Здоровое питание — здоровая нация

Иркутская медицина призывает: будьте требовательнее к качеству продуктов на вашем столе
Вряд ли кто-то оспорит истину о том, что питание является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье нации. Еще Гиппократ сказал: если пища не станет вашим лекарством, то лекарство станет вашей пищей. Похоже, Гиппократ как в воду глядел: количество контрафактных продуктов питания в России с каждым годом увеличивается. Насколько катастрофична ситуация с качеством продуктов в Иркутской области, какой вред наносят контрафактные продукты питания здоровью человека, и почему никто не несет должной ответственности за производство вредной пищи — к столь злободневным вопросам на прошлой неделе обратился автор и ведущий программы «Фактор здравого смысла», журналист Игорь Альтер. Он пригласил к беседе генерального директора СХОАО «Белореченское» Гавриила Франтенко, доктора медицинских наук, профессора, главврача ИООД Викторию Дворниченко, настоятеля храма Вознесения Господня села Сосновка иерея Алексея. Региональные полосы «Аргументы неделi», выступая партнером передачи, публикуют печатную версию этой беседы.

Генеральный директор СХОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко (слева), доктор медицинских наук, профессор, главврач ИООД Виктория Дворниченко (в центре), настоятель храма Вознесения Господня села Сосновка иерей Алексей

Игорь Альтер: Начиная беседу, хочу сразу оговориться: Иркутская область выгодно отличается от многих регионов тем, что сумела сохранить несколько сельхозпредприятий, для которых вопрос выпуска качественной продукции остается приоритетом. Речь, Гавриил Степанович, прежде всего о СХО АО «Белореченское». Поэтому, обращаясь к вам, хочу спросить, почему некачественная продукция уже долгое время находится в продаже, кто ее производит, какую выгоду и кому она приносит?

Гавриил Франтенко: Благодарю, что вы обратились к столь важной теме, как здоровые продукты питания. Наше предприятие занимается выпуском разнообразной продукции: мы производим 80% яиц в области, треть молока, выращиваем овощи, картофель, готовим собственную мясную продукцию. При этом, осознавая важность нашей миссии, мы стремимся с каждым годом наращивать объемы производства. Так, только в этом году планируем достигнуть планки в 44 тыс. тонн молока, что на 3 тыс. тонн больше чем в прошлом году.

Ведущий программы «Фактор здравого смысла», журналист Игорь Альтер
Ведущий программы «Фактор здравого смысла», журналист Игорь Альтер

Правильно вы сказали, что приоритет нашего предприятия — это качество выпускаемой продукции. Ежедневный надой на наших фермах более 120 тонн цельного коровьего молока, из которого мы тут же на своих перерабатывающих молочных заводах производим 77 видов натуральной молочной продукции и уже к утру следующего дня доставляем ее в сети продаж в Иркутске. Я даю вам слово, что за время существования «Белореченского» мы никогда не использовали в качестве сырья то, что может навредить. Никогда не применяли, например, блочное мясо сомнительного происхождения, никогда не добавляли растительные жиры, в первую очередь пальмовое масло.

Это очень важно, потому что Иркутская область сегодня только наполовину обеспечивает себя тем же молоком. И в итоге нам, к сожалению, приходится конкурировать с продукцией, которая вызывает большие сомнения. Мне даже трудно представить, как выглядел бы этот рынок без нашей продукции. Контрафакта на нем было бы еще больше.

Почему так происходит? Потому что сельское хозяйство сегодня — трудный, малоприбыльный бизнес. Он предусматривает большие капвложения и крайне долгий срок окупаемости инвестиций — минимум 8-10 лет. Поэтому в Иркутской области очень слабо ведется строительство и ввод новых мощностей по производству продуктов питания. Мы взялись за эту задачу 15 лет назад, и, кажется, успешно ее выполняем.

И.А.: Вы только что сказали: малоприбыльный бизнес. Здесь возникает еще один важный вопрос — насколько вам помогает государство, региональное правительство?

Г.Ф.: Если бы не помогало, мы бы не имели и сегодняшних показателей. Руководство Иркутской области всегда шло нам на встречу. Все, что сегодня создано на СХОАО «Белореченкое», финансировалось из трех источников — собственные накопления, помощь бюджета и кредиты. Мы брали и берем кредиты, но государство нам погашает процентную ставку и это существенная поддержка.

