Живой проект или черная дыра?

Особые экономические зоны в России в последнее время на слуху, и Бурятия не исключение. Долгие годы ОЭЗ были самыми крупными потребителями бюджетных средств, но оказались едва ли не на грани закрытия, после того как в стране снова начали считать деньги. О сложностях в турзоне «Байкальская гавань» после прекращения федерального финансирования заявил глава Бурятии Вячеслав Наговицын, а Владимир Путин дал задание проинспектировать стройки века.

По данным Министерства экономики Бурятии, на сегодня в создание инженерной инфраструктуры турзоны вложено более 4,7 млрд руб.

Тема эффективности расходования бюджетных средств при строительстве особых экономических зон туристского типа в ряде регионов зазвучала с новой силой после того, как вопрос затронули в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным активисты Общероссийского народного фронта. Они посетили 17 особых экономических зон от Хабаровска до Пскова и не увидели достижений, о которых сообщали чиновники. Заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко считает, что выделенные АО «Особые экономические зоны» средства оседают на банковских счетах с целью получения прибыли. Всего на создание и развитие ОЭЗ планировалось потратить более 51 млрд рублей (по данным годового отчета Минэкономразвития за 2014 год) из федерального бюджета. При этом в ходе мониторинга выяснилось, что три зоны за восемь лет так и не начали функционировать. Одной из исследованных зон стала и «Байкальская гавань» Бурятии. На ее создание и развитие было запланировано более 22 млрд рублей, потрачено 4,4 млрд рублей, а инфраструктура построена только на двух участках из пяти. Особая экономическая зона так и не вышла на планируемый этап развития, заключили эксперты ОНФ.

Гавань без кораблей

Особую экономическую зону «Байкальская гавань» в Бурятии строят уже восьмой год, с 2007-го. За это время пустое побережье возле села Турка значительно изменилось, и сначала перемены были разительными — сравняли с землей половину горы, освободившееся место заполнили разного размера сине-белыми домиками, забетонировали и обнесли витой решеткой берег, поставили и торжественно открыли маяк. Пожалуй, именно маяк и стал наиболее заметным на сегодня результатом проекта — высокое сооружение украшает фотографии жителей республики и туристов. В самой турзоне строительная техника появляется все реже, сегодня хоть какие-то работы ведет только один резидент.

Бюджетные поступления, в первое время лившиеся потоком, сегодня превратились в небольшой ручеек, со временем и вовсе пересохший. Летом этого года власти Бурятии впервые заявили, что Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) не справляется со своими обязанностями.

«Причиной этому является большое количество турзон по всей стране», — заявил тогда в ходе пресс-конференции глава Бурятии Вячеслав Наговицын, отметивший, что и обязательства по финансированию ТРТ ОЭЗ «Байкальская гавань» также были сорваны.

— Со стороны республики проведено перефинансирование, подписанное с агентством. И сегодня, для того чтобы уравнять наши условия софинансирования, РосОЭЗ должна инвестировать в турзону 2,5 млрд рублей. Мы свои 24% инвестировали полностью. Задолженность РосОЭЗ тянется уже второй год. Выделение средств остановлено, и такая политика неправильная, она дезориентирует инвесторов и не дает ответа на вопрос, а что же делать субъектам? Развивать нам дальше турзону или замораживать? — задавался вопросами глава РБ.

Про лицо и хвост

Турзона состоит из пяти участков — «Турка», «Пески», «Горячинск», «Бухта Безымянная» и «Гора Бычья». По данным Министерства экономики Бурятии, на сегодня в создание инженерной инфраструктуры вложено более 4,7 млрд руб. (3 млрд — средства федерального бюджета, 1,73 млрд руб. — средства республиканского бюджета), финансирование было направлено на строительство обеспечивающей инфраструктуры на участках «Турка», «Пески», «Гора Бычья», а также разработку документации участков «Горячинск» и «Бухта Безымянная».

При этом «лицом» турзоны принято считать участок «Турка». Сюда возят туристов, потенциальных инвесторов, чиновников и участников различных фестивалей и конференций. Этот участок полностью готов к освоению, отмечают в минэкономики, завершено создание всей необходимой инженерной инфраструктуры. Та же ситуация и с «Песками», где в 2015 году завершилась регистрация построенных внутриплощадочных сетей водопровода, продолжилась работа по оценке запасов подземных вод на водозаборных сооружениях. Говорить о хотя бы близкой степени готовности на остальных площадках турзоны Бурятии никак нельзя.

