Жизнь в бересте

«Все в бересте!» — восклицает Михаил Моролев, взмахивая в воздухе руками. Смеется и указывает на выдвижные ящики, приставленные к стене, из которых выглядывает береста, на коробки, расставленные тут и там по маленькому дивану, а из них опять виднеются полоски бересты, берестяные коробочки и корзинки. Та же картина — на подоконнике, на полках, на шкафах, на полу. В этой комнате находится мастерская. Их у четы Моролевых много: дома, на даче, в гараже, на работе — в детском доме №1, и даже в машине. Там, где появляется кто-то из супругов, непременно создается мини-мастерская, потому что Михаил и Светлана бересту всегда носят с собой. На то они и берестянщики.

Михаил Моролев верит в целебную силу бересты и считает, что каждое изделие несет в себе энергетику. Фото Евгения Козырева

Кепки к БЭФу

«Какая она, береста? С характером?» — спрашиваю Михаила Моролева.

Он сидит за своим рабочим столом, у станков, с помощью которых пробивает в бересте специальные выемки, чтобы изделия получились ровными и аккуратными. Устройства эти придумал и соорудил сам, чем весьма облегчил свой труд. Работать с берестой сложно: занятие кропотливое, требует много времени, усидчивости, терпения и внимательности.

«Береста, она разная, — говорит мастер и берет в руки небольшой кусок материала. — Сортов двадцать наберется. Одна лохматая, другая — ровненькая, гибкая. У каждой свой характер. Сама по себе, по природе своей очень жесткая. Перед тем как начать работать, мы ее распариваем в горячей воде, потом отделяем верхний слой, и можно мастерить. Здесь главное — работу начинать с вдохновением и хорошим настроением. Иначе ничего не выйдет. Ведь это ремесло — тоже творчество и требует особого душевного настроя».

Заготавливают материал для работы в определенное время, в конце весны, когда береза дает обильный сок. Найти подходящее дерево — дело важное, абы какая береза не подойдет, а испортить нельзя, потому что жалко растение губить. «Срезаешь кору, и у дерева прощения просишь. Объясняешь, мол, для дела нужно, ты уж прости, — рассказывает мастер. — Обычно кору снимаем с тех деревьев, которые под вырубку идут».

Чего только не мастерят супруги Моролевы из бересты — всех наименований изделий и не счесть. Всевозможные туеса, шкатулки, хлебницы, сувениры, даже ложки и головные уборы! Постоянные клиенты — местные чиновники, которые регулярно делают заказы, просят изготовить сувениры с именными надписями для почетных гостей. К нынешнему Байкальскому экономическому форуму Моролевы смастерили из бересты сотню кепок. Супруги — постоянные участники ярмарок, фестивалей, массовых праздников и выставок не только в Иркутске, но и в других регионах. Я, например, в первый раз повстречала умельцев во время этнического фестиваля «Ердынские игры-2011», где среди участников на ура расходились игрушки и поделки из дерева и бересты, изготовленные иркутскими мастерами.

Березовый дух

А началось все двадцать лет назад. Вспоминая то время, Михаил Моролев говорит, что берестяной промысел был для него неизбежен, рано или поздно руки сами бы попросили. Помогла ему обрести такое творчество Любовь Дмитриева — руководитель творческой мастерской «Берестень», где шьют народные костюмы, плетут кружева и расшивают полотенца. Эту умелицу Михаил встретил случайно, после чего стал ее учеником по бересте. «Тебя-то я и искала!» — сказала мне она, когда мы познакомились, — вспоминает мастер. — Стал я учиться, втянулся, и теперь дня не проходит, чтобы не брал в руки бересту или не размышлял о том, чего бы нового придумать и смастерить». И тут уже не разберешь: то ли Михаил нашел бересту, то ли она его…

О целебных свойствах бересты русский народ знал издревле, когда еще люди в лаптях ходили и посуду из березовой коры делали. В берестяном туеске пища долго не портилась, хлеб не черствел, измельченной берестой заживляли раны, а отваром лечили разные недуги.

Если не руки, то голова берестой у Михаила занята всегда. Впрочем, как и у его жены Светланы. «Десять лет живу с Мишей, и все это время занимаюсь берестой, — говорит она. — Сразу руки сами потянулись. Делала небольшие изделия, помогала мужу, а потом увлеклась. Во-первых, это народное творчество, которое мы с мужем возрождаем и знакомим с ним других людей. А во-вторых, будет чем на пенсии заниматься».

Супруги помогают друг другу, подсказывают идеи, вместе думают над тем, как сделать игрушку интереснее, ярче, привлекательнее. Хотя и без изысков их изделия смотрятся мило и притягивают внимание всякого, кому приходится видеть творчество мастеров. Может все дело в популярности древних ремесел, которые в России стали возрождать несколько лет назад. А может, всему причина — сила бересты. В нее верит Михаил Моролев.