Кроме того, со стороны областного бюджета предусмотрены различные субсидии, в том числе на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, на содержание коров молочного направления, на каждый килограмм приобретенного или отгруженного собственного молока и т.д. Но этого недостаточно, чтобы достичь ускоренного развития сельского хозяйства.

Наша мечта, например, построить мощный производственный агрокомплекс для производства натуральных местных продуктов для здорового питания детей, который бы включал в себя и молочную ферму, и молочный завод, и переработку другой сельскохозяйственной продукции для детского питания из собственного молока, мяса, овощей.

Реализация этого проекта очень нужна Иркутской области, о чем мы неоднократно говорили на разных уровнях. Он везде находит поддержку, но требует вложений, которых у нашего предприятия просто нет.

И.А.: Министр сельского хозяйства России неоднократно подчеркивал, что санкции, введенные против нас, дали серьезный толчок развитию отрасли. Вы чувствуете это?

Г.Ф.: Смотря, что подразумевается под словом «толчок». Если говорить о том, что на рынке стало меньше конкурентов, то надо признать, что это действительно так. На прилавках количество импортной продукции заметно уменьшилось. Но, к сожалению, о сельском хозяйстве говорят больше, чем делают для него. Без серьезных капвложений со стороны государства сельское хозяйство не поднять. Да, нам помогают. Но надо понимать, что мое предприятие каждый год перечисляет в бюджеты разных уровней порядка 450 млн рублей в виде налогов и других государственных платежей. «Белореченское» никогда не зарабатывало столько денег, сколько платит.

Если сравнить российских производителей с иностранными, то можно однозначно утверждать: оказываемая нам финансовая помощь во много раз меньше, чем в Америке и большинстве европейских стран.

У нас есть мощный потенциал, земля, которая не используется. Благодаря этому мы могли бы многократно развить сельское хозяйство. Но пока это только потенциал и дальше разговоров о нем дело не идет.

И.А.: Если вернуться к теме нашей встречи — качеству продуктов питания, Виктория Владимировна, как большинство вредных пищевых привычек влияет на самочувствие наших детей, да и нас самих?

Виктория Дворниченко: Эта тема действительно важна не только для населения Иркутской области, но и для всех жителей России. В послании президента очень много говорилось о поддержке местных производителей. Тем более хотелось бы, чтобы компании Иркутской области получили все необходимое для развития, для пользы конечных потребителей.

Влияние питания на наше здоровье начинается с самого рождения. Мамочка дает малышам хорошее молоко, только если у нее правильно выстроено питание. Контрольный фактор — увеличилось число детей больных аллергией, с проблемами желудочно-кишечного тракта. Меня всегда поражало, как можно в семь лет иметь хронический гастрит. Сейчас это распространенное явление. Даже гастроэнтерологи в педиатрии занимаются эндоскопией, чтобы определить, какое поражение желудка, кишечника имеется, именно в зависимости от питания и некоторых других факторов.

Генеральный директор СХОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко
Генеральный директор СХОАО «Белореченское» Гавриил Франтенко

Что касается моей профессии, также доказано, что одним из факторов развития онкологии опять же является питание. Во времена дефицита, когда было ограниченное предложение продуктов, мы не имели такого числа заболеваний, как сегодня. А вот во времена Перестройки, когда прилавки заполонили неизвестные, непроверенные товары, мы практически травили ими свой организм.

Сегодня ситуация, к счастью, меняется. И дело даже не в санкциях, а в том, что человек стал задумываться о качестве еды. Мы живем циклично, сейчас, слава богу, можно надеяться, что население все-таки начнет ориентироваться на качество, свежесть, состав продуктов и, наконец, на имена известных местных производителей.

И.А.: Иерей Алексей, а как церковь относится ко всем этим гримасам потребительского рынка?

Иерей Алексей: Прежде всего хочу сказать, что церковь в нашей стране — это более 100 млн православных христиан. Поэтому мнение церкви — это мнение народа, которому хочется, чтобы на его столах были только качественные продукты. Желательно, местного производства, с верным указанием состава на упаковке. Церковь озабочена проблемами здоровья нации, ведь от него зависит состояние духа народа.

И.А.: Еще в советское время мне посчастливилось попасть на дегустацию продукции для небожителей — верхушки партийной элиты. Так вот, за всю жизнь я больше ни разу не пробовал такой вкусной сметаны, молока, творога. Вопрос к вам, что должен делать производитель, чтобы сметана действительно оставалась сметаной, а молоко — молоком.

