Здравствуй, белый месяц!
Для коренных жителей Приангарья Сагаалган — самый главный праздник в году, он объединяет старые и новые обычаи празднования.
Эти простые истины когда-то легли в основу праздника, который традиционно отмечают накануне весны. Время пробуждения земли и природы после долгой зимы, когда домашний скот дает приплод, в изобилии молоко и молочная пища. Время обновления земли, матери-природы и человека как ее части. Время, когда люди избавляются от хлама, отпускают и прощают себе и друг другу ошибки и грехи, чтобы, очистившись, встретить новый год. В старину в эти дни каждый открывал для себя новую страницу своей жизни. До революции буряты не отмечали дни рождения, не запоминали даты. Считалось, что в Сагаалган каждый становится на год старше. Поэтому праздник был и общим днем рождения. От того и значимость события возрастала для каждого члена семьи, от мала до велика.
К празднику готовятся заранее: приводят в порядок жилища, готовят праздничные блюда, лепят буузы. Считается: как человек проведет предновогоднюю ночь, таким для него будет весь наступающий год. Буддисты верят, что в эту ночь богиня Лхамо спускается на Землю, пролетает вокруг домов и считает тех людей, которые ждут ее. А чтобы богиня их заметила, люди зажигают в комнатах свет, заваривают свежий чай с молоком и встречают рассвет. Кого отметила богиня, те будут счастливы весь наступивший год.
Первый день Сагаалгана принято проводить дома, в кругу семьи, за праздничным столом. Сагаалганская пища очень символична. Помимо белой, готовили и «закрытую» пищу: буузы, берцовые кости, почки, сердце. Эти блюда означали начало новой жизни, ведь она зарождается в глухом, закрытом месте: материнская утроба, раковина, яйцо. Берцовая кость и содержащийся в ней костный мозг символизируют силу домашнего скота. В дни белого месяца среди мужчин устраивают состязания в умении ударом кулака переломить отваренный спинной отросток грудного позвонка крупного рогатого животного. Если кость ломается быстро, значит, животное было старым и худым, а крепкие кости говорят о том, что у хозяина сильный и упитанный скот.
За столом все члены семьи должны есть досыта. В древности люди верили, что в каждый дом заглядывает Белый старец, который мог обидеться, увидев, что кто-то мало ест и не радуется Новому году вместе со всеми, в то время как он заботится о благополучии людей. Весь месяц принято ходить в гости, обмениваться подарками и поздравлениями. В старину у бурят главным богатством считались дети — продолжатели рода. Самым богатым был тот, у кого было много детей. Поэтому в Сагаалган друг другу обязательно желали пополнения в семьях. Второе богатство — домашний скот, а значит, пожелание хорошей погоды и обилия травы было также важным. И только потом желали друг другу богатства материального — золота, серебра, драгоценных камней. Всех этих богатств, а также здоровья и благополучия, просят буряты у богов во время обрядов. К своим небесным покровителям люди обращаются с молитвами и подношениями.
Однако главное — помнить о святости праздника, о том, что в дни белого месяца нет места худым мыслям, словам и тем более поступкам. Нельзя неуважительно относиться к кому бы то ни было, нельзя пройти мимо пожилого человека, не сказав ему доброго слова. Святость стоит выше любых традиций празднования Сагаалгана, которые дошли до наших дней из глубины столетий. Для всех бурят это самый главный праздник в году, он объединяет старые и новые обычаи празднования. Сегодня в честь Нового года по лунному календарю проводят торжества, фестивали, концерты, молебны в дацанах. Череда праздничных событий традиционно проходит и в Иркутской области, а участие в них вместе с бурятами принимают и другие народности Приангарья.
Евгения Липина