Зашифрованная история страны

Выставка «Образ Богоматери», работающая в Музейной студии Иркутска, показывает развитие одной из самых основополагающих тем русской иконографии на протяжении нескольких веков. Более 70 произведений, подготовленных и привезенных в Приангарье Государственным историческим музеем Москвы, имеют не только сокровенный религиозный смысл. В представленных иконах зашифрована история страны, ее география, творческое наследие талантливых художников-иконописцев.

Изображение Богородицы является едва ли главной темой в православной иконографии. Иконы, фрески, книжная миниатюра, гравюра, витраж — все вместе эти виды церковного искусства дают большое число типов и изводов изображений Пресвятой Девы. «Для того чтобы собрать подобную историческую выставку, нужно обладать большими фондами, — рассказывает заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко. — Каждый, кто посетит эту выставку, сможет оценить большое и разнообразное собрание иконописи исторического музея, коллекция которого насчитывает более 6 тыс. экспонатов. А образ Богоматери — это как раз та тема, которая может быть отражена, как никакая другая — очень богато и полно».

Древнейшим из русских сохранившихся изображений Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря Софийского собора в Киеве (XI век). Таким образом, тема Пресвятой девы в церковном искусстве развивается русскими мастерами без малого уже десять веков, и, стоит отметить, что в сознании русского народа с образом Богоматери довольно быстро стала ассоциироваться идея целостности и независимости государства. На протяжении веков развития храмового искусства каждый крупный город России стал стремиться к обладанию своей местной богородичной святыней. В разное время по всей стране приобрели известность различные иконы Богоматери, которые стали называться по месту, в котором «прославились» — «Смоленская», «Боголюбская», «Толгская», «Тихвинская», «Шуйская Смоленская», «Казанская» и другие. А к концу XIX столетия количество икон, известных своими чудотворениями, и вовсе возросло до тысячи, рассказывают представители Государственного музея Москвы.

Перечисленные иконы в числе других тоже присутствуют в экспозиции из столичного музея. Однако иркутяне смогут познакомиться лишь с их копиями, поскольку в Иркутск привезли воспроизведенные предметы церковной культуры. «Иногда оригинальные иконы из нашего собрания путешествуют, но каждый раз после таких поездок мы наблюдаем серьезные последствия — вздутие левкоя, изменения красочного слоя, иногда даже трескаются доски. Обеспечить достойный температурно-влажностный режим, особенно при перевозке, очень сложно и затратно, поэтому мы предпочитаем не вывозить оригиналы икон из Москвы», — объясняет Людмила Тарасенко. И тут же добавляет, что выставка копий все равно представляет большую ценность. Во-первых, потому что эти копии уникальны, во-вторых, изготовлены очень профессионально при помощи современных технологий, а в-третьих, каждая из них копий прошла ручную обработку, поэтому экспозицию нельзя рассматривать просто как выставку фотографий.

Действительно, для обывателя, наверное, будет сложно отличить копию от оригинала. Все экспонаты выполнены на деревянных досках, которые предварительно загрунтованы, а только после этого на них нанесена высококачественная печать изображения. «О каждой из икон можно говорить очень долго, потому что за каждой из них стоит большая история, — говорит Людмила Тарасенко. — Иконопись — это история нашей духовной жизни. И через нее можно проследить историю российского государства, которая неизбежно отразилась в храмовом искусстве».