Замена колеса

К моменту, когда выйдет журнал, многие уже переобуются. Однако те, кто проколет шину (а это любая из нас), должны иметь представление о замене колеса. Конечно, мастерские с крепкорукими парнями работают в больших количествах, но в чистом поле в три часа ночи вы будете одна с этой проблемой, а все друзья, как назло, будут недоступны или не ответят на звонок.

Ничего сложного

Девушки, ничего сложного и нереального в том, чтобы снять колесо, нет. На своей предыдущей машине (малолитражка с 13-дюймовыми дисками) ваш автор делала это играючи. Однако последние лет шесть колеса покрупнее, это диски — 15 дюймов алюминиевого сплава (вот уж не тяжесть) и покрышки 195-й ширины (уже ощутимый довесок). Нет, речь об обычной женщине, которая ненавидит спорт, никогда не брала в руки гири или как их там… гантели. И не только экономическая сторона вопроса, но и масса 16-тидюймового колеса останавливают вашего корреспондента от покупки колес побольше. Да, нелегко поднять колесо и положить его в багажник, да, не так ловко получится установить его, непослушное, на шпильки, но порой нет никого, чтоб помочь.

Пока вы дома

Пока ситуация штатная, оцените колеса своей машины. Если у вас «Лендкрузер», то шансов освоить самоличную переобувку тачки, пожалуй, нет. Либо у вас новый автомобиль, жадный производитель коего сэкономил на всем (в том числе и свободном пространстве) и сунул в багажник компактный набор для ремонта колеса. Остальные, читайте дальше.

Загляните в багажник и оцените состояние домкрата, его конструкцию. Как он работает, тоже самое время узнать. Легко ли он крутится, меняет ли свои габариты, не потеряна ли важная рукоятка. Варианты исполнения домкратов разные — от ромбичных до пневматических.

Примерьте баллонный ключ к гайкам колес. Возможно, что вы меняли диски и гайки заодно, и ключ к ним не подойдет. Убедитесь, что он с гайками «одной крови».

Изучите запасное колесо. Если оно большое, полноразмерное, то завезите его в шинку и накачайте до рабочего давления. Но большинство современных машин оборудованы докатками, они же «желтки», «бананы» и др. Это маленькие колесики с давлением в пять атмосфер, которые занимают в багажнике меньше места, чем настоящее колесо.

«Расслабься!»

Это слово о том, когда нам расслабляться нельзя, а колесу напротив не помешает. Если вы были на СТО и что-то там делали с подвеской, мастера могут затянуть после ремонта колесные гайки пневматическим инструментом. Делать этого нельзя, потому что затяжка колесных гаек предусмотрена от руки. Ослабить руками гайки после пневмогайковерта может только обладатель другого пневмогайковерта. Так что распорядитесь при случае, чтоб вам руками гайки тянули, чуток по старинке потрудились уважаемые автослесари. Такая просьба у них не вызывает восторга, но аргумент про прокол колеса в чистом поле придает вашей просьбе весомости, а с мужчинами надо разговаривать аргументами, так до них быстрей доходит.

И пока добрые мужчины крутят гайки, поглядите, в какую сторону они это делают! И запомните. Например, сделав ассоциативную связь между вращением колеса при движении и поворотом гаек.

Оборудование

Для всей операции нам понадобится, конечно, сама машина, запасное колесо, домкрат, баллонный ключ для откручивания гаек колеса, треугольные противооткатные упоры (обломки кирпича, доски, бруса, круглые камни и прочие предметы тоже подойдут). Рабочие перчатки ну очень желательны, или пусть будут влажные салфетки для очистки рук — ну да это добро у нас всегда имеется на борту нашего герл-мобиля. Возможно, пригодится отрезок толстой доски и труба длиной сантиметров 50-70 и диаметром около 3-5. Именно труба, пустая внутри, а не ломик. Наши отцы и деды звали ее «усилитель здоровья».

Если у вас есть выбор, вы где-то в цивилизации, поставьте машину на ровной твердой площадке. Если у вас пробита шина, то, возможно, вы на бездорожье, и площадок там не построено. Для этого и нужна доска. Хорошо бы подстелить ее под домкрат. Так он не увязнет в грязи, песке и прочих бяках. Ну и заодно сократит расстояние, на которое предстоит поднимать автомобиль.

