Живое слово

Байкальского фестиваля поэзии
Прибайкалье богато фестивалями разного толка — посвященными кино и театру, народным промыслам и классической музыке, православной культуре и танцам. Культурный голод в Приангарье утоляется различными энтузиастами практически во всех областях искусства. И, безусловно, главным событием в литературной, а точнее поэтической жизни Иркутска и окрестных городов является ежегодный Фестиваль поэзии на Байкале, который исправно знакомит жителей области с лучшими поэтами, пишущими сегодня стихи на русском языке во всем мире.

Имени Анатолия Кобенкова

Фестиваль поэзии на Байкале был основан в 2001 году иркутским поэтом Анатолием Кобенковым, в то время возглавлявшим местное отделение Союза российских писателей. Когда-то отучившись в Литературном институте имени Горького (в Москве) и сумев приобрести там множество друзей — поэтов первой величины, он захотел, чтобы столичная литературная жизнь раз в год на несколько дней перебиралась в Иркутск, на Байкал.

Первый фестиваль получился просто грандиозным: в Приангарье съехались около 30 авторов. Причем среди них были как российские поэты (Александр Кушнер, Юрий Кублановский, Евгений Евтушенко, Олег Хлебников, Евгений Чигрин), так и представители других языковых культур: Альба Асусена Торрес (Никарагуа), Лилиан Жиродон и Анри Делюи (Франция), Збигнев Доминиак (Польша), Раймонд Макнис (США).

Кто есть кто
Кобенков Анатолий Иванович (1948-2006) — поэт, эссеист

Известен также и как литературный, театральный критик, переводчик еврейских, латышских и польских поэтов. Родился в Хабаровске. Жил в Биробиджане, Ангарске, Иркутске. Работал слесарем, геологом, редактором заводского радио, корреспондентом газеты «Советская молодежь». Окончил Литературный институт имени Горького. Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза писателей, организовал Международный фестиваль поэзии на Байкале, Дни памяти отца Александра Меня. Редактор-составитель иркутских альманахов «Зеленая лампа» и «Иркутское время». Автор журналов «Новый Мир», «Знамя», «Континент», «Арион», «Огонек». Переведен на английский, французский, испанский, чешский, польский, латышский и другие языки. Первую книгу стихотворений выпустил в восемнадцать лет. Всего их вышло двенадцать («Улицы», «Вечера», «Я однажды лежал на зеленой траве», «По краям печали и земли», «Круг» и других) — плюс книга эссе, посвященных сибирским поэтам «Путь неизбежный». Особенно много Анатолий Кобенков сделал для молодых поэтов и писателей, помогая в самосовершенствовании и литературной карьере; придумал для их дебютов книжную серию «Барка поэтов». В 2005-2006 гг. вместе с Кириллом Ковальджи принимал активное участие в работе интернет-журнала молодых писателей России «Пролог». Скончался 5 сентября 2006 года в Москве.

Первый фестиваль сразу задал высочайшую планку в плане качества поэтических текстов, но также и предопределил формат и некие векторы развития на будущее. Так, фестиваль 2002 года, хотя и проходил менее масштабно, зато был тематическим. Круг поэтов, приглашенных в Приангарье, ограничился авторами, в первую очередь пишущими для детей, но также (по совместительству) и переводчиками. Григорий Кружков, Марина Бородицкая, Михаил Яснов, Игорь Иртеньев… Примкнул к ним и главный редактор первого (и на тот момент единственного) в России журнала поэзии «Арион» Алексей Алехин. Творческие вечера (как авторские, так и коллективные) на ведущих площадках города, мастер-классы для местных начинающих стихотворцев, круглые столы с обсуждением актуальных тем современной поэзии, выезды по городам и поселкам области — с этого момента весь этот набор мероприятий вписался в обязательную программу фестиваля поэзии на Байкале.

Каждый последующий год фестиваль был посвящен той или иной теме, актуальной для развития русской поэзии. Третий поэтический форум посвятили теме «Поэт и провинция» (в 2003 году в Иркутск, кроме столичных авторов, съехались поэты из Красноярска, Новосибирска, Перми, Лесогорска, Братска). Четвертый фестиваль — «Поэзия русского Зарубежья» — объединил на берегах Байкала русскоязычных стихотворцев, живущих по разным причинам за границей (Александра Радашкевича из Франции, Ларису Щиголь из Германии, Равиля Бухараева и Лидию Григорьеву из Англии, Андрея Грицмана из США). Пятый фестиваль поднял тему поэтических школ русской поэзии: петербургскую школу представлял Евгений Рейн, московскую — Виктор Куллэ; на существовании Ташкентской поэтической школы настаивал Санджар Янышев.

