели», представители сферы ЖКХ рассказали о том, как проходит процесс подготовки. Оказалось, что, несмотря на объективные трудности, Иркутск уже пережил две зимы без серьезных коммунальных аварий, и есть основания полагать, что зимний сезон 2014/2015 также пройдет без эксцессов. Но тем не менее проблемных вопросов в сфере все еще много: это и недостаточное финансирование ремонтных работ, и проблемы с перечислением средств за оказанные услуги поставщикам, и грядущий ввод платежей за капитальный ремонт многоквартирных домов.

Хорошие результаты из ниоткуда

На деловом завтраке, посвященном вопросам ЖКХ, собрались основные участники рынка: сбытовые и управляющие компании, представители городской администрации. К сожалению, только представители министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области не отреагировали на приглашение на мероприятие. Что довольно странно: в конце июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что сфера ЖКХ — приоритетная для всей страны.

Работы по подготовке грядущего отопительного сезона в Иркутске идут полным ходом. Заместитель начальника инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского обустройства иркутской администрации Василина Шунова рассказала о том, какие работы проводятся в городе. «В рамках подготовки к зиме были запланированы мероприятия по ремонту и перекладке тепловых сетей общей протяженностью 5,5 км, сетей водоснабжения и водоотведения — 4,5 км. Предстоит перекладка 6,5 км воздушных и кабельных линий. Текущим и капитальным ремонтами будет охвачено около 250-ти трансформаторных подстанций», — перечислила эксперт. Всего же к зиме в областном центре будет подготовлено 5,144 тысяч многоквартирных домов и 6,5 тысяч тепловых узлов. В целом работы ведутся на уровне прошлого года, добавила Василина Шунова. А к сезону 2013/2014 город подготовился хорошо: было зафиксировано на 30% меньше аварий, чем за аналогичный период, а крупных аварий не случалось вообще. Михаил Дамешек, генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ», подтвердил, что в Иркутске уже второй отопительный сезон на домах проходит без аварий. В этом, добавил эксперт, есть серьезная заслуга управляющих компаний, большая часть из которых работает добросовестно. «Всего 5% жалоб населения касается недоработок УК», — отметил Михаил Дамешек.

Благополучная картина — ремонтные работы ведутся, аварий нет, жалоб у населения тоже — видится только на первый взгляд, и только со стороны городской администрации. Сбытовые компании, то есть поставщики электроэнергии, тепла и воды, уверены, что ситуация в городе довольно тяжелая. Основная проблема связана с отсутствием средств на реконструкцию и строительство инженерных коммуникаций, уверен Сергей Винарский, директор МУП «Водоканал»: механизма по привлечению частных инвестиций нет, а государственные деньги приходят крайне медленно. Об этом же сказал Владимир Потапов, генеральный директор ЗАО «Байкалэнерго»: проблемной зоной компании являются котельные. «Мы ежегодно вкладываем средства в их реконструкцию, ремонтируем объекты, но без инвестиций, софинансирования, какой-то другой поддержки мы не доведем эти объекты до современного уровня эффективности», — отметил он. Василина Шунова подтвердила мнения обоих экспертов о нехватке средств: «Процесс получения поддержки из областного и федерального бюджетов сложный. Казна Иркутска не обладает достаточными средствами, чтобы инвестировать в сети. Кроме того, есть ограничения по закону: например, мы не можем прийти на сети «Иркутскэнерго» и профинансировать их». Таким образом, оказалось, что сегодняшнее безаварийное благополучие в зимний период держится лишь на собственных инвестициях сбытовых компаний.

Проблема прямых платежей

Ирина Гладышева считает, что сферу ЖКХ могло бы субсидировать государство, но сегодня оно вкладывает деньги не в то направление: «Ежегодно областной бюджет возмещает субсидии в размере 2,5 млрд рублей выпадающих доходов по сфере ЖКХ. В ином случае эти средства можно было бы направить на инвестиции». Ирина Гладышева знает, о чем говорит: ранее она занимала пост начальника управления жилищной политики и стратегического развития министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области. Ныне она — первый заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов региона.

А тем временем, несмотря на субсидирование со стороны областной власти, долги населения за услуги ЖКХ продолжают расти:

на 1 января 2014 года сумма долгов жителей Иркутской области составила 7 млрд рублей, а собираемость платы с местных жителей за услуги в среднем составила 91% (ранее — 95%).

В среднем по России собираемость составляет 94%, то есть Приангарье упало значительно ниже российского уровня. Участники делового завтрака мечтательно вздохнули, когда представили, что эти 7 млрд можно было бы направить на развитие. Но пока мечты остаются только мечтами.

Неплатежи населения волнуют сбытовые компании очень сильно. Они активно решают вопрос, как же сделать так, чтобы деньги за оказанные услуги поступали им как можно быстрее. Один из вариантов — напрямую заключать договоры об оказании услуг с людьми и, соответственно, напрямую получать от них деньги. На этом вопросе участники делового завтрака разделились во мнении. Сергей Винарский, например, высказался против заключения прямых договоров — по его мнению, эта деятельность, непрофильная для сбытовых компаний, потребует увеличения штата и серьезных издержек для компании, что в конечном итоге скажется на росте тарифа. Но с ним не согласился Алексей Кохо, директор платежной системы «Город»: он отметил, что население платит исправно, но деньги часто задерживаются управляющими компаниями, а при прямой работе «сбытовик — потребитель» этого не будет. За прямой сбор платежей высказался также Сергей Бабкин, директор ООО «Иркутскэнергосбыт».

Прогнозируемый всплеск неплатежей

Обсудив действующие проблемы сферы ЖКХ, участники делового завтрака перешли к проблемам грядущим. Ведущая Яна Абалымова напомнила, что с 1 сентября для населения вводится новый платеж — за капитальный ремонт многоквартирного дома.

До 1 июля собственники должны проголосовать, где именно они будут копить деньги — на спецсчете дома или на счете регионального оператора, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.

Ирина Гладышева, как представитель фонда, призывает жителей воспользоваться их услугами — так люди обеспечат сохранность своих денег: взносы, поступающие в фонд, являются защищенными и будут расходоваться только на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов в соответствии с региональной программой.

Но при этом пока, отметила Ирина Гладышева, люди очень мало интересуются деятельностью фонда — в день они консультируют всего три-пять человек. В большинстве своем население не хочет вкладывать средства в «общий котел», чтобы на их деньги ремонтировались соседние дома. Но, уверена эксперт, такой подход оптимален лишь для новостроек, которым капремонт понадобится через 20-25 лет: за это время люди успеют накопить нужную сумму на спецсчете. А вот старым домам, которым ремонт нужен уже сейчас, при создании жильцами личного счета не на что будет ремонтировать дом — потребуется ждать несколько лет, чтобы накопилась нужная сумма. Им разумнее копить средства на счете регионального оператора.

Но какой бы способ накопления средств люди ни выбрали, Тамара Винарская, начальник управления жилищно-коммунальными системами ОАО «Иркутскэнерго», прогнозирует всплеск неплатежей и недовольства населения. По ее мнению, ситуация будет развиваться так же, как в свое время с ФЗ№185: чтобы люди осознали необходимость ремонтировать свое жилье и поддерживать его в надлежащем виде, потребуется несколько лет.

Благодарим за помощь в организации мероприятия ресторан бизнес-отеля «Дельта»