«Взял туесок, прижал левой рукой к сердцу, правой потянул за ручку и открыл. И в этот момент береста делится с тобой своей силой, энергией. Это же дерево, оно живое. А уж береста, она же и целебными свойствами обладает», — рассказывает мастер.

О целебных свойствах бересты русский народ знал издревле, когда еще люди в лаптях ходили и посуду из березовой коры делали. В берестяном туеске пища долго не портилась, хлеб не черствел, измельченной берестой заживляли раны, а отваром лечили разные недуги. Из березы также получают деготь — один из компонентов ихтиоловой мази. К тому же, первая письменность на Руси появилась на бересте — все знают о берестяных грамотах. Даже для младенцев мастерили колыбельные из бересты: люди верили, что в такой колыбели ребенку спится также сладко, как на чистом воздухе, в березовой роще. Да и веники, чтобы в бане париться, не просто так из березовых веток делают, а потому, что в них заключается целебная сила. Китайские врачи, между прочим, называют березу «русским женьшенем».

А одним из самых популярных берестяных изделий в старину было очелие («о» — вокруг, «чело» — лоб) — плетенный древнерусский головной убор, который изготавливался из слоя коры березы, прилегающего к стволу дерева. Считалось, что очелие снимает головную боль, нормализует давление, защищает от порчи и дурного сглаза, а также восстанавливает энергетику человека. «Главное — с добрым словом на себя надеть очелие», — верит Михаил Моролев.

«Ох, и балагур он! Людям чего только не рассказывает на ярмарках и выставках, а те и рады слушать», — смеется Светлана. А Михаил продолжает: «Есть, например, у нас игрушка — дятлы по тонкой палочке стучат с обеих сторон. Так в этой игрушке тоже есть свой смысл: она для супругов предназначена и означает, что муж и жена всегда должны в одну точку в унисон стучать, то есть думать и решать заботы вместе».

Популярны талисманы и обереги из бересты. Например, подкова, на которой выбито слово «Счастье». «А знаете, откуда пошло слово «счастье»?» — спрашивает умелец и тут же сам отвечает на свой вопрос: «Счастье — значит, стань частью. То есть это единство со Вселенной. Ведь в жизни все взаимосвязано. А если подкову перевернуть, то она получает форму чаши. Чаша — накопитель положительной энергии. Это защита и счастье. Когда касаешься рукой бересты, то чувствуешь связь с природой».

Главное — чтобы человек изделием из бересты пользовался, если уж оно ему в руки попало. А иначе это получится безделица, она быстро состарится, испортится и потеряет внешний вид. Если же вещью пользоваться и не забрасывать в дальний ящик от глаз подальше, то служить она будет много лет. Здесь, опять же, причина в обмене энергией и в том, что мастер в каждое изделие свою душу вкладывает, объясняет Михаил Моролев.

Способов обработки бересты с древних времен придумано много. Материал разрисовывают, теснением делают различные рисунки и надписи, выскабливают узоры. В ремесле используют различные материалы — фольгу, мех, кусочки кожи и другие подручные средства. У каждого мастера — свой почерк, свои приемы и маленькие хитрости, которыми, как правило, предпочитают не делиться.

И ни одного ученика…

Супруги Моролевы — оба педагоги, работают в детском доме №1. Здесь создана целая артель, где детишек учат берестяному ремеслу. «Детский дом — это маленькое государство. Дети оттуда чаще всего выходят не приспособленными, привыкшими, что им кто-то должен помогать, содержать их. Растут потребителями и иждивенцами, если их не научить работать своими руками», — говорит мастер.

Светлана и Михаил как раз учат этому — работать руками. Воспитанники бывают разные. Если у ребенка не получается изделие, то он расстраивается и бросает занятие. И здесь важно, чтобы учитель оказался рядом, подсказал, помог. «В старину игрушки делали из того, что было. Обстоятельства вынуждали. К тому же ребенку, чтобы играть, достаточно палочки и колечка, и можно фантазировать, придумывать», — говорит Светлана.

Детей много, но у Михаила нет ни одного ученика. То кого-нибудь из начинающих учеников забирают приемные родители, то дети вырастают и уходят из детдома. И до сих пор не появился ни один подмастерье, который, как и сам мастер, загорелся бы старинным народным ремеслом и продолжил дело Моролевых.

Новых идей и задумок у иркутских берестянщиков — множество. Наверное, столько же, сколько по их квартире берестяных ленточек, обрезков, коробочек и пищалок. Будь побольше времени, можно было мастерить, мастерить и мастерить. Однако то работа в детском доме, то очередной заказ поступил и надо в срок изготовить сотню именных подарков, то еще на что-нибудь приходится отвлекаться. И так — изо дня в день. Хотят супруги заняться изготовлением детской деревянной игрушки. Сегодня в их квартире живет мышка из бересты, ангелочек и колобок на русской печи — оберег и хранитель домашнего очага. Еще есть деревянный заяц, а в будущем появятся и другие новые обитатели этого славного жилища, где все в бересте.

Евгения Липина