Запретный алкоголь сладок

В последнее время в России была введена масса законопроектов, связанных с напитками, являющимися третьим по опасности фактором риска болезней во всем мире. О том, как обойти запрет продажи алкогольной продукции после 23.00, теперь слагаются легенды, а к «тотальному» отсутствию пива и водки 1 сентября многие иркутяне отнеслись неоднозначно. Корреспондент ВФ решил выяснить, влияют ли запреты на статистику, связанную со смертностью и преступностью на алкогольной почве, и определить градус, на котором мнения официальных лиц расходятся со взглядами «простых смертных».

Этим летом в России стартовал новый виток борьбы с алкоголизмом в стране. К запрету продажи крепких спиртных напитков после 23.00, действующему уже год, недавно добавились новые ограничения. Теперь список запретных для продажи в ночное время напитков включает в себя фруктовые, ликерные, игристые (шампанские) вина, винные напитки, а также пиво и изготавливаемые на его основе напитки. Правда, пока запрет на продажу пивной продукции действует только на товар крепче пяти градусов, но уже с 1 января 2013 года после 23.00 нельзя будет купить любое пиво.

[pullquote]

Новые и старые правила

Еще в 2011 году в силу вступили поправки к 171-му федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…», которые запрещают розничную продажу алкоголя в ночное время суток — с 23.00 до 8.00. Исключения были сделаны лишь для магазинов беспошлинной торговли (duty free) и организаций общепита — кафе, баров и ресторанов, а также ночных клубов.

В некоторых регионах России ограничения были ужесточены: например, в Московской области продажа алкоголя запрещена с 21.00 до 11.00. Самые строгие правила сейчас действуют в Чеченской республике — купить спиртные напитки там можно только с 8 до 10 часов утра. В Приангарье в дополнение к федеральному закону было установлено, что в магазинах, расположенных в жилых домах, запрещено продавать алкоголь на час раньше — с 22.00.

Суровые ограничительные меры были приняты в селе Хамакар Катангского района Иркутской области, в котором проживает 99 человек. Там по решению, принятому на сходе жителей села, был установлен запрет на продажу алкоголя в будние, выходные и праздничные дни, за исключением каждой пятницы с 17.00 до 20.00 часов местного времени.

Также с 1 июля 2012 года установлены дополнительные требования для торговых помещений, которые могут продавать алкоголь. В городских поселениях продавать алкогольные напитки могут только организации, имеющие стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров. Для сельских поселений этот показатель сокращен вдвое — до 25 квадратов. Договор аренды таких объектов должен быть заключен на срок один год и более.

Кроме этого, решением губернатора Приангарья Сергея Ерощенко был значительно расширен перечень мест, где не допускается розничная продажа алкоголя, в том числе и пива. Это все виды общественного транспорта, остановочные пункты, автозаправочные станции и другие места массового скопления граждан. В этот перечень вошли все детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории, рынки, вокзалы, аэропорты и учреждения культуры.

С 23 июля 2012 года вступили в силу изменения, внесенные в федеральное рекламное законодательство, по которым рекламу любой алкогольной продукции, в том числе и пива, можно будет размещать только в печатных СМИ (исключая первую и последнюю страницы газет и журналов).

Как сообщает пресс-служба Иркутского управления федеральной антимонопольной службы, с вступлением в силу новых изменений, нарушением законодательства будет являться любая пропаганда пива на уличных рекламных конструкциях, в теле- и радиопрограммах. Нельзя использовать в рекламе алкоголя образы людей и животных, включая и анимационные. Нельзя упоминать в рекламном тексте о наличии в алкогольной продукции включений биологически активных добавок и витаминов. А с 1 января 2013 года реклама алкоголя всех сортов вообще исчезнет из СМИ.

[/pullquote]

В Иркутской области к ужесточению антиалкогольной политики отнеслись с пониманием и одобрением. И ко всем этим мерам добавили свою лепту, утвердив постановление правительства Иркутской области о запрете розничной продажи алкогольной продукции в течение дней проведения «Последнего звонка», 1 июня (международный день защиты детей), 27 июня (день молодежи) и 1 сентября.

«Трезвый» день знаний для многих иркутян стал неожиданностью. Алкоголь не продавали не только в магазинах и супермаркетах, но и даже кафе, ресторанах и различных увеселительных заведениях. Так как на дворе был теплый субботний день, многие собирались отметить не только наступление осени, но и свои личные праздники — дни рождения, юбилеи, свадьбы. Необходимость сменить уже привычные алкогольные атрибуты застолья на минералку вызвало как минимум непонимание.

Но, как не перестают напоминать сторонники таких мер, только таким образом можно приостановить устрашающую тенденцию роста числа людей, имеющих пристрастие к алкоголю. Они напоминают, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, нравственный упадок общества начинается при употреблении трех-четырех литров алкоголя в год на душу населения, тогда как при употреблении восьми литров алкоголя происходят необратимые разрушения генофонда нации.

Согласно данным Иркутскстата, в Приангарье разрушение генофонда уже началось: потребление абсолютного алкоголя на душу населения в Иркутской области в 2011-м году составило 9,1 литров, потребление пива — 86,4 литра на душу населения.

На 1 января 2012 года на учете в областном наркологическом диспансере было зарегистрировано чуть более 45 тыс. человек, употребляющих психоактивные вещества, из которых 33,8 тыс. имеют диагноз «алкоголизм». За январь-июль 2011-го умерло 457 человек из-за причин, связанных с алкоголем (в том числе от случайных отравлений спиртными напитками — 108), а за аналогичный период 2012 года соответственно 401 и 81.

Тема запретов продажи алкоголя активно обсуждается в обществе; интернет-форумы просто кипят от сообщений пользователей на этот счет. Мнения граждан насчет действенности запретов разделились на два фронта: за и против. Сторонники новых постановлений утверждают, что запрет продажи алкоголя в ночное время способствует уменьшению числа пьяных в подворотнях и «кухонных боксеров», а благодаря отсутствию спиртных напитков во время детских праздников и городских гуляний на улицах будет меньше праздно шатающейся подвыпившей молодежи и пустых бутылок. Противники запретов не верят, что ограничения будут выполняться на 100%, к тому же предвидят увеличение производства суррогата. В интернете встречаются и совсем отчаявшиеся пессимисты: «Вырастили поколение малолетних деградирующих алкашей, а теперь, чтобы в очередной раз не опозориться, вводят подобные законы». Насколько меры по запрету продажи алкогольной продукции будут эффективны, покажет время. Мнения обеих сторон выслушал ВФ.
PDF номера