Зеленая Тара Алены Балсунаевой

Когда Будда Шакьямуни впервые преподносил Учение своим пятерым последователям, из леса вышли две лани и, преклонив колени пред Колесом, которое поднесли божества, не отвлекаясь, слушали Учителя. С тех пор лань (или косуля) считается чистым существом и символизирует правильное восприятие знаний. Модельер Алена Балсунаева совсем недавно услышала эту легенду, но сразу почувствовала в ней что-то близкое и родное. Парнокопытное стало ключевым образом ее творчества. На логотипе этномастерской дизайнера «Альба» изображена косуля; очертания и символы благородных существ проскальзывают и во многих нарядах.

В современном мире многие азиаты становятся поклонниками западных ценностей, они европеизируются, забывая про корни и традиции своих национальностей. Дизайнер Алена Балсунаева против этой тенденции — наоборот, она делает все, чтобы популяризовать культуру своего народа — бурят. «Я, можно сказать, выросла на бурятском фольклоре. Моя мама, Татьяна Ользоновна, очень любила петь. Без бурятских песен в ее исполнении не обходилась ни одна свадьба, ни другое торжество, ни просто обычный будничный вечер. Мне очень нравятся бурятские традиции, и они сильно отразились на моем мировосприятии», — убеждена Алена. Модельер, выросшая в Иркутске, ощущает существенную разницу в ментальности русских и бурят. Даже язык у русских более открытый и громкий, чем бурятский, где много гортанных звуков. Славянские девушки, на взгляд Алены, смелые, свободные и раскованные; бурятки же, как истинные восточные женщины, слегка закрытые, немногословные, но при этом обладающие стойким внутреннем стержнем. Алена и сама такая же — с таинственными миндалевидными глазами и сдержанной, почти дежурной улыбкой, не выдающей ни толику гложущих ее чувств. А ведь без урагана эмоций не обходится ни одна коллекция!

Дизайнер Алена Балсунаева: «Я выросла на бурятском фольклоре».

Алена окончила факультет изобразительного искусства ИрГТУ по специальности «модельер». Все идеи своих нарядов модельер долго продумывает, буквально проживает, за счет чего в каждом из них проявляется свой сакральный и глубокий смысл. Чтобы правильно понять некоторые костюмы дизайнера, необходимы определенные контекстуальные знания. Например, в созданной в 2006-м году коллекции «Девушка с трубкой» модели выходили на подиум с… курительными трубками. Зрители были изрядно удивлены; не обошлось и без активной дискуссии насчет увиденного.

«В коллекции я попыталась поиграть со временем — представила, как бы выглядели мои бабушки и другие женщины той эпохи бурятской национальности, если бы их молодость проходила в наше время. Для того чтобы осуществить эту задумку, я ездила по деревням, общалась со старожилами, просматривала старые фотографии. В итоге убедилась, что даже сейчас леди того поколения ни за что бы не отказались от двух вещей — удобной обуви и трубки. Раньше женщины любили курить табак, он всегда был у них под рукой в изящных кисетах. К тому же трубка — многозначный образ. Его можно расценивать и как подношение жены, охраняющей домашний очаг, к мужу, и как трубку мира».В другой своей коллекции — «Мадонна» — модельер отразила извечную тему материнства. Изюминка показа нарядов, выполненных с бурятскими этническими элементами, заключается в том, что последняя модель выходит на подиум вместе с маленьким ребенком. Малыш не только не утяжеляет силуэт, но и добавляет женщине какую-то особую грацию. Одним из главных образов коллекции является так называемый барашек — воплощенный в наряде символ благородного, чистого и по-детски непосредственного забавного существа (этот костюм был создан бессознательно, задолго до того как дизайнер узнала про красивую легенду о первых слушателях Будды). Алена, по ее собственному признанию, раньше относилась к этому костюму несколько небрежно, на показах он всегда выставлялся самым последним. Впрочем, и всю коллекцию Алена, несмотря на то что она была по достоинству оценена экспертами в мире моды (в 2010 году «Мадонна» заняла второе место на международном бурятском национальном фестивале «Алтаргана«), в смешанных чувствах чуть было не увезла в гараж. «Устарела», — подумала она, еще не понимая, что создала нечто такое, что будет актуально всегда.