Фестиваль поэзии на Байкале с первых дней своего существования был обязан (и обязан до сих пор) личности Анатолия Ивановича Кобенкова, чья неуемная энергия и организаторский талант (не только поэтический, в котором не сомневается никто) позволили проводить в Иркутске и области настоящий праздник поэтического слова. Причем фестиваль был задуман так, чтобы быть ориентированным прежде всего на читателей, а не на самих поэтов, как это часто бывает на подобных мероприятиях в других регионах. И публика всегда была благодарна Союзу российских писателей за это — во все годы мероприятия фестиваля всегда имели своего слушателя, зрителя, заинтересованного читателя, истосковавшегося по живому поэтическому слову.

Даже перебравшись в Москву, Кобенков не оставил свое главное иркутское детище и продолжал заниматься организацией фестиваля. Фестиваль 2006 года сложился, по его признанию, «без руля и ветрил», хотя собственное нахождение в столице предсказуемо определило выбор именно московских поэтов в качестве участников нового праздника поэзии на берегах Байкала. В тот год гостями стали Ирина Ермакова, Кирилл Ковальджи, Тимур Кибиров и Дмитрий Веденяпин. Однако фестиваль 2006-го стал последним в жизни самого организатора — в сентябре ушедшего из жизни.

Первый фестиваль «без Кобенкова», прошедший в 2007 году, был, в сущности, посвящен его памяти. Тогда, чтобы почтить память его основателя, в Иркутск приехали поэты Максим Амелин, Виталий Калашников, Виктор Куллэ и бывший иркутянин, помогавший Анатолию Ивановичу проводить фестивальные встречи, Виталий Науменко. В Иркутском отделении Союза российских писателей даже подумывали о том, чтобы и всему фестивалю поэзии присвоить имя Анатолия Кобенкова, но от идеи отказались, поскольку к этому времени поэтический форум уже стал самостоятельным брендом, известным не только по всей России, но и за ее пределами.

Новый виток

Перед Иркутским отделением Союза российских писателей встала главная задача — продолжить проведение фестиваля поэзии во что бы то ни стало и на должном уровне. Правда, это удалось не сразу. Восьмой фестиваль, по существу, ограничился лишь одним дорогим гостем, хотя и местного происхождения. В 2008 году в Иркутске прошли праздничные мероприятия, посвященные 75-летнему юбилею поэта Евгения Евтушенко. Юбилейный вечер его имени состоялся на сцене Иркутского драматического театра при полном аншлаге, но все-таки полноценным фестивалем все это назвать было нельзя, отмечают в иркутском отделении Союза российских писателей. Впрочем, в сентябре должен был состояться второй этап фестиваля, но разразившийся кризис сорвал все планы.

Привлеченные жаждой поэтического общения на Фестиваль поэзии на Байкале каждый год съезжаются стихотворцы из соседних городов и регионов.

Фестиваль воспрянул уже на следующий год, вновь заявив тему и разговоры вокруг нее: в 2009 году он объединил читающих и поющих свои стихи авторов, попросту говоря, поэтов и бардов. Иркутск вновь окунулся в поэтическую атмосферу благодаря Максиму Амелину и Виктору Куллэ, уже известным иркутской публике по прошлым фестивалям, но также познакомился с новыми для себя именами: Александром Кабановым из Киева и Бахытом Кенжеевым из Нью-Йорка. Гостями «песенной» части фестиваля стали столичные авторы-исполнители Юрий Лорес и Сергей Корычев. Одной из самых ярких частей фестиваля 2009 года стала байкальская программа — впервые она проходила в течение двух дней прямо на берегу Малого моря в виде затяжного гала-концерта поэтов и бардов, длившегося несколько часов и привлекавшего зрителей всех окрестных турбаз.

