Замена резины как глобальная проблема

Зима не за горами — начиная с середины сентября это основная тема для обсуждения в автосалонах и сервисах для владельцев личных машин. Все стараются избежать неожиданностей в виде внезапного снега, и потому прикидывают, когда же будет правильно «переобуться». Наш регион радует непредсказуемостью: водители помнят и теплые осенние месяцы, когда первый снег выпадал только в ноябре, и лютый сентябрь, когда в 20-х числах бог погоды неожиданно запускал метели и вьюги. Сторонников «позднего зажигания» всегда находится больше — именно поэтому перед сообщением о первом снегопаде в шиномонтажки выстраивается огромная очередь из десятков машин. В преддверии глобального коллапса корреспондент Al разузнал, как город готов к массовой замене резины. Оказалось, что готов плохо.

Кроме нескольких монтажей в спальных районах, в городе сформировались целые сервисные улицы, где выбор организаций, которая заменит летнюю резину на зимнюю, весьма широк.

Рядом с вашим домом много шиномонтажек? Рядом с моим, в микрорайоне Первомайский — четыре. Серьезно, в радиусе от 100 м до 1 км четыре заведения, где можно отремонтировать колесо или поменять резину, при этом две из них расположены практически друг напротив друга — на разных сторонах дороги. Две шиномонтажки работают давно и стабильно — одна напротив школы №35, вторая на большом перекрестке, где проходит объездная дорога между Университетским и Первомайским. А две открылись относительно недавно, полтора-два года назад. И судя по тому, какие очереди у них в пик сезона, в октябре — работы хватает на всех.

Такое шиномонтажное счастье отмечается далеко не во всех районах города. Многолетний опыт вождения и здравый смысл подсказывает, что мой случай в Первомайском не должен быть исключением — в спальных районах логично размещать много шиномонтажек из-за обилия клиентов. Поменять резину — процесс не минутный, мимоходом, по дороге с работы домой его не провернешь. Надо выделять время, ехать, ждать. Многие в межсезонье специально выделяют половину выходного дня, чтобы «переобуть» резину. Однако практика, жалобы знакомых и «ДульГис» говорят об обратном: в спальных районах не так много шиномонтажек. Больше всего, пожалуй, жалуются жители Иркутска-II — у них на огромный район самолетостроителей приходится всего пять «шинок». Много это или мало? С одной стороны, все они расположены так, что от одной до другой ехать не более 7-10 минут. С другой стороны, вспомним Первомайский — четыре шиномонтажки в радиусе 1 км. Всего же на микрорайон также работает пять шинок — одна находится выше, на улице Вампилова, для жителей «верхнего» Первомайского. В целом, получается, одинаково. Но к детальным расчетам вернемся потом.

Кроме нескольких монтажей в спальных районах, в городе сформировались целые сервисные улицы, где выбор организаций, которая заменит летнюю резину на зимнюю, весьма широк. В Свердловском районе это, например, улица Старокузьмихинская — только там стоит 10 шинок, а в ее окрестностях, чуть выше на Лермонтова, Безбокова и Академической еще четыре. В Октябрьском округе центром шиномонтажной жизни, без сомнения, стала улица Ширямова — тут их сразу 15! Правда, статистику чуть портит тот факт, что тут много дилерских центров, а не чистых автосервисов с шиномонтажом. Хотя у дилеров также переобувается приличный поток автомобилистов, поэтому не будем сбрасывать их со счетов.

Сами шиномонтажники на трудную судьбу не жалуются: октябрь для них — самый хлебный месяц. В специализированных сервисных центрах, где может быть от четырех до 10-12 постов, просто вырастает очередь записавшихся на шиномонтаж заранее — обычно все расписано на неделю вперед.

В Правобережном округе 14 шиномонтажек и сервисных центров, оказывающих услуги по замене колес, на длинной улице Баррикад, еще шесть на Рабочего штаба. В Ленинском районе сосредоточение колесных дел мастеров случилось на Трактовой и Олега Кошевого — десять и шесть соответственно. Ну и само Ново-Ленино также не обделили: на Розы Люксембург четыре шиномонтажки, две на Баумана, и еще три — на объездной дороге.

