Живая память
Сегодня, даже спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, ответ на вопрос, который задает художник названием своей выставки, очевиден. Помнить — необходимо, и даже более того, память о случившихся ужасах является единственным оружием против их повторения в будущем и настоящем. Иначе наши предки напрасно отдали свои жизни за мирное небо над нашими головами.
«Идея этой выставки родилась еще 10 лет назад, когда я был на Международном славянском пленэре в Белгороде, посвященном 60-летию Победы. На меня большое впечатление произвела земля под поселком Прохоровка, где произошло одно из сражений и на которой до сих пор ничего не растет, — рассказывает художник Алексей Муравьев. — Я решил заняться этой тяжелой темой — изучил гору литературы, долго готовился, но сами работы все были написаны в этом году, за несколько месяцев. Должен сказать, что это далеко не первая моя персональная выставка, но она самая важная для меня».
Сюжетами полотен стали как жанровые зарисовки минувших боев: первые налеты фашистской авиации на Черноморский флот («Гибель эсминца») и Ленинград («Первый авиаудар по Ленинграду»), события Курской битвы, так и быт военного времени («872 дня», «Блокадный ужин», «Дорога жизни»). Представлены здесь и несколько портретов иркутских ветеранов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Среди них, например, иркутские живописцы Андрей Рубцов и Владимир Тетенькин, есть портреты родственников автора, прошедших всю войну («Портрет деда», «Дед Сергей»), а есть и собирательные образы тех, кто пережил страшные события Великой Отечественной («Мать героя», «Воспоминания»).
Культурной среде Иркутска Алексей Муравьев знаком как художник-реалист, чьи пленэрные зарисовки тяготеют к импрессионизму, но всегда наполнены собственными размышлениями и наблюдениями автора
Выставку сопровождает хорошо изданный каталог, специально выпущенный к открытию. Книга, по словам художника, сделана в формате мини-энциклопедии, где подробно описано каждое событие, послужившее сюжетом для картины.
«Культурной среде Иркутска Алексей Муравьев знаком как художник-реалист, чьи пленэрные зарисовки тяготеют к импрессионизму, но всегда наполнены собственными размышлениями и наблюдениями автора. В направлении военной тематики Алексей тоже не отступает от своей творческой сути, — говорит искусствовед Иркутского художественного музея Мария Моженкова. — Задача, которую поставил перед собой автор, сложна вдвойне, ведь он не являлся свидетелем изображаемых событий. И тем не менее ему удалось не впасть ни в излишний пафос, ни в слащавость».
То, как сумел увидеть и передать события 70-летней давности современный автор, еще можно увидеть в галерее «Дом художника». Выставка будет работать до конца мая. Осмотр экспозиции бесплатный.