Железный пони

Впечатления от езды на квадроцикле передать трудно. Это точно не сравнится с ездой на самом подготовленном внедорожнике, где ты все равно внутри кабины, а значит, «контакт» со средой неполный. И это не внедорожный велосипед, где в основном приходится надеяться на собственные мускульные усилия. По физическим ощущениям можно сравнить с поездкой на лошади, или, учитывая высоту посадки от земли, — на пони. Ноги так же плотно облегают «круп», этими же конечностями ощущаешь биение «сердца» и тепло «туловища». Да и «поводья» приходится держать так же крепко — уж больно сноровистая «лошадка».

Главное, что впечатляет — только ты решаешь, где именно и как тебе проехать. Даже самая обученная и тренированная лошадь хоть на мгновение, да задумывается перед преодолением какого-нибудь препятствия, и тогда всаднику нужно ее пришпоривать, передавать свою уверенность. Квадроцикл же пасовать перед трудностями не любит, но и ошибок не прощает. Что ж, тем и интересней.

Редакция Al давно присматривалась к организации тест-драйва этого средства передвижения. Тем более что, по подсчетам специалистов, число обладателей квадроциклов в Приангарье постоянно растет. Сейчас эта цифра оценивается в 1,5 тыс. человек. В основном владельцы — любители экстрима, активного отдыха. Те же, для кого изначально предназначена эта техника — охотники, рыбаки, геологи, фермеры, — составляют меньшинство. Технику для испытаний нам предоставила компания «Агат Авто» — официальный дилер квадроциклов CFMOTO в Иркутске.

На тест нам достались сразу две модели квадроциклов китайского производителя CFMOTO — X6 и X8. Отметим, что слово «китайский» тут не является отрицательным. Перелопатив десятки страниц интернет-форумов, прочитав отзывы реальных пользователей, мы пришли к выводу, что CFMOTO удалось то, что пока не получается у производителей автомобилей из КНР. Китайские квадроциклы в последнее время здорово подтянули уровень и качество своей продукции, поставляя товар с оптимальным соотношением цены и характеристик. Конечно, в нише мотовездеходов остаются лидерами именитые марки из Канады и Японии. Но логика клиента проста: «квадроцикл — это не средство передвижения первой необходимости, поэтому переплачивать нет смысла».

Итак, что за звери эти квадроциклы? Судя по внешности — действительно агрессивные, мощные, утилитарные аппараты. Но все же CF-X6 выглядит поспокойнее. Фары плавно растекаются по пластиковым крыльям, передний бампер-защита аккуратно обрамляет «нос» квадроцикла, скромности добавляет и камуфляжная расцветка. Центр агрессии открывается сбоку. Там взгляд невольно концентрируется в огромные колеса на литых дисках, обутых в резину с весьма «тракторным» рельефом. Такие катки словно предназначены, чтобы месить липкую грязь, вгрызаться в неровности косогоров и с легкостью преодолевать иные препятствия.

CF-X8 носит статус флагмана всего модельного ряда компании CFMOTO. И это заметно. Данная модель вообще напоминает одного из «актеров» голливудского блокбастера «Транс­формеры». Уж слишком живой и характерной кажется его внешность — четкие спортивные линии «глаз» фар, пластиковая накладка в форме «носа», делящая фальшрадиаторную решетку вертикально надвое, «хромированные» скулы. Да и сбоку — больше динамики и какой-то «жизни», несмотря на более угловатые линии, чем у CF-X6. Эй, парень, а может ты действительно прилетел с Кибертрона, а тут, на Земле, притворяешься мотовездеходом?

К органам управления этими аппаратами человеку, даже впервые с ними столкнувшемуся, привыкать долго не придется. Рычаг трансмиссии слева, ключ запуска справа. В районе левой рукояти — в основном кнопки управления световыми сигналами, около правой — курок газа, тормоз, рычажок переключения приводов. Различия между X6 и X8 в том, что у первого существует «ручник» в виде металлического лепестка. При включенном положении кнопка газа оказывается недоступной. На X8 проблема паркинга решается переводом рычага управления трансмиссией в соответствующий режим. Дисплей на X6 — цветной, на нем в виде пиктограмм отображаются текущая передача, информация о включенном ближнем или дальнем свете, поворотниках, выбранной системе привода, показания спидометра, одометра и так далее. Любопытно, что X8 обладает монохромным дисплеем, разработчики решили, что отсутствие буйства красок придаст модели солидности. Дополнительно на дисплее в X8 можно считать информацию с тахометра — для тех, кто желает контролировать обороты двигателя при форсировании особо сложной преграды.