Г.Ф.: Все, кто питается нашей продукцией, могут считать себя такими небожителями. У нас 6660 коров, для которых мы создали лучшие условия. У них лучшие корма, которые мы сами для них выращиваем, у нас самые счастливые коровы, и в результате каждая дает почти в два раза больше молока, чем в среднем по области. При этом, что очень важно, самого высокого качества. В нашей лаборатории предъявляются очень жесткие требования: по химическому содержанию молока, его жирности, кислотности и другим параметрам. Все наши фермы оснащены современным оборудованием. Молоко, полученное на предприятии, с внешней средой никогда не соприкасается. Так что я гарантирую, что наше молоко отнюдь не хуже того, что вы пробовали в Москве. Вспоминайте!

И.А.: Как нам выбрать из большого количества разнокалиберной продукции на прилавках магазинов именно качественную?

Г.Ф.: Это очень сложно. Отец Алексей правильно говорил, что часто на упаковках нет обозначения происхождения продукта или данные о составе написаны таким мелким шрифтом, что прочитать невозможно. Это не только молока касается, и это должно настораживать: раз производитель прибегает к таким уловкам, значит, он что-то хочет скрыть.

Но тут есть еще один важный момент. Мы производим каждый день 120 тонн молока. И продаем каждый день эти же объемы, и продавали бы больше, потому что есть спрос. При этом вы видели хоть раз рекламу нашего молока по телевизору? Нет! Это говорит о том, что сознание людей давно уже созрело.

Другое дело, что контрафактная продукция завлекает своими ценами. И люди малообеспеченные, скорее всего, ориентируются не на качество, а на стоимость продукции.

И.А.: Проблема низкого качества отдельных продуктов питания известна всем. И это касается любых продуктов. Вот, к примеру, последние новости — алкогольный суррогат, из-за употребления которого в Красноярске погибли 20 человек. Почему, по вашему мнению, проблема никак не решается, почему не наказывают нерадивых производителей?

Г.Ф.: Надо понимать, что продукты сами по себе не являются смертельно ядовитыми в прямом смысле слова. Подрыв здоровья нации идет постепенно — годами, часто начиная с детства человека, иногда поколениями. И государство вроде бы пытается навести порядок: есть утвержденный регламент по тому же молоку, где четко прописаны требования к качеству, к производителю. Указано опять же, что производитель обязан на упаковке написать все, что касается происхождения молока. И он пишет, но так, что никто не может прочитать. Формально требования соблюдены, а дальше выбирать уже потребителю.

Единственное, я уверен, что минимизировать число таких фактов недобросовестности можно только наращивая объемы качественной продукции. Большую роль тут могла бы сыграть медицинская пропаганда.

Не каждый человек осознает, что его экономия на продуктах питания — чистая иллюзия. Сначала он платит деньги за опасные продукты, а потом вынужден покупать лекарства.

В итоге на препараты уходит больше, чем можно было изначально потратить на качественные продукты.

И.А.: Может ли церковь, при своем большом влиянии на массы, способствовать устранению проблемы продажи некачественной продукции?

И.А.: Правила поведения православных христиан предполагают соблюдение заповедей. Одна из них, как вы помните, гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но церковь может только увещевать и взывать к совести производителя, продавца, а не наказывать. Может вразумить.

В России уже много лет действует Всемирный Русский Народный Собор, регулярно собирающий известных российских политиков и общественных деятелей, представителей мира науки, культуры и образования, военачальников, соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. В числе обсуждений ВРНС — все важнейшие проблемы современного общества. В том числе и вопрос здоровья нации, который как раз связан с питанием. Глава собора — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не только на этой площадке, но и везде напоминает людям, зачем мы живем, что мы делаем с нашей страной, что ее надо любить, заботиться о ней, переживать и чувствовать локоть близкого как свой. Только когда каждый человек перестанет жить ради исполнения своих целей, тогда появится гораздо больше добросовестных производителей и продавцов.

И.А.: И напоследок, Гавриил Степанович, где в этой ситуации наша вина — покупателей, потребителей?

Г.Ф.: Никакой вины не вижу. Единственное — призвал бы всех быть разборчивее. Чтобы не было впоследствии проблем, прежде всего со здоровьем, надо более требовательно относиться к тому, что ты покупаешь.

Олег Усов