Жизнь по секвестру

Бюджет Приангарья сокращается пропорционально по всем статьям
Правительство Иркутской области решило не секвестировать бюджет региона на все 9 млрд рублей, которые, как предполагается, он не получит. Пока чиновники остановились на урезании расходов казны на 4 млрд рублей, еще свыше 5 млрд осталось в зоне риска — они сохранены в бюджете, но возможность недополучения этих средств очень велика. Теперь бюджет должен быть одобрен парламентом, но депутаты сочли, что подход Минфина к секвестированию не совсем верен — нельзя сокращать все сферы поровну, без учета их значимости для жизни людей.

На прошедшей неделе правительство Иркутской области внесло в Законодательное собрание региона проект корректировки бюджета текущего года. В течение двух дней документ, предполагавший значительное секвестирование региональной казны, обсуждался в областном парламенте. Изначально представители исполнительной власти озвучивали сумму сокращения в 9 млрд рублей, однако пока доходы будут урезаны только на 3,8 млрд (6,1%), а расходы — на 3,9 млрд рублей (6%). Оставшиеся 5,2 млрд рублей представители регионального министерства финансов называют «воздушной подушкой» — это доходы, которые пока сохранены в бюджете, но есть высокий риск их недополучения.

По словам заместителя министра финансов Приангарья Алексея Зезули, ведомство намерено тем или иным способом решить проблему получения этих средств, но гарантий того, что это удастся, дать нельзя. Из этой суммы основная доля — порядка 4 млрд рублей — приходится на налог на прибыль организаций. Предполагается, что поступления от него в этом году снизятся в два раза по сравнению с планировавшимися объемами.

Контрольно-счетная палата Иркутской области провела проверку внесенного в региональный парламент проекта. Как отметила ее председатель Ирина Морохоева, в большей мере секвестирование затронуло национальную экономику, образование, здравоохранение, межбюджетные трансферты, а также областные целевые программы. Так, например,

Расходы на здравоохранение сокращены почти на 1 млрд рублей, из которых 418 млн рублей предназначались на содержание всей структуры — от министерства до лечебных учреждений.

На 29% сокращены расходы на медикаменты, на один день стационарного лечения больного сейчас закладывается всего 92 рубля на лекарства при потребности 314 рублей, что на 37% меньше уровня 2008 года. Представители Минфина при этом заявили, что сокращение расходов по всем министерствам шло пропорционально. Однако председатель бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов напомнил им, что, помимо арифметических расчетов, есть еще и такое понятие, как «жизненные показания», и в этом плане здравоохранение трудно ставить на один уровень с другими сферами.

Серьезные сокращения коснулись и еще одного сектора бюджетной сферы — блока, курируемого министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области. После того как его глава Семен Круть первым провел полную оптимизацию расходов своего ведомства, сократил более двух тыс. человек, за что и был поставлен в пример другим чиновникам предыдущим главой региона, новая бюджетная раскладка требует от него сокращения затрат еще более чем на 200 млн рублей. Министр подчеркнул, что в его сеть входит 103 учреждения, из которых 86 являются местами постоянного проживания людей, а дальнейшая оптимизация может привести только к закрытию этих социальных организаций.

В значительной мере секвестирование скажется и на муниципальных образованиях: расходы на межбюджетные трансферты согласно проекту должны быть сокращены на 1,728 млрд рублей.

Из этой суммы 1 млрд рублей — это целевые федеральные деньги, а свыше 700 млн рублей — субсидии и субвенции из регионального бюджета. При этом большая часть этих средств должна была быть направлена на дотирование выплат заработной платы в муниципалитетах. Кроме того, 478 млн рублей территории потеряют в результате сокращения почти на 1 млрд рублей областных целевых программ.

Между тем, как отметил присутствовавший при обсуждении бюджета мэр города Бодайбо и Бодайбинского района Евгений Юмашев, ситуация в территориях и без того складывается очень тяжелая, в частности в его муниципальном образовании требуется на самые необходимые расходы порядка 326 млн рублей, при этом выпадающие доходы из-за того, что в областной бюджет забрали часть налогов, составляют более 200 млн рублей, а компенсировал Минфин им пока только 27 млн рублей. В результате территория не может полностью расплатиться с поставщиками топлива, а те в свою очередь отказываются от дальнейшего сотрудничества — и подготовка к зиме оказывается под угрозой срыва.

Помимо всего этого при корректировке бюджета в нем вновь не учтена кредиторская задолженность, не прописаны как ее объемы, так и схема погашения. Уже «легендарной фразой» назвал вице-спикер областного парламента Геннадий Истомин слова Александра Ведерникова о том, что кредиторка будет выплачиваться в рассрочку по схеме 1/12 или 1/24 каждый месяц. Реально же эта схема и в скорректированном варианте бюджета вновь не упоминается. Между тем, как отметил депутат Гайдар Гайдаров, средства, которых, по мнению регионального правительства, должно хватить до конца года на содержание различных учреждений бюджетной сферы, закончатся уже в августе из-за того, что их руководители все равно вынуждены расплачиваться с долгами, иначе поставщики просто откажутся с ними работать.

В то же время в новом варианте бюджета резервный фонд правительства региона увеличивается со 100 млн рублей до почти 1 млрд рублей,

что вызвало серьезное недоумение у депутатов. Средства, находящиеся в этом фонде, исполнительная власть может использовать по своему усмотрению, не согласовывая ни с депутатским корпусом, ни с какими-либо еще органами. По мнению парламентариев, если уж в условиях жесткого дефицита такие суммы закладываются в резервный фонд, чтобы оставить властям пространство для маневра, то необходимо принять соответствующий закон и сделать использование данных средств подконтрольным и открытым.

Помимо этого, бурный протест депутатов вызвало то, что при корректировке бюджета в нем совершенно не были учтены пункты постановления Законодательного собрания об утверждении бюджета 2009 года. В частности не заложены деньги на те объекты, под которые обещано или уже поступило в наш регион федеральное софинансирование. В том числе речь идет о средствах на завершение строительства и реконструкции корпуса областного перинатального центра.

Комментируя спорную ситуацию, возникшую при обсуждении бюджета, временно исполняющая обязанности министра финансов Татьяна Поронова заявила, что «у министерства финансов нет единомышленников, но с прошлого года все управление бюджетными средствами происходит в ручном режиме — приоритеты финансирования определяются на заседаниях специально созданной комиссии». Ее позицию поддержал и заместитель председателя правительства Иркутской области, курирующий финансовую сферу, Александр Ведерников, признавший, что, «безусловно, нельзя экономить на всех перечисленных проблемах, но сначала нужно найти, где высвободить нужные средства».

В результате двухдневных обсуждений бюджета депутаты так и не смогли сформировать окончательную позицию относительно предложенного к их рассмотрению документа.

Сергей Курилов предложил рекомендовать его к принятию на июньской сессии только в первом чтении и одновременно готовить поправки, которые будут рассмотрены на еще одном заседании комитета перед сессией.

В свою очередь минфин области рассчитывает, что на этом заседании областного парламента изменения в бюджет будут приняты не только в первом, но и в окончательном чтении. По словам Алексея Зезули, это позволит незамедлительно начать переговоры с Министерством финансов РФ по предоставлению трехлетнего бюджетного кредита. В то же время, если принятие бюджета в окончательном варианте будет отложено, то область сможет обратиться в Минфин только в августе-сентябре и, соответственно, получить средства только в октябре.

Елена Петрова