Всего же в Иркутске, по данным «ДубльГис», 196 организаций, которые оказывают услуги шиномонтажа. И это не все — несколько мелких шинок, о которых я знаю лично, не были указаны на карте. При этом случайно удалось узнать, что в начале года их было значительно меньше — 167 (такое количество показывала программа, которая не обновлялась с февраля — стояла на ноутбуке, которым давно не пользовались). Какой вывод отсюда можно сделать? Что к началу сезонов — весной и осенью — в городе открывается все больше и больше компаний, которые оказывают подобные услуги. В среднем плюс 10-15 фирм за сезон.

Итак, больше двухсот шиномонтажек. Уровень автомобилизации в Иркутске — более 220 тыс. автомобилей. Получается, что на каждую шиномонтажку в пиковый период приходится по 1100 машин! Если учесть, что пик у нас короткий, всего около 10 дней (все, даже самые несознательные, пытаются переобуться в течение недели после первого снега), то получается, что на каждую «шинку» в горячий сезон в среднем приходится около 100 машин в сутки! А вот это уже говорит о серьезном дефиците в Иркутске такого нужного сервиса.

Сами шиномонтажники на трудную судьбу не жалуются: октябрь для них — самый хлебный месяц. В специализированных сервисных центрах, где может быть от четырех до 10-12 постов, просто вырастает очередь записавшихся на шиномонтаж заранее — обычно все расписано на неделю вперед. А вот в дворовых шиномонтажках (вагончик с одним автоматом для бортирования резины, куча покрышек, наваленных повсюду, отсутствие зоны отдыха — посетители мерзнут на улице), в среднем в день обслуживают около 20 автомобилей, рассказали работники, а в пиковое время цифра клиентов увеличивается до 70-90(!), в зависимости от возможностей самой шиномонтажки. Меняется и время работы: обычно городские шинки работают круглосуточно, но ночью работяг никто не беспокоит — все приличные люди спят. А в октябре последние клиенты уезжают в 3-4 часа утра, а первые ранние пташки появляются уже в 7 часов, когда на улице еще темно. Чтобы справиться с таким наплывом посетителей, увеличивают штат сотрудников: в смену вместо двух человек работает трое, иногда, если получается найти еще одного рукастого работника, четверо. Парни отмечают, что отдельное спасибо стоит сказать многим клиентам: они не устраивают скандалов, а терпеливо ждут своей очереди и очень часто помогают работникам — снимают колеса, закатывают их на бортирование, а потом выкатывают обратно и помогают устанавливать.

Кстати, казалось бы, само собой разумеется, что на шиномонтажки в такие дикие очереди приезжают только те, у кого один комплект дисков и на зимнюю, и на летнюю резину — дома перекинуть одно на другое не получится. Счастливчики, у которых каждый комплект имеет свои диски или хотя бы «штамповку», без проблем в течение получаса сами поменяют «лето» на «зиму». Но бывают и исключения. В очереди, где стояла я, оказалась одна девушка, которая этого делать не умела. И из знакомых мужчин ей почему-то тоже никто не помог. Разговорившись с ней от скуки — после полутора часов ожидания моя очередь уже подходила, а вот перед девушкой было еще семь машин — эта информация как-то всплыла в разговоре. Я удивилась — так что же, это столько ждать, чтобы просто колеса перекинуть? Моя новая знакомая грустно кивнула и беспомощно развела руками. На ее счастье, разговор услышал близстоящий мужчина. Он подъехал совсем недавно, и ему предстояло прождать более десяти машин. Он уточнил, правда ли, что зимняя резина стоит на дисках, и сам вызвался переставить колеса. «Зато очередь себе на одного человека сокращу!» — весело подмигивал он нам, откручивая болты. Через 30 минут счастливая девушка укатила на своем готовом к зиме «Форде». Я надеялась, что она вернется и как-то отблагодарит своего помощника — в конце концов шоколадки в магазинах продаются свободно — но этого не случилось. Жаль, что не все иркутяне умеют выражать благодарность за бескорыстную помощь. Мужчина, к счастью, не расстроился — ему хватило обычного спасибо.