Самым трогательным для Алены стал момент, когда ее коллекцию признали дети. Устами младенца, как известно, глаголет истина. Однажды модельера пригласили устроить показ этих нарядов ко Дню матери в школе, где учился ее сын Слава. Сначала модельер восприняла эту идею с настороженностью: разве смогут первоклассники понять коллекцию с таким серьезным посылом? Но когда на сцену выходили модели, одна из которых с младенцем на руках, маленькие зрители сидели, открыв рот — настолько это было для них, с одной стороны, необычно, а с другой — интуитивно знакомо. Алена была в тот момент по-настоящему счастлива: «На мой взгляд, не нужно объяснять детям все взрослые тонкости и подтекст работ, они и так все понимают на уровне чувств. Получается, мои коллекции несут в себе отчасти и воспитательную функцию».

Самым трогательным для Алены стал момент, когда ее коллекцию признали дети.

В свободное время модельер изучает историю, культуру и традиции различных стран; также немаловажно знание собственной родословной. Штудируя различные источники, иногда она натыкается на необычные факты, вдохновляющие на творчество. Например, Алена узнала, что ее фамилия восходит к бурятскому слову «болсу», что означает наконечник стрелы. Благодаря этому круглому приспособлению стрела летит быстрее и точнее бьет в цель, создавая при этом своеобразный устрашающий свист. По буддизму, Алене Балсунаевой покровительствует богиня Зеленая Тара. Она восседает на лотосе, солнечном и лунном дисках (что олицетворяет женское начало и материнство); ее правая нога спускается с сидения, тем самым символизируя готовность Тары прийти на помощь. По сказанию, когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зеленая Тара успевает тысячу раз облететь вокруг земли, поэтому она способна помогать абсолютно каждому, кто ее об этом попросит. Таким образом, в творчестве Алены создалась единая концепция — очень женственные, гибкие, динамичные и при этом вечные образы.

Модельер выполняет этнические и стилизованные заказы для самой разной аудитории: для танцевальных коллективов, артистов, задействованных в театральных постановках (например, для спектакля «Легенды озера Байкал» в ТЮЗе), настоящих шаманов и даже первых лиц России. Одна из ее последних работ — создание униформы для нового ресторана паназиатской кухни «Мамай». Необычный фартук и «шлем» (на этот головной убор Алену вдохновил бурятский героический эпос «Гэсэр«) создают образ воинственной амазонки и олицетворяют идею матриархата, рассвета женского начала.

Еще одна всегда актуальная коллекция модельера — это «Освященная любовью», созданная в 2012 году и посвященная свадебной тематике.

Каждое платье — это целая история, гармонично утаившаяся за грациозными складками ткани и европейскими фасонами. Например, модель одного из нарядов — популярная в свадебной моде «рыбка» или «русалочка». Так называемую зону материнства дизайнер закрыла с помощью дополнительных слоев — в целом форма напоминает крышу дацана. Это символизирует защищенность и сокровенность женского начала. В другом наряде невеста — это словно только что распустившийся прекрасный чистый лотос. Лиловый корсет в форме цветка удачно сочетается с пышной фатиновой юбкой с заостренными концами.

Вся коллекция модельера находится на стыке трех направлений: последних тенденций свадебной моды, «классики» европейских фасонов и этники. Алена Балсунаева признается — добиться такого идеального сочетания было достаточно сложно (не зря модельер обдумывала свои идеи на протяжении нескольких лет, в течение года работала непосредственно над эскизами и всего за два месяца сшила готовые наряды). «Некоторые дизайнеры грешат тем, что в моменты, когда у них не хватает фантазии, вставляют в наряд воротнички-стоечки или какой-то этнический орнамент. Смотрится безвкусно и нелепо. Нельзя просто так захотеть и сделать коллекцию, в которой смешаны европейские и национальные элементы. Каждую деталь нужно «прожить», наделив ее особым смыслом, тогда только все части сплетутся воедино. В платьях моей коллекции нельзя убрать какой-то один элемент — подобно тому, как дом, из которого убрали кусок фундамента, распадется вся конструкция».

Наверное, именно за счет внутренней цельности и высокой концептуальности идей так примечательно творчество Алены Балсунаевой. Яркий, самобытный, доведенный до филигранности почерк модельера прослеживается в каждой детали, украшает каждую складку платья. А этническая смысловая нагрузка придает любому костюму какую-то тайну — от наряда невозможно отвести глаз.