Дело в том, что изначально республика приняла решение развивать все участки по очереди, начиная с «Турки», «Песков» и «Горы Бычьей». В итоге все деньги были сконцентрированы на первых двух площадках, что позволило обеспечить там всю необходимую инфраструктуру.

— Инфраструктура в «Турке» и «Песках» вся завершена и сдана. Так что здесь мы комфортно себя чувствуем перед резидентами, которых на сегодня 13. Мы брали обязательства, что построим инфраструктуру, а они создадут туристическую индустрию, — комментировал глава РБ.

Однако так и не дошедшая очередь до Горячинска, Бухты Безымянной и Горы Бычьей спровоцировала серьезную проблему. Эти участки изначально предполагались для создания лыжного курорта и заполнения турбаз в зимний период. Сейчас же без федерального финансирования инвесторам потребуется создавать там инфраструктуру за свой счет. Согласится ли кто-нибудь на это, пока не ясно.

— Теперь надо найти таких резидентов, которые взяли бы на себя составляющую не только туристическую, но и инженерную — вплоть до строительства линий электропередач, дорог, систем водоочистки и так далее. Это значительно удорожает проект. Например, сейчас мы ведем расторжение договора по «Горе Бычьей», где резидент не готов на такие большие подвиги, — сообщил Вячеслав Наговицын. При этом, по его словам, еще остаются желающие реализовать свои проекты, несмотря на удорожание, на участке «Горячинск».

— Мы очень надеемся, что они не передумают, — говорит Наговицын. — И тогда мы первоначальную концепцию выполним, и все курорты турзоны будут действовать эффективно. Если не будет «Горы Бычьей» и «Горячинска», эффективность «Турки» и «Песков» резко снижается, потому что бизнесу нужно будет собрать деньги за 3 летних месяца, чтобы оправдать затраты.

Паломники и китайцы

— Вячеслав Владимирович прав, когда говорит о рисках короткого высокого сезона, — прокомментировал ситуацию АН Евгений Малыгин, представитель ООО «Байкал-Инвест» в Бурятии, единственной на сегодня компании, ведущей строительные работы в турзоне. — Действительно, те два участка, на которых инженерная инфраструктура практически готова («Турка» и «Пески»), рассчитаны на летний отдых.

То есть сейчас мы поставлены в двойственную ситуацию — вроде бы формально условия со стороны государства соблюдены, но по факту мы понимаем, что полной загрузки, которая позволит окупить предполагаемый объем инвестиций, мы не добьемся.

То есть то строительство, которое сейчас наша компания ведет на участке «Турка» — исключительно на свой страх и риск.

Среди причин такой ситуации Малыгин называет в частности бюрократическую неповоротливость системы. Там, где речь вначале шла об окончании строительства целых комплексов в декабре 2013 года, только разрешение на строительство удалось получить лишь в апреле-мае 2013. Это повлекло за собой и перебои в инвестициях, и срыв сроков, указанных в соглашениях резидентов.

— Поэтому мы и имеем то, что имеем — несколько деревянных домов «Байкал-Инвеста» и нулевой цикл «Интерры». Остальные на стройплощадку не вышли, — заметил Малыгин.

Отметим, в конце ноября на заседании экспертного совета по особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа в Москве были рассмотрены бизнес-проекты двух новых резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Одна из компаний, ООО «Ойхан», намерена построить в турзоне буддийский храмовый комплекс. Второй резидент, ООО «МТК Дженькей-Байкал», планирует заняться строительством туристического комплекса для китайских туристов на 480 мест.

Между тем вопрос об инспекции турзон остается в силе. Владимир Путин согласился с тем, что необходимо проверить эффективность расходования средств и при этом изучить предложения по повышению продуктивности работы ОЭЗ. Так что в ближайшее время, вполне вероятно, станут известны новые увлекательные подробности общероссийского проекта. И, возможно, к туризму они будут иметь самое отдаленное отношение.

Марина Денисова