Если ехать недалеко и колесо можно накачать (ах, если есть в машине насос или компрессор!), то лучше накачать. Такое бывает, если прокол невелик и воздух стравливается медленно. Бывает, что исходно плохо накачанное колесо подцепило грязи, стало пропускать и слегка сдулось. Вычистив грязь, вы сможете накачать колесо до нормы, и дальше все будет хорошо. В случае если у вас малышка-докатка, не будет нормальной езды, потому что автомобиль будет на трех с половиной колесах. И в половине случаев запаска не соответствует сезону: ведь она либо зимняя, либо летняя.

Операция

Ну, дорогая, погнали. Для начала скажем себе, что все получится, снимаем бусы, браслеты, кольца, шарфики (как ты в этом водишь машину?!), натягиваем перчатки и ставим автомобиль на ручник, на паркинг. Или на передачу (в случае с МКПП). Выходим из машины, достаем из багажника баллонник, запаску, домкрат и трубу-увеличитель дамских сил. Раскладываем все это у пострадавшего колеса, смотрим с уверенностью, вслух говорим «Подуууумаешь!» и приступаем. Достаем и запинываем упоры под колесо машине. Допустим, мы будем поднимать машине правый бок. Поэтому забиваем упоры с левой стороны, ведь левой стороной машина будет очень плотно опираться о землю.

Теперь берем баллонник, вспоминаем, в какую сторону крутить, и одеваем баллонник плотно на гайку. Хвостик ключа должен быть параллелен земле. Наша задача — сорвать гайку с места. Можно сразу надеть трубу и просто повернуть. Правда, иногда приходится попрыгать на этой трубе, если гайку затягивал кто-то со всей дури. Если некий человек, возникший из ниоткуда, в этот момент предложит вам помощь, можете ее принять. После пары прыжков.

Стронув все гайки, чтобы они крутились баллонником от руки, берите домкрат. Встаньте перед автомобилем на коленку и загляните под брюхо. Возле колеса есть площадка, куда ставится упор домкрата. Вы узнаете ее по небольшим выемкам, фиксирующим домкрат от ерзания.

Если надо, кладем доску, затем ставим домкрат. Начинаем поднимать машину. В ней в этот момент не должно быть пассажиров. Поднимаем машину — сперва она идет легко, затем все туже и туже, это нормально. Когда меняемое колесо оторвется от земли, откручиваем его. Кладем на землю и заталкиваем под порог машины. Если она шмякнется с домкрата, то упадет на колесо и не повредится. Гаечки нельзя потерять, аккуратно кладем их кучкой под рукой.

Напрягаем силы и устанавливаем на место запаску. Если она полноразмерная, то придется даже еще поднять автомобиль: спущенное колесо занимает меньше места в арке. Надев колесо на шпильки — это непросто! — закручиваем гаечки. Сперва пальцами, затем баллонным ключом. Не тянем сильно, ведь тачка висит в воздухе.

Вынимаем дырявое колесо из-под бока машины, опускаем ее с домкрата. Либо крутим ручку, либо стравливаем воздух из пневматики поворотом специальной штучки. Теперь затягиваем от души гайки баллонником. Делаем это не одна за другой. А крест-накрест! Гайка — потом та, что от нее через 1-2, потом следующая, потом снова через одну.

Складываем все, что доставали, в багажник. В том числе и упоры, о которых обычно все забывают.

Особенности езды на запаске

Поздравляю вас, дорогая! Снимаем перчатки. Бусики-браслеты одевать не спешите: попробуйте водить без этих мешающих, отвлекающих побрякушек.

Гордимся собой и аккуратно трогаемся с места, прислушиваясь к ощущениям. Поскольку запаска либо малышка, либо несезонная, придется быть очень аккуратной и не забывать о том, что одно из колес «неадекватное». Вероятно, там и диск другой (иная масса), и рисунок шины отличается, что вызовет справедливое возмущение автомобиля, на одной из осей коего разные колеса. Едем медленно и не отвлекаясь от автомобиля: не врубайте музыку, не звоните сразу мужу, чтоб похвалиться.

Ведем машину плавно, резкое торможение, скорей всего, приведет к потере устойчивости, машину перекосит на дороге. Особенно это касается мокрой, скользкой и неровной дороги.

Если вам понравилось орудовать домкратом и у вас прокол спереди, то есть смысл потрудиться немного больше. На передней, управляемой рулем оси, более загруженной, чем задняя (вес мотора), одинаковые штатные колеса облегчат жизнь. Оденьте на морду целое родное колесо с задней оси, а на корму поставьте запаску.

Едем до ближайшего шиномонтажа, там приведут в норму колеса машины. Это важная часть, которой автомобиль опирается на землю и благодаря которой движется, останавливается и поворачивает.