Заповедные места Павла Авенариуса

Иркутского художника Павла Авенариуса называют «лириком, обладающим глубоким и поэтичным чувством влюбленности в природу». Одаренный пейзажист, он продолжает традиции русской реалистической школы, ориентируясь на таких классиков иркутской живописи, как Владимир Тетенькин и Борис Лебединский. Выставка «России заповедные места», посвященная 70-летию автора, носит ретроспективный характер и показывает все стороны дарования художника.

Несмотря на то что профессионально заниматься живописью Павел Авенариус начал уже в зрелом возрасте, любовь к рисованию у него была всегда. «Рисовал и ребенком, и школьником, и курсантом, и когда уже служил, — вспоминает бывший военный летчик, и уже лет 20 как признанный художник. — Естественно, на службе меня просили рисовать различные плакаты и курсовые газеты. Я сбился со счета, сколько нарисовал портретов Ленина за время службы. И подошел момент, когда мне надоело всем этим заниматься. Тогда я решил все-таки учиться этому ремеслу. Поступил в Заочный народный институт искусств имени Крупской в Москве и окончил его». Сразу по окончании военной службы и окончания вуза в 1989 году начались выставки в составе Союза художников, но до принятия в профессиональный союз прошло еще шесть лет. Признания коллег нужно было добиться.

«Он приобретал навыки мастерства, работая рядом с профессиональными живописцами на этюдах, изучая классиков, и всю жизнь учился и продолжает учиться у природы. В своем становлении и развитии он прошел путь, в чем-то сопоставимый с тем, который проходили художники в XIX веке: от писания «видов», документально передающих мотив, к пленэру и импрессионизму», — отмечает искусствовед Ирина Бордовская.

«Когда смотришь на пейзажи Авенариуса, возникает ощущение, что художник как бы замирает, преклоняясь перед увиденным, и в работе старается сохранить и запечатлеть свой восторг».

Впрочем, сегодня мало кто способен усомниться в даровании Павла Авенариуса. Лауреат различных фестивалей, обладатель множества дипломов и благодарностей, участник огромного количества выставок — накануне своего 70-летия художник невероятно активен. Об этом свидетельствует большое количество новых работ, представленных на его персональной выставке, открывшейся на прошлой неделе в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея. Всего на выставку попало более 60 работ, охватывающих практически весь творческий путь художника, начиная с конца 80-х годов.

В основном здесь пейзажи, главным образом байкальские, однако на полотнах есть и другие уголки страны, и даже зарубежья, несмотря на то что выставка получила название «России заповедные места». Как признается сам автор, заповедные места могут быть где угодно, это вовсе необязательно потаенные уголки природы, куда редко ступает нога человека. «Это те места, на которых останавливается взгляд художника, те места, которые хочется написать», — говорит Павел Авенариус.

Такими местами оказываются и небольшие деревеньки во Владимирской области, и байкальские бухты, и улочки Керчи, и уютный иркутский скверик у Дома актера, и даже площади старой Германии. Есть что-то неуловимо схожее во всех этих работах, что можно назвать внутренним состоянием души художника. Наполненные светом и добротой, эти картины будто приглашают к себе зрителя — сразу хочется побродить по уютным улочкам Гурзуфа, вдохнуть запах талого снега деревни Тутура, побывать в старой части Страсбурга… И, конечно, еще раз вернуться на Байкал.

«Павел Авенариус — лирик, созерцатель, художник с глубоким и поэтичным чувством влюбленности в природу. Пейзажи Авенариуса «портретны» и всегда являются точным изображением какого-либо места», — говорит об авторе председатель Иркутского отделения Союза художников России Наталья Сысоева.

«Он всегда стремится к предельной точности в передаче мотива, сохраняя при этом живое чувство. Когда смотришь на пейзажи Авенариуса, возникает ощущение, что художник как бы замирает, преклоняясь перед увиденным, и в работе старается сохранить и запечатлеть свой восторг. Ему удается и в законченных композициях сохранить яркость ощущений и свежесть натурного этюда. Чистые сияющие краски, тонко переданное освещение, ясные выразительные композиции, любовь к деталям — это неизменные отличительные черты его произведений», — добавляет искусствовед Ирина Бордовская.

Выставка Павла Авенариуса будет работать до 7 сентября 2014 года.