Что ж, пора приступить и к их преодолению. Для этого выбран «полигон» на окраине поселка Горького (Селиванихи). Пологие и крутые берега Иркута, пляжи с вязким песком или покрытие крупными булыжниками, небольшие холмы с кустарником и травой и разными углами заезда на них, внушительные ямы и километры грунтовок разной степени разбитости — чем не поле для деятельности?!

К месту испытаний квадроциклы «едут» на эвакуаторе. В принципе передвигаться можно и по дорогам общего пользования, и владельцев «квадриков», рассекающих в общем потоке, в Иркутске встретить можно. Но для этого нужно иметь права, вернее удостоверение тракториста-машиниста, и стоять на учете в Гостехнадзоре. Тестовые же квадроциклы номерами снабжены не были, это же не автомобили из дилерского парка, для которых регистрационный знак — обязательное условие.

Отметим также, что журналистам Al доверили испытать лишь часть возможностей квадроциклов — а именно поездку по пересеченной местности. Дело даже не в отсутствии у нас прав нужной категории, просто «упражнения» по более сложным дисциплинам подразумевают наличие определенного опыта. В противном случае — есть риск и технику испортить, и неискушенному новичку какую-нибудь конечность придавить. Пусть уж все трюки выполняют специалисты своего дела.

Заводим двигатель, переводим рычаг вариаторной трансмиссии в положение H (High), при котором наш вездеход поедет. Кстати, с непривычки сделать это не так-то просто. Для этого нужно одновременно отжать довольно тугую педаль ножного тормоза, расположенную под правой ступней. Нажатие курка газа, — и квадрик срывается с места с тракторным жужжанием. Вот это мощь! Хотя и под обшивкой спрятаны по автомобильным меркам несерьезные моторчики — 600 куб. см (у X6) и 800 куб. см (у Х8). Но и этого за глаза хватает, чтобы легкие (немногим более 350 кг) квадроциклы развивали приличную скорость. Для «шестерки» этот показатель ограничен 90 км/ч, для «восьмерки» — 108 км/ч.

Кстати, по словам профессионалов, восьмисоткубовый движок — это, по большому счету, баловство, результат гонки вооружений. Для преодоления препятствий достаточно возможностей шестисоткубового мотора, но более мощный и скоростной агрегат нравится молодежной аудитории.

В любом случае — максимальные скорости лучше испытывать на асфальте. Мы же более 50-60 км/ч не разгонялись. В таком темпе каждая ямка на грунтовке или кочка, спрятанная в траве, дает ощутимый толчок на руль и под пятую точку седока. Толчки сливаются воедино, и вот уже скоро езда на квадроцикле превращается в попытку обуздать не в меру резвого пони. Между тем, судя по отзывам, продукция CFMOTO славится мягкостью подвески. Нам судить трудно, но более жесткие аппараты тестировать не захотелось даже в теории. Несколько слов стоит сказать и об особенностях управления. Тестовые квадроциклы лишены каких-либо усилителей руля. С одной стороны, вес квадрика не настолько велик, чтобы это являлось проблемой, с другой — при корректировке курса нужно всегда помнить о чуть большем, чем привык на автомобиле, приложении усилий. С непривычки также устают руки, которые приходится держать широко расставленными — от плеча до локтевого сустава. Немного затекает и палец, которым постоянно приходится давить на газ. Тем не менее уже на десятой минуте начинаешь получать удовольствие от езды, понимая, что ни на каком джипе ты не получишь и десятой доли подобных ощущений. Пора и останавливаться. Большой ошибкой будет резко бросить курок газа, квадроцикл, конечно, не встает как вкопанный, но большую часть динамики теряет мгновенно. Так и из седла можно вылететь. Поэтому газ сбрасываем плавно, а для полной остановки дожимаем тормозами, дисковыми, кстати — и спереди и сзади.