Юбилейный, десятый Фестиваль поэзии на Байкале ставил своей задачей повторить подвиг первого фестиваля и вновь собрал в Иркутске огромное количество авторов из самых разных уголков мира. Олег Чухонцев, Лев Рубинштейн, Вера Павлова, Бахыт Кенжеев, Сергей Гандлевский, Александр Кабанов, Максим Амелин, Андрей Коровин, Алексей Остудин — некоторые из этих имен уже вошли в учебники по истории русской литературы, и все вместе они продолжают вершить литературный процесс в России и в прямом смысле влиять на развитие русской поэзии сегодня. Привлеченные жаждой поэтического общения на фестиваль также съехались стихотворцы из соседних городов и даже регионов. Таким образом, количество авторов и участников фестиваля перевалило за 50 человек. Семидневная программа фестиваля утоляла поэтический голод жителей Иркутской области каждый день: творческие встречи и мастер-классы, дискуссии и выступления, поэтические вечера и лекции. На одном из круглых столов была затронута тема новых форм бытования поэзии, и впервые за историю фестиваля был проведен конкурс поэтических видеоклипов, который судили не только приглашенные гости, но местные кинематографисты. Общее количество посетителей всех мероприятий фестиваля в этот год побило все рекорды и составило почти три тысячи человек. Учитывая, что поэтические дни проводятся в самый трудный с точки зрения публики месяц года — июль, это позволяет сделать вывод о том, что поэзию в Иркутске любят и ждут.

11-й Фестиваль поэзии на Байкале, прошедший в Иркутской области в июле нынешнего года, получился более скромным, но не менее представительным. Московские поэты Мария Галина, Аркадий Штыпель, Михаил Айзенберг и Ирина Ермакова прилетели в Иркутск не только затем, чтобы почитать свои стихи, но и провести мастер-класс и поговорить с заинтересованной публикой на тему продолжения классических традиций в современной русской поэзии и возможности преемственности поколений. К этому подводила общая тема фестиваля «Учителя и ученики».

Взгляд в будущее

Новая команда кураторов фестиваля поэзии на Байкале — иркутские поэты Светлана Михеева и Артем Морс, возглавляющие сегодня иркутское отделение Союза российских писателей — видит будущее фестиваля в некой поэтической школе. Понабравшись опыта в 2010 году и уже проведя фестиваль в 2012-м, организаторы говорят о том, что нужно снижать возрастную планку гостей фестиваля. «В современном пространстве русской поэзии есть примерно около полусотни первоклассных, всеми признанных авторов. Все они — кто чаще, кто реже — являются постоянными гостями различных поэтических фестивалей, которые сегодня проводятся уже в нескольких регионах России, не говоря о Москве и Санкт-Петербурге, — говорит председатель Иркутского отделения Союза российских писателей Светлана Михеева. — Так или иначе наиболее яркие имена в нашем фестивале уже участвовали. Это не значит, что их теперь вообще не стоит приглашать. В истории фестиваля уже были случаи, когда некоторые поэты приезжали в Иркутск по несколько раз. Однако мы хотели бы знакомить иркутскую публику с новыми именами».

По замыслу организаторов, следующий, 12-й фестиваль поэзии должен пройти под знаком молодой поэзии. Тема так и сформулирована — «Поэзия молодых», и кураторы планируют пригласить в Иркутск именно молодежь, которая, впрочем, тоже уже добилась успехов на поэтическом поприще и прочно вошла в современный литературный процесс. «Мы хотим позвать в Иркутск авторов, которым еще нет тридцати или слегка за тридцать, — говорит Артем Морс. — Это должно очень осовременить фестиваль, омолодить его, ведь эти авторы говорят с публикой на сегодняшнем языке».

По словам кураторов, в рамках фестиваля предполагается, как обычно, провести несколько выступлений и круглых столов в Иркутске и других городах области, а вот образовательную часть несколько расширить и удлинить. «Мы хотим, чтобы мастер-класс длился несколько дней на одной из турбаз на берегу Байкала, чтобы начинающие авторы Иркутской области, в том числе и гости, получили вдоволь профессионального общения, плотнее познакомились друг с другом, — раскрывает планы Светлана Михеева. — Кроме того, если все сложится удачно с финансированием, мы позовем несколько мэтров, назовем их заслуженными поэтами, чтобы они проводили эту школу».

Фестиваль поэзии на Байкале, по словам кураторов, образовательную составляющую содержит в своей сути изначально: воспитывая поэтический вкус не только у публики, но и у подрастающих авторов. За более чем десятилетнюю историю, что длится фестиваль, в Иркутске уже успели вырасти несколько поэтов, которые сегодня активно проявляют себя не только в творчестве, но и участвуют в литературной жизни Иркутска и области. «Мы и сами в некотором смысле выросли как авторы на этом фестивале, — рассказывает Артем Морс. — И мы хотели бы, чтобы этот процесс продолжался, чтобы Иркутская область на поэтической карте России была представлена не только Юрием Левитанским, Евгением Евтушенко и Анатолием Кобенковым, но и новыми именами».

Антон Кокин