Завод по производству волшебства

Сверкающие огни, звуки оркестра, красивые костюмы, изящная хореография и яркий вокал, магия балета и феерия оперетты — все это музыкальный театр, который так любят зрители. Что же происходит за его кулисами, как и кем создается это сценическое волшебство, чем жил Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского в 2019-м, какие события стали для его коллектива самыми значимыми в этом году? Об этом мы поговорили с директором театра Татьяной Мезенцевой.

— Театр — это производство, небольшой завод, — говорит Татьяна Никифоровна. — Зритель видит сказку. На самом деле, для того чтобы создать это волшебство, мы занимаемся самыми приземленными делами: покупаем фанеру, гвозди, линолеум. Занимаемся ремонтом. Строгаем мебель. Директору постоянно несут сметы, договоры, счета. Каждый день приходится решать самые разные задачи: кто-то замерзает в гримерке, у кого-то в кабинете сломался замок… Но в конечном итоге мы все — все службы театра — работаем на зрителя. И когда приходишь на спектакль, испытываешь удовольствие, отдыхаешь душой. Все остается позади — нервы, беготня, цейтнот. А на сцене перед тобой — прекрасный результат совместной работы.

— Что, по-вашему, необходимо для того, чтобы такой большой коллектив работал слаженно и продуктивно, мог решать самые сложные творческие задачи?

— Для этого, как и в любом коллективе, нужна команда единомышленников. И каждый в этой команде должен выполнять свою работу качественно, на совесть. Ведь у нас действительно большой театр, состоящий из множества цехов. Это творческие цеха: балетный, актерский, оркестровый, хоровой. Кроме того, технические подразделения: монтировочный, осветительский, звуковой, бутафорский, реквизиторский, гримерно-постижерный.

Мы выпускаем по пять спектаклей в сезон, и для каждого шьем по 200-300 костюмов. Ведь, как правило, в постановке актеры несколько раз переодеваются. Костюмов скопилось так много, что из них можно без труда воздвигнуть многоэтажную башню. И все эти цеха работают слаженно, потому что начальники подразделений — профессионалы своего дела, умеют организовать процесс. А иначе никак: в театре все зависят друг от друга. Подготовка вечернего спектакля начинается с 11 утра. Сначала выходят монтировщики, затем осветители, потом настраивают звук, после актеры пробуют микрофоны.

— Как и у каждого коллектива, у Иркутского музыкального есть свои сильные и слабые стороны. И вам, как руководителю, они известны лучше других…

— Самая большая наша проблема — кадры. У нас не хватает музыкантов. Многие служат у нас по совместительству, имея постоянное место работы в Губернаторском оркестре Иркутской областной филармонии. Не хватает в труппе артистов хора и артистов балета. В балетных постановках танцуют артисты хора: они у нас подвижны, пластичны. У нас в актерском цехе мало мужчин. Поэтому бывает, что в месяц исполнитель вынужден играть 15-16 спектаклей. А это очень большая нагрузка. В прошлом году в Германию в Deutsche Oper Berlin уехал тенор Андрей Данилов. Подписал контракт на два года. Мы очень рады за Андрея, хотя для нас это ощутимая потеря. Но наша труппа пополнилась новыми именами. Так, в прошлом году у нас появился молодой способный вокалист Никита Мещеряков. В этом году из Тюменской филармонии в театр приехал Виталий Савельев. У него прекрасный баритон. Сейчас мы их вводим в спектакли.

— Тем не менее, несмотря на кадровые сложности, спектакль «Две королевы», поставленный главным режиссером Анной Фекетой, вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

— Да, спектакль включили в список самых заметных премьер 2017-2018 годов. Для нас это первый такой опыт. В экспертный совет «Золотой маски» присылают тысячи спектаклей со всей России. И из этого количества эксперты выбирают самые заметные постановки и рекомендуют их зрителям. К нам тоже приезжали эксперты. Нет ничего удивительного в том, что спектакль «Две королевы» не остался незамеченным. Это красивая, масштабная, мощная работа, современная опера с самобытными декорациями, потрясающими костюмами. Критики отметили костюмы, сценографию, созданную на сцене атмосферу той эпохи. Ну и, конечно, в первую очередь отметили прекрасный сценический дуэт Анны Рыбниковой и Александры Гаращук, их вокал и драматическую игру, также много хороших отзывов было об артистах хора и балета.

— Насколько мне известно, Анна Рыбникова и Александра Гаращук пришли в театр в 1999 году, как и многие другие актеры…

— Верно, тогда из нашего театрального училища, с курса Натальи Печерской в труппу пришли 8 человек, которые теперь составляют ее костяк. Молодые исполнители выросли в крепких профессионалов. Вообще, у нас многие работают долгие годы. Случайные люди в театре не задерживаются. Но нужна свежая кровь. Нужна молодежь. Мы, например, давно хотим вернуть в репертуар «Летучую мышь», но у нас просто нет актеров на ведущие роли. Однако, как ни парадоксально, с нашей небольшой балетной труппой в 27 человек в этом году мы выпускаем классический балет «Щелкунчик».

— Дмитрий Проценко — хореограф театра «Русский балет», под руководством которого проходили репетиции, сказал, что поставить такое количество людей «на пальцы» непростая задача. Что он имел в виду?

— В постановке много танцев в технике «на пуантах». Не все наши артисты балета владеют ей. В «Щелкунчике» много сложных танцев. Исполнители, конечно, волновались, переживали, но, как отметил Дмитрий Проценко, с задачей справились. В прошлом году совместно с театром «Русский балет» мы поставили два одноактных спектакля: «Дон Кихот» и «Шахеразаду». Возможно, сотрудничество с театром Вячеслава Гордеева продолжится и в 2020 году. В этом году репертуар театра пополнился музыкальной драмой «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» и классической опереттой «Принцесса цирка». Эксперты, приезжавшие в Иркутск на Байкальский театральный форум, отметили прекрасный голос нашего солиста Гейрата Шабанова.

— Ваш театр был организатором Байкальского театрального форума?

— Да, мы приглашали различных специалистов: по актерскому мастерству, хореографии, сценической речи, гриму, бутафории… Эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска проводили мастер-классы, семинары, круглые столы, читали лекции. Приглашали мы и критиков, которые делали профессиональные разборы спектаклей. Мероприятие проводилось впервые, и многие участники сошлись во мнении, что такие форумы надо проводить регулярно. Ведь «театралам» важно быть в курсе новых тенденций.

— Наверное, труппе важно и выезжать в другие города. В этом году вы побывали на гастролях во Владивостоке. Наверное, сложно путешествовать такой большой командой?

— Это целое дело! Если, к примеру, драмтеатр (30-40 человек) выезжает в турне налегке, захватив с собой только чемоданы (декорации вполне можно подобрать на месте), то мы везем с собой шесть контейнеров с декорациями, костюмами, оборудованием, инструментами, реквизитом. Весьма дорого отправить на гастроли такой большой коллектив. Но гастроли артистам необходимы. Они стимулируют и мотивируют, дают возможность показать себя, «опробовать» свое мастерство на незнакомой публике. В Иркутске многие зрители ходят на своих любимых актеров, дарят им цветы после спектаклей, устраивают овации, стоит кумиру лишь появиться на сцене. В другом городе все не так. Надо суметь завоевать расположение публики за довольно короткий срок. За две недели во Владивостоке наши исполнители заслужили любовь зрителей. На всех спектаклях были полные залы, с удовольствием ходили и на мюзиклы, и на оперетту. И журналисты отмечали чудесные голоса наших вокалистов, красивые декорации, актерское мастерство наших солистов. Также мы побывали в Усть-Куте, куда привезли детскую музыкальную сказку «Кот в сапогах» и гала-концерт. На будущий год планируем поездку в Зиму. Артисты после гастролей всегда довольны и полны впечатлений.

— А еще говорят, что артисты любят розыгрыши. Поэтому за кулисами случается много забавных историй…

— Однажды один начинающий артист балета принес мне заявление: «Прошу оплатить мне пыльные». Это коллеги его разыграли, сказали, мол, а ты что, не написал заявление на получение пыльных? Мы же танцуем, прыгаем, пыль летит. Руководство должно нам доплачивать за «вредность». Весело у нас проходят и «боевые крещения». Например, во время репетиции премьерного спектакля у одного из новичков никак не складывался образ. Молодой артист волновался, из-за чего никак не мог отработать свою сцену. Тогда кто-то из «старичков» заявил: «Ну, всё, ты потерял «зерно» роли!». И тут началось… Это самое «зерно» искали всем театром. Артисты высказывали соболезнования в связи с его пропажей, предлагали помощь в поимке вора… А те, кто не хотел подключаться к расследованию, просто оставляли настоящие зернышки в гримерке. Эта тема так прижилась, что теперь каждый раз, когда кто-то не в форме на репетициях, все интересуются, а все ли в порядке с «зерном» роли? И еще забавная история. В спектакле главную женскую роль исполняет молодой актер. В спектакле он носит женское платье. Как-то артист зашел к костюмерам и говорит: «Вы бы не могли мне подобрать бюстгальтер? А то коллеги интересуются, где же у меня грудь!».

Екатерина Санжиева