Смотрим, на что способны профессионалы. Кстати, как отмечают представители компаний, реализующие квадроциклы, диапазон возможностей этой техники чрезвычайно широк. Квадрик невозможно где-то посадить, перевернуть, если на нем грамотно ездить. К сожалению, пользователи забывают о том, что это не средство, на котором можно заехать как можно дальше или глубже. Скорее, это средство для того, чтобы объехать встречающиеся на пути препятствия. Но многие ездят на пределе возможностей, попросту убивая технику, и вынуждены потом часто обращаться в сервис. Грамотный же подход к ее использованию позволяет посещать мастерскую только во время плановых техосмотров», — говорят они.

Упражнение первое — водная преграда. Практически на любых загородных покатушках в Иркутской области — часто встречающееся препятствие. Квадроциклы позволяют форсировать неглубокие реки и озера, не только по высоте немаленьких колес, но и даже чуть глубже. Единственный момент, «восьмерку» следует поберечь от излишне смелых экспериментов. Ее двухцилиндровый V-образный двигатель может легко получить гидроудар со всеми вытекающими последствиями. Одноцилиндровая «шестерка» более неприхотлива: даже если хлебнет воды, то реабилитировать ее просто — достаточно вытащить на сухой бережок, слить воду, просушить и заменить масло.

Следующая дисциплина — глубокая яма с рыхловатым песчаным покрытием и острыми углами выезда. Упражнение осложняется тем, что на дне ямы лежит валун, объехать который или пропустить под колесами невозможно. И это нам по плечу. Нужно только аккуратно спуститься, а уже на дне, наехав колесом на камень, наезднику приходится переносить вес, чтобы не допустить опрокидывания вбок. На выезде из ямы квадроцикл ложится «на брюхо» на ее край. Ничего страшного, под днищем установлена мощная защита (дополнительная опция — Al), но вот если бы в нашей ситуации оказался одноместный японский «коротыш», ему бы пришлось побарахтаться. Ничего страшного, под днищем установлена мощная защита, но, если бы в нашей ситуации оказался одноместный японский «коротыш», ему бы пришлось побарахтаться. Двухместные CFMOTO в этом же случае отличаются лучшей проходимостью как раз за счет длины. Толкаемся задними колесами, потом подгребаем передними и вот — мы на воле!

Далее по «плану» — въезд на довольно отвесный травянистый склон. Тут без подключения переднего моста не обойтись. И X6 и Х8 с задачей справляются, вгрызаясь мощными грунтозацепами, медленно покоряют этот этап на грани риска переворота. Обходится без него — спасает идеальная развесовка.

На «закуску» — кросс через овраг, густо поросший зарослями ивняка, с выездом на песчаный берег. Стоит ли говорить, что это задание расщелкивается так же легко, как и остальные.

Азартным покорением препятствий увлекаться не стоит. Серьезный минус у любого квадроцикла — это его «дальнобойность». Объем бака на «шестерке» — 19 литров, а на «восьмерке» 23 литра — этого хватит, чтобы намотать десятки километров по грунтовым дорогам, если вам приспичило подробно изучить, к примеру, достопримечательности Ольхона или побережья Малого Моря. Расход топлива производитель нигде официально не заявляет, по опыту пользователей минимальный — порядка 8 литров на «сотню» при движении в «одну каску» и без груза по качественной грунтовке или асфальту. Средний расход варьируется на уровне 14-15 литров. Ну, а жесткое бездорожье высасывает топливо со скоростью вплоть до 20 литров на каждые 100 км.

В целом, подводя итог нашему необычному тест-драйву, можно сказать, что квадроцикл, хоть и не самое нужное в семье средство передвижения, но к его покупке присмотреться стоит. Вам точно будет чем разбавить безделье во время отдыха на Байкале, вы сможете, наконец, запланировать по-настоящему адреналиновые выходные, да и полезной работой на квадрике можно заняться. Единственное, что может стать ограничением — это отсутствие места для его хранения, а также автоприцепа для перемещения на дальние расстояния.

Цена удовольствия. Линейка квадроциклов CFMOTO насчитывает восемь моделей, и их стоимость составляет от 190 до 335 тыс. рублей. Это дешевле, чем популярные модели других «аппаратов» для активного отдыха — гидроциклов или снегоходов. При этом сезон использования квадроцикла одним временем года не ограничен.

PDF номера (7,5 МБ)