Железнодорожная математика

Не менее 500 млн рублей из областного бюджета — столько хочет получить Восточно-Сибирская железная дорога до конца 2011 года в качестве возмещения затрат по организации пассажирских перевозок. Однако власти Приангарья не гарантируют выплатить сумму полностью, так как с расчетами не согласны. Поддерживает их и Региональная служба по тарифам, называя затраты «избыточными». В ВСЖД уверяют: эти разногласия будут решены мирно, до суда дело не дойдет. Один из таких «мирных» вариантов железная дорога уже применяла в августе, когда отменяла социально-значимые маршруты электричек…

Руководство Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) на минувшей неделе в очередной раз рассказывало об убыточности пассажирских перевозок и взывало к правительству Иркутской области уплатить по счетам — выделить из бюджета необходимые 511 млн рублей субсидий. Деньги эти, уверяют железнодорожники, являются задолженностью правительства Иркутской области за оказанную услугу — перевозку пассажиров в течение девяти последних месяцев.

Напомним, что перевозкой пассажиров по пригородным маршрутам с мая 2011 года в Иркутской области занимается ОАО « Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК). Контрольный пакет акций в ней — 50% плюс одна — принадлежит правительству Приангарья, остальное — Восточно-Сибирской железной дороге. Подобные пассажирские компании начали создаваться по стране в рамках реформы РЖД (поддержанной Правительством РФ — ВФ). Таким образом, железная дорога делегировала свои полномочия по пригородным перевозкам и избавилась от нерентабельного бизнеса, так как контрольные пакеты достались регионам. Соответственно, функционирование компаний-перевозчиков стало напрямую зависеть от бюджетных средств регионов.

Как сообщил 3 ноября на брифинге журналистам заместитель начальника ВСЖД по экономике и финансам Александр Анчугин, перед железной дорогой сейчас стоят «два острых вопроса», которые «требуют немедленного решения». Первый из них — получить из бюджета области субсидии (не менее 511 млн рублей) за предоставленные в распоряжение БППК подвижные составы и железнодорожную инфраструктуру.

При этом сам господин Анчугини признался, что очень беспокоится относительно выполнения такой глобальной задачи. Ведь до конца 2011 года у Законодательного собрания Иркутской области в плане — лишь две парламентские сессии, на которых еще можно попытаться внести изменения в бюджет Приангарья в пользу ВСЖД и получить долгожданные миллионы.

Общие затраты на перевозку пассажиров электричками (по существующим 144 маршрутам) в Иркутской области, по подсчетам Александра Анчугина, составят к концу года 2 млрд рублей. Однако затраты эти, которые терпит перевозчик — БППК — лишь на четверть покроются собственными доходами компании, получаемыми за счет продажи билетов. Составит эта сумма порядка 500 млн рублей.

Остается 1,5 млрд рублей непокрытых убытков. Из них 50% закрыть готова в этом году федерация, для чего в бюджете страны предусмотрены субсидии для РЖД. «Это та часть затрат, которые РЖД не будет предъявлять перевозчику. Таким образом, финансовая нагрузка для региона и так снижается», — благосклонно замечает господин Анчугин.

Отметим, что общая сумма этой субсидии на все регионы в федеральном бюджете составляет 25 млрд рублей. Из нее на покрытие затрат по пассажирским перевозкам в Иркутской области — 750 млн рублей, которые пойдут прямиком в бюджет железнодорожного монополиста.

Таким образом остается еще 754 млн (из общих затрат БППК к концу года в размере 2 млрд рублей — ВФ), которые уже должны лечь бременем на бюджет Приангарья. Эта статья расходов пассажирской компании — на зарплату машинистов, сотрудников дирекции по пригородным пассажирским перевозкам, ремонт подвижного состава, компенсация льготной категории граждан части стоимости билетов в электричках и т.д.

Эти-то средства и требует железная дорога погасить за счет денег из областной казны, но заплатило областное правительство пока лишь 263 млн из запрашиваемой суммы. Таким образом, осталось ни много ни мало еще 511 млн рублей. Но власти Приангарья на дальнейшие растраты пока по-прежнему не идут.

«Мы показали всю свою затратную часть, показали, как дирекция по пригородным перевозкам организует работу по содержанию подвижного состава. Предоставили всю документацию, подтверждающую затратную часть, вплоть до командировочных расходов», — сетует Александр Анчугин на партнера по бизнесу — основного акционера БППК.

Задача «номер два» для ВСЖД, по рассказам господина Анчугина, — передать долги пассажирской компании «Краспригород» (она вынуждена была выполнять в Приангарье в течение трех месяцев функции перевозчика, пока не появилась БППК — ВФ) на баланс БППК. После завершения процедуры и эту задолженность также придется гасить за счет средств области.

В ожидании этих денег на ВСЖД потуже затянули ремни. «Сегодня у нас трудится 915 человек в штате, у них работа связана с административно-управленческими функциями. Условно назовем его штабной персонал — 100 человек, остальные — слесари по ремонту подвижного состава, машинисты, локомотивные бригады, которые ведут пассажирские поезда, работники касс. На выплату зарплаты им необходимо в месяц 5-7 млн рублей. Сейчас мы ввели режим экономии — отпуска предоставляются без сохранения зарплаты работникам. Мы экономим объем рейсов, вагоночасов, вагонокилометров, соответственно, идет экономия на мойке, уборке составов», — делится секретами представитель ВСЖД.

Тем не менее искать правды в судебных инстанциях ВСЖД не решается. Александр Анчугин уверяет — все будет решено мирным путем. Только вот каким будет этот путь — уточнять пока он отказывается.

Напомним, что в августе 2011 года ВСЖД уже «стимулировала» мирным путем Иркутскую область на выплату долга — когда на один день отменила движение электричек по ряду маршрутов. На вопрос ВФ о том, какие действия предпримет ВСЖД в этот раз, если желаемая сумма субсидий так и не будет к концу года прописана бюджете, Александр Анчугин ответил витиевато: «Мы будем осуществлять пассажирские перевозки как генеральный подрядчик у БППК, в соответствии с заказом, который БППК будет у нас размещать».

Правда, коллега его, генеральный директор БППК Ринат Хабибуллин, добавил более уверенно — отмены движения поездов не произойдет. Но еще в августе этого года господин Хабибуллин объявил о прекращении движения поездов по отдельным маршрутам, ссылаясь на то, что железная дорога в одностороннем порядке уведомила БППК о прекращении подачи подвижного состава. И повлиять на это решение собственного акционера у пассажирской компании, естественно, не было никакой возможности